Цели и принципы управления ликвидностью компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Краткое описание

Цель управления состоит не только в том, чтобы установить и оценить уровень ликвидности и платежеспособности предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их повышение. Анализ ликвидности и платежеспособности показывает, по каким направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы повышения ликвидности и платежеспособности предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятия «ликвидность предприятия»
и «управление ликвидностью», их сущность………………..............4
2. Методика анализа платёжеспособности и ликвидности
предприятия. Основные показатели ликвидности………………….6
3. Методы повышения уровня ликвидности предприятия………..13
4. Анализ ликвидности ООО «Центр делового
сотрудничества»……………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………...22
Список используемой литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финмену.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

     Проблемы  ликвидности нередко возникают  в результате того, что до начала реализации нового бизнеса или проекта  не устанавливается, сколько денег  необходимо для его запуска. Именно поэтому перед тем как начать бизнес, необходимо выяснить, сколько  на это реально потребуется финансовых ресурсов. Если речь идет о начинающем предприятии, самое важное - убедиться, что имеется достаточно финансовых средств.

     Ошибка  зачастую допускается при учете  поступлений от продаж. Как правило, руководитель предприятия предполагается, что весь товар будет продан сразу, и деньги за него поступят немедленно. Но на практике получается всё иначе. Чтобы продать товар, необходимо время, как для продажи, так и для получения денег. Более того, многие фирмы (особенно в торговле) предпочитают работать с отсрочкой платежа.

     Также в калькуляциях нередко не учитываются  затраты времени с момента  приобретения сырья до момента, когда  готовая продукция продана. Зачастую учитывается только время, которое  уходит конкретно на производство, в него включают поставку материалов, производство, работу по продажам и  поступление денег. Такой способ предварительного расчета кардинально  неправилен.

     Осуществлять  постоянный контроль за временем товарооборота  необходимо не только на начинающем предприятии, но и на постоянно действующем. Это  позволяет определять потребность  в финансовых ресурсах. В противном  случае можно оказаться в положении, когда перспективное производство будет закрыто из-за несвоевременного финансирования. 

     Кроме этого, необходимо постоянно анализировать, что будет, если продажи пойдут лучше  или хуже, если поставки сырья затянутся  и предвидеть наступление этих ситуаций и быть готовыми к ним. Таким образом  можно оценить, сколько денег  максимально понадобится в самом  худшем случае, и сколько минимально денег потребуется в самом  лучшем случае.

     Конечно же самым главным в управлении ликвидностью является постоянный контроль за её показателями, которые рассмотрены  выше. Коэффициенты ликвидности дают оценку способности фирмы оплачивать краткосрочные задолженности. Особое внимание необходимо уделять коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту срочной ликвидности.

     За  коэффициентом текущей ликвидности  необходимо постоянно следить, особенно если речь идет о быстро развивающемся  предприятии. Например, руководство, увидев, что предприятие успешно, может  начать поиск возможностей для новых  инвестиций и приобрести новое оборудование или недвижимость. Оборотные средства будут вложены в основное имущество. Но если новое оборудование сразу  же не найдет достаточного применения или если на его приобретение будет  затрачено слишком много денег, то может пострадать все предприятие, так как оборотных средств  будет недостаточно для оплаты счетов.

     Коэффициент срочной ликвидности считается  более консервативным по сравнению  с коэффициентом текущей ликвидности, поскольку при его расчёте  из оборотного имущества вычтено  имущество, которое, как правило, трудней  реализовать, и предоплаты, возврата которых зачастую нельзя потребовать.

     Важное  значение в управлении ликвидностью играет планирование (постановка целей  для предприятия (увеличение доли рынка, увеличение оборота, увеличение прибыли  и т.д.) и составление стратегических планов для достижения целей). Тщательно  проанализированный бизнес-план для  реализации стратегии позволяет  следить за соответствием планов реальному положению дел и, в  случае обнаружения несоответствий, своевременно реагировать. Также основательно составленный бизнес-план показывает периоды, в течение которых предприятие  нуждается в дополнительном финансировании для поддержания своей ликвидности.

     При хорошо налаженном производстве в случае возникновения дефицита денежных средств, необходимо прибегать к банковским краткосрочным кредитам, предварительно оценив все выгоды и потери.

     Особое  внимание необходимо обращать и на следующие факторы, которые тем  или иным образом сказываются  на ликвидности предприятия:

     1) Сезонность – планируя свою  деятельность, необходимо непременно  учесть сезонность, обусловленные  ею закономерности. Мороженое большей  частью продается летом, торф  для отопления – зимой. Но  учитывать только сезонность  продаж недостаточно. Также важен  учет сезонности других частей  предприятия. Например, хотя продажа  торфа для отопления происходит  зимой, затраты на его заготовку  делаются летом. 

     2) Чрезмерные инвестиции – распространено  ошибочное мнение, что успешным  является то предприятие, которое  инвестирует много и увеличивает  оборот. Каждое решение относительно  инвестиций необходимо предварительно  основательно проанализировать. Поскольку  в случае инвестиций уменьшается  объем оборотного имущества, то  до вынесения окончательного  решения необходимо убедиться,  что при размещении денег в  основное имущество не пострадает  ликвидность.

