Анализ и управление дебиторской задолженностью организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью и денежными средствами на предприятии, а также применить полученные знания на практике на примере ООО «МиРТОМ» и разработки рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежными средствами на предприятии.

Оглавление

Введение
Теоретические основы анализа дебиторской задолженности
Понятия, сущность и виды дебиторской задолженности
Влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
Анализ системы управления дебиторской задолженности в ООО «МиРТОМ»
Общая характеристика деятельности ООО «МиРТОМ»
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ООО «МиРТОМ»
Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на ООО «МиРТОМ»
Меры по улучшению управления дебиторской задолженности


Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая по фин. менеджменту.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

     Динамика показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о росте рентабельности продаж: за анализируемый период она увеличилась с 24,4% до 34%. То есть на каждую единицу реализованной продукции приходилось в 2007 году 34 рубля валовой прибыли от продаж и 15,2 рубля чистой прибыли предприятия. На каждый собственный рубль, вложенный в предприятие, в 2009 году было получено 21,5 рублей чистой прибыли, что в 2,5 раза выше уровня 2007 года. 

     Таким образом, проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что ООО «МиРТОМ» является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

 

      2.4 Влияние дебиторской задолженности  на финансовое состояние  ООО «МиРТОМ»

 

     Дебиторская задолженность напрямую оказывает  влияние на финансовое состояние  предприятия. Это проявляется в  следующих моментах:

     - высокая величина дебиторской  задолженности свидетельствует  о расширении кредита, предоставляемого  организацией своим покупателям, внедрение в систему оплаты за поставленную продукцию отсрочек платежа, кредитов. В то же время рост дебиторской задолженности «замораживает» оборотные средства и снижает показатели абсолютной ликвидности предприятия за счет увеличения «промежуточного» коэффициента ликвидности;

     - значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости организации  и ведет к необходимости привлечения  дополнительных источников финансирования;

     - невысокие темпы роста дебиторской  задолженности в сравнении с ростом кредиторской задолженности нарушает ликвидность баланса за счет возможной неспособности покрытия краткосрочных пассивов быстро реализуемыми активами, возникает ситуация дефицита платежеспособных средств, что ведет к неплатежеспособности;

     - наличие просроченной дебиторской  задолженности ведет к возможной  ситуации списания задолженности  на уменьшение финансовых результатов  организации и, как следствие,  может привести к убыткам;

     - наличие сомнительной дебиторской  задолженности и, особенно, тенденция к ее росту, ухудшают «качество» дебиторской задолженности и ведут к снижению ликвидности предприятия в связи с возможным ее списанием на уменьшение финансовых результатов организации, а следовательно, к возможному возникновению убытков.

     Проведенный нами анализ дебиторской задолженности  ООО «МиРТОМ» за 2009 год выявил ряд недостатков, которые могут напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:

     - рост долгосрочной дебиторской задолженности в 2,2 раза;

     - увеличение просроченной дебиторской задолженности на 4058 тыс. рублей (5,6 процентных пункта);

     - рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 18,8% (на 2270 тыс. рублей);

     - снижение качества дебиторской задолженности: рост сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на 0,6 процентных пункта – до 9% и, как следствие, снижение ликвидности текущих активов.

     Таким образом, наличие просроченной дебиторской  задолженности в размере 22408 тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности в размере 5686 тыс. рублей, в случае признания их невозможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094 тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке «Прочие расходы» в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сформирует отрицательный финансовый результат.

 

      3. Резервы  и пути совершенствования  системы управления  дебиторской

     задолженностью  на ООО «МиРТОМ»

     3.1. Меры по улучшению  управления дебиторской задолженностью

 

     В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО «МиРТОМ» необходимо:

     - постоянно контролировать состояние  расчетов с покупателями, особенно  по отсроченным задолженностям;

     - разработать определенные условия  кредитования дебиторов, среди  которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

     - ориентироваться на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплату одним или несколькими  покупателями;

     - отслеживать соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности;

     - осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

     - формировать своеобразное досье  на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

     - разрабатывать эффективную дифференцированную  политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

     - проводить политику привлечения  добросовестных клиентов, предлагая  им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок  за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

     - проводить мероприятия, в том  числе с привлечением органов  власти по взысканию просроченной  дебиторской задолженности.

Заключение

 

     В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные расчетные отношения. Предприятие осуществляет расчеты, как в безналичном порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем прямого обмена продукциями и товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций и поэтому требует постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

     Зачастую  происходит так, что деньги могут не поступать в срок, в связи с чем на предприятии образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может привести к неправильному отражению реального состояния дел предприятия или даже к нарушению гражданского и налогового законодательства. Своевременное выявление ошибок, связанных с управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.    

     Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее  кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

     В данной работе изучены вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

     Третья  глава представляет собой реализацию методики анализа и управления дебиторской  задолженностью на практике. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии предложено использовать договоры с заказчиками с гибкими условиями оплаты и ценообразования.

     Объектом  исследования является производственное предприятие ООО «МиРТОМ».

     В результате исследования бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период с 2007 по 2009 годы валюта баланса ООО «МиРТОМ» увеличилась на 21248 тыс. рублей, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия.

      Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что ООО «МиРТОМ» является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

     Таким образом, в целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО  «МиРТОМ» необходимо порекомендовать:

     - постоянно контролировать состояние  расчетов с покупателями, особенно  по отсроченным задолженностям;

     - разработать определенные условия  кредитования дебиторов, среди  которых могут быть: скидки покупателям  в случае уплаты полученного  товара в течение 10 дней с  момента получения товара; оплата  покупателем полной стоимости  товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

     - ориентироваться на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплату одним или несколькими покупателями;

     - отслеживать соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности;

     - осуществлять регулярный анализ  финансовой отчетности клиентов  в сопоставлении с данными  предыдущих лет;

     - формировать своеобразное досье  на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

     - разрабатывать эффективную дифференцированную  политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей  можно условно разбить на группы  в зависимости от их надежности, финансового состояния и других  показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

     - проводить политику привлечения  добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

     - проводить мероприятия, в том  числе с привлечением органов  власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности. 

 

      Приложение 1

Бухгалтерский баланс

за   20 08   г. Коды
Форма № 1 по ОКУД 0710001
Дата (год, месяц, число) 2008    
Организация ООО «МиРТОМ» по ОКПО 438400
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 2126000940
Вид деятельности

  Строительство и ремонт объектов различных отраслей промышленности

по ОКВЭД  
Организационно-правовая форма/форма собственности

  Общество  с ограниченной ответственностью

  47 42
  по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)  по ОКЕИ 384
Местонахождение (адрес) 357524, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск,  ул.Ю.Фучика, 4 кор. 2    
     
      Дата утверждения  
      Дата отправки (принятия)  

Информация о работе Анализ и управление дебиторской задолженностью организации