Анализ современного состояния Российского рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных особенностей развития мировой экономики в конце XX начале XXI вв. стало возрастание роли фондового рынка, который приобрел ключевое значение в системе финансовых рынков. В настоящее время в финансовых инструментах воплощена основная часть активов развитых стран мира. Глубокие изменения произошли в институциональной структуре фондовых рынков, неизмеримо увеличилось разнообразие их инструментов.

Оглавление

Введение 3
1 Оценка современного состояния и уровня развития российского рынка ценных бумаг 3
1.1 Анализ современного состояния фондового рынка 3
1.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России 6
1.2.1 Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России 6
1.2.2 Варианты развития рынка ценных бумаг 8
2 Технический и финансовый анализ 11
2.1 Технический анализ 11
2.2 Финансовый анализ 23
3 Влияние Мирового финансового кризиса на рынок ценных бумаг. 25
4 Литература 27

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 748.00 Кб (Скачать)
gn="justify">    В итоге, говоря о кризисе либеральной  модели экономики и усиления роли государства, хочется отметить, что  в настоящее время действительно  широкое распространение получает кейнсианская модель развития экономики. Роль государства растет не только в России, но и в США, и в Западной Европе, о чем свидетельствуют пакеты принимаемых в этих странах мер, размеры государственных вливаний в экономику, огосударствление крупных финансовых институтов. Таким образом, мы сейчас наблюдаем своего рода новую парадигму, которая во многом напоминает усиление государственного влияния на экономику, имевшего место в 1930-х годах после Великой депрессии. Отличие нынешнего периода от того заключается в том, что, вероятно, будут приняты меры, способствующие самостоятельному разрешению существующих проблем экономическими субъектами, консолидации в финансовом секторе, использованию рыночных методов. Поддержка государства будет более сбалансированной – ее чрезмерность может привести к негативным последствиям для финансовых институтов. Масштабность принятых мер обоснована, но важно, чтобы она осуществлялась в комплексе с рыночными методами, в частности необходимо дать некоторый простор для консолидации рыночным силам, чтобы устранить в финансовой системе слабые звенья, способные стать в последующем детонатором нового кризиса.

    1. Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
      1. Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг  России

      Одним из основных приоритетов экономического развития Российской Федерации является эффективное функционирование ее финансового рынка. Деятельность данного сегмента экономики имеет специфические особенности организационной структуры, которые выражаются прежде всего в высокой потребности информатизации и компьютеризации всех её составляющих элементов, а также сложности в обеспечении своевременного выполнения требований постоянно меняющегося законодательства. 

     Основными составляющими финансовой системы  любого государства являются банковский сектор и рынок ценных бумаг. Основной институциональной характеристикой рынка ценных бумаг является инфраструктура, создаваемая его участниками и органами государственного управления.

     Таким образом, для обеспечения бесперебойного и высокоэффективного функционирования российского фондового рынка необходимо стимулировать процессы развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, также уделяя особое внимание поиску источников финансирования необходимых реформ и изменений.

      Особенность российского рынка ценных бумаг  определяется преобладанием банковского капитала на данном сегменте финансового рынка страны, поэтому именно коммерческие банки в рамках осуществления своей профессиональной деятельности на рынке, прежде всего, должны быть заинтересованы в обеспечении бесперебойного функционирования его инфраструктурообразующих элементов. Они должны выступать как инициаторы необходимых изменений и предоставлять источники финансирования для обеспечения  развития финансового рынка Российской Федерации в целом.

      В рамках дальнейшего успешного развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, для наиболее безопасного перехода большинства участников рынка ценных бумаг на полную автоматизацию учета ценных бумаг потребуется наличие качественных, взаимозаменяемых и доступных программных решений. Для этого наиболее целесообразным является введение единых стандартов профессиональной деятельности, что позволит в значительной степени снизить зависимость профессионального участника рынка ценных бумаг от компании-продавца программного решения, повысить общее качество предлагаемых программных продуктов и снизить их стоимость для конечного потребителя.