     3) Инвестиции за счет будущих  денежных потоков – следует  проявлять осторожность в тех  случаях, когда предприятие для  того, чтобы быстро получить деньги, берет у клиента предоплату  и в ответ соглашается оказывать  какую-либо услугу в течение  длительного периода времени.6

     Например, работавшая несколько лет площадка для гольфа по требованию клиентов нуждалась в инвестициях. Руководство  решило для получения средств  завербовать новых членов. Чтобы  повысить их численность, тем, кто заплатит вступительный взнос и абонентную плату за год вперед, была обещана (и широко разрекламирована) возможность  получить на три года право играть на площадке. Кампания прошла успешно,  и поступившие деньги были инвестированы  в дорожки для гольфа и инвентарь. Но с наступлением третьего года предприятие  столкнулось с очень серьезными проблемами. Игроков было много, и  все были довольны уровнем площадки, но у предприятия не было денег  на то, чтобы оплатить текущие расходы. Нуждаясь в деньгах, оно предложило возможность в течение следующих  двух лет не вносить абонентную плату  за игру и тем самым существенно  сократило свои входящие денежные потоки будущих периодов. Поэтому в данной ситуации правильнее было прибегнуть к банковскому займу. 

     Чтобы у предприятия не возникали проблемы с ликвидностью, необходимо ставить  конкретные цели, составлять стратегии  их достижения, постоянно анализировать  и контролировать соответствие реального  положения дел и составленных планов. 
 
 
 
 

     4. Анализ ликвидности ООО «Центр делового сотрудничества» 

     Одним из важнейших критериев оценки финансового  положения предприятия является его платежеспособность. Для ее оценки используются три относительных  показателя ликвидности, различающиеся  набором ликвидных средств, рассматриваемых  в качестве покрытия краткосрочных  обязательств.

     Оценить платежеспособность можно по данным баланса на основе характеристики ликвидности  оборотных средств.

     Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности  в порядке ее убывания, с обязательствами  по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения в порядке возрастания  сроков.

     В зависимости от степени ликвидности  активы предприятия разделяются  на следующие группы.

     1) Наиболее ликвидные активы (Al), включающие денежные средства и краткосрочные Финансовые вложения (ценные бумаги, за исключением балансовой стоимости собственных акций,  выкупленных у акционеров).

     2) Быстро   реализуемые  активы   (А2) -   краткосрочная   дебиторская   задолженность   и прочие оборотные  активы за  вычетом задолженности  участников  по  взносам  в  уставный капитал.

     3) Медленно реализуемые активы (A3) - запасы, задолженность участников  по взносам в уставный капитал,  а также долгосрочные финансовые  вложения.

     4) Трудно реализуемые активы (А4) - иммобилизованные  средства и долгосрочная дебиторская  задолженность за вычетом долгосрочных  финансовых вложений.

     Пассивы баланса группируются по срочности  их оплаты следующим образом.

     1) Наиболее срочные обязательства  (П1) включают кредиторскую задолженность,  задолженность участникам по  выплате доходов и прочие краткосрочные  обязательства.

     2) Краткосрочные пассивы (П2)— краткосрочные  кредиты и заемные средства.

     3) Долгосрочные пассивы (ПЗ)—долгосрочные  кредиты и заемные средства.

     4) Постоянные пассивы (П4)— капитал  и резервы, доходы будущих периодов  и резервы7

     В таблице 2.2. сгруппированы активы и  пассивы баланса ООО «Центр делового сотрудничества» за 2008 год. Анализ данных, представленных в таблице позволит сделать общий вывод о платёжеспособности предприятия.

     Таблица 2.2 - Группировка активов и пассивов баланса ООО «Центр делового сотрудничества» за 2008 год по степени ликвидности

Актив 2008 Пассив 2008 Платежный излишек или недостаток
на  начало года на конец  года на начало года на конец  года на начало года на конец  года
А1 1 5 П1 0 0 1 5
А2 0 0 П2 0 69 0 -69
А3 0 0 П3 41 116 -41 -116
А4 50 190 П4 10 10 40 180
баланс 51 195 баланс 51 195 0 0
 

     Как видно из таблицы 2.2., структура баланса  исследуемого предприятия не совсем благополучная. Особенно критическая  ситуация по соотношению активов  и пассивов по второй и третьей  группе. Но в четвёртой группе активы заметно превышают пассивы организации.

     Благополучная структура баланса предполагает примерное равенство активов  групп 1-4 над пассивами данных групп. Но необходимо отметить, что наиболее ликвидные активы должны превышать  наиболее срочные обязательства. Менее  ликвидные активы могут формироваться  за счёт уставного капитала, но при  необходимости можно привлекать долгосрочные кредиты.

     В исследуемом предприятии оборотные  активы практически отсутствуют, но при этом имеют место краткосрочные  обязательства на 69 тыс. рублей (на конец 2008 года). Но здесь необходимо отметить, что не смотря на краткосрочность этих обязательств, речь идёт о кредите банка, платежи по которому распределены равномерно по году, что некоторым образом нейтрализует проблему.

     Получается, что единственным источником погашения  обязательств являются основные средства предприятия, но так как их реализация не возможна (иначе фирма останется  без средств производства), значит единственный источник погашения кредиторской задолженности для предприятия  – текущие платежи за предоставляемые  услуги. Но отсутствие дебиторской  задолженности на начало и конец  года свидетельствует о том, что  у предприятия нет постоянных клиентов, так как нет постоянного  движения оборотных средств. Совершаемые  предприятием сделки являются разовыми, что повышает риск неисполнения кредитных  обязательств. Изменение конъюнктуры  рынка может привести к отсутствию заказов и к банкротству.

     Для того, чтобы проверить данные доводы, проанализируем коэффициенты платежеспособности, которые различаются набором  ликвидных средств, рассматриваемых  в качестве покрытия текущих обязательств:

     1) Коэффициент абсолютной ликвидности,  характеризующий платежеспособность  предприятия на дату составления  баланса, выражается отношением  денежных средств и краткосрочных  финансовых вложений (активы А1) к  текущим обязательствам, включающим  в себя кредиторскую задолженность  и краткосрочные заемные средства. Данный коэффициент показывает, какая часть текущих обязательств  может быть погашена немедленно.

Информация о работе Цели и принципы управления ликвидностью компании