      Взаимозависимость фондового рынка Российской Федерации  с ее банковской системой через деятельность коммерческих банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг является характерной чертой всего российского финансового рынка, что дополнительно стимулирует процесс взаимопроникновения и взаимодействия инфраструктурных элементов банковской системы с инфраструктурой фондового рынка. Инфраструктура рынка ценных бумаг не может обойтись без использования банковских технологий, однако более масштабный процесс освоения коммерческими банками фондового рынка позволяет в перспективе надеяться на полное взаимопроникновение данных инфраструктур. Ускорению подобных процессов должно послужить и желание самих банковских организаций привлекать дополнительные денежные средства. С учетом богатого опыта применения коммерческими банками принципа стандартизации банковских услуг на них возлагается основная задача стандартизации и развития всего комплекса инфраструктурного обеспечения деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      Характеризуя  сложившуюся ситуацию вокруг организации  профессиональной деятельности, можно  выделить следующие основные проблемы: отсутствие доступного и качественного программного обеспечения; а также комплексных решений при организации профессиональной деятельности, включающих проработанную методологическую базу; существование огромного количества трудносогласуемых форматов и стандартов.

    В качестве варианта решения вышеуказанных проблем в диссертации разработан эффективный механизм использования капитала профессиональных участников - прежде всего коммерческих банков в развитии общей инфраструктуры фондового рынка. Реализация предлагаемого механизма основывается на создании продукта из имеющихся разработок организации профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включающих комплекс программно-технических и методических решений. Клиенты - покупатели подобного продукта становятся программно-технически и методически равны продавцу данного продукта. Реализация данного механизма должна строиться в рамках функционирования саморегулируемых организаций, где и должны формироваться единые стандарты профессиональной деятельности, включающие также и принятие единых стандартов электронного документооборота.

    Введение  единых стандартов профессиональной деятельности в рамках СРО и распространение  их действия на смежные бизнес-сообщества упростит, в первую очередь, проведение операций на рынке ценных бумаг для  его непосредственных участников, снизит их себестоимость, а также позволит коммерческим банкам успешно расширить направления своей деятельности и на рынке ценных бумаг.

      1. Варианты  развития рынка ценных бумаг

    Развитие  экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических факторов показало, что создававшаяся и совершенствовавшаяся в последние годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий в мировой финансовой системе.

    По  ряду оценок, текущий финансово-экономический  кризис управляем со стороны мировой  финансовой элиты. Его основная цель — сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению миграционных потоков населения планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально изменить направление и темпы развития человечества. По сути, перед устроителями нынешнего кризиса стоят те же задачи, которые ранее решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными словами, сегодня идет третья мировая война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат — геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные с ними интересы мировых держав.

    В этих условиях встает вопрос о возможности  и целесообразности сохранения национального  финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

    Во-первых, можно принять существующее положение дел в мировой финансовой системе как данность и попытаться выстраивать стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования господства иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием этой позиции станет продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющейся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат — российская экономика никогда не сможет изменить свой «сырьевой» статус, так как в мировой системе распределения труда «высокотехнологические» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 — это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России.

    Второй  путь — это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотого юаня» в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта «Динар Залива» странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект — «Амеро». Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.

    Третий  путь — формирование и развитие в России самостоятельного национального  финансового центра. Это — единственно  верный в нынешних условиях путь. Основой  в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте — в рублях.

    В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихая гавань», «налоговый рай» и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только «запад-восток», но и «север-юг».

    Именно  развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового центра.

    Безусловно, выбор данного направления развития российской экономики вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения российского бизнеса с зарубежными партнерами. Начнутся процессы «брожения» в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.

    Стремительное развитие и углубление кризисных явлений в стране показало высокую значимость инструментов фондового рынка в вопросе обеспечения устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизацией ситуации на нем.

    Нынешнее  положение дел в отрасли не позволило российскому руководству  использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.

    Оценивая  ситуацию на российском фондовом рынке  в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом. Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры. Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.

Информация о работе Анализ современного состояния Российского рынка ценных бумаг