Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;
• Проведена оценка динамики и структуры статей баланса анализируемого предприятия, рассчитаны основные финансовых показателей;
• Определены основные направления улучшения финансового состояния предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность финансового состояния предприятия. 7
1.2. Система показателей оценки финансового состояния предприятия 10
1.3. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ВИТА+» 10
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ВИТА+» 10
2.2. Оценка финансового состояния предприятия ОАО «ВИТА+» 10
2.3. Анализ динамики прибыльности и рентабельности ОАО «ВИТА+» 10
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТА+» НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 10
3.1. Пути повышения рентабельности ОАО «ВИТА+» 10
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия и 10
повышению финансовой устойчивости предприятия Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния.docx

— 314.76 Кб (Скачать)

Σ коммерческого  кредита = Σ товаров, проданных покупателям -

- Σ товаров,  полученных от поставщиков.                    (1.4)

Основные  этапы (шаги) разработки политики привлечения  коммерческого (товарного) кредита на предприятии следующие:

1) формулирование  принципов привлечения подобного  кредита и определение основных его видов;

2) вычисление  среднего периода использования  коммерческого кредита;

3) создание  благоприятных условий привлечения  такого кредита;

4) минимизация  стоимости привлечения коммерческого  кредита;

5) обеспечение  рационального использования подобного  кредита;

6) достижение  своевременных расчетов по коммерческому  кредиту.

Критерием измерения эффективности использования  коммерческого кредита является разница между средним периодом привлечения данного кредита  и средним периодом обращения производственных запасов, которые он покрывает. Чем больше положительное значение этой разницы, тем эффективнее используют коммерческий кредит. Следует отметить, что коммерческий кредит имеет целевое назначение — поскольку кредитор (поставщик) и заемщик (покупатель) являются локальными участниками сделки по реализации и приобретению конкретного продукта.

Использование вексельного кредита  на предприятии. Необходимо подчеркнуть, что коммерческий кредит тесно связан с банковским кредитом и переходит в последний через операции по учету и залогу векселей. В данном случае происходит трансформация одной формы кредита в другую. Клиент банка фактически не получает кредита, а продает вексель (совершается сделка купли-продажи векселя) и получает денежные средства за проданный товар (вексель). Посредством индоссамента (передаточной надписи) вексель переходит в собственность банка.

Учет  или дисконт векселя выражает операцию, при которой банк выдает сумму векселя его предъявителю до срока наступления платежа, но удерживает в свою пользу процент от суммы векселя с учетом времени до срока его погашения.

Кредиты под залог векселей отличаются от их учета следующими моментами:

•   собственность на вексель банку  не переуступают; он только закладывается векселедержателем на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды;

•   ссуду выдают не в пределах общей  суммы векселя, а только в пределах 60-90% его номинальной стоимости; в данном случае банк стремится застраховать себя от возможных потерь в условиях невыкупа векселя его предъявителем.

Формирование и оценка заемного капитала в форме облигационных займов. Общество вправе эмитировать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в установленные сроки. Погашение облигаций осуществляют в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске.

Ключевым  этапом является разработка проспекта  ценных бумаг, а на последующих этапах происходит реализация всех положений, представленных в данном документе. В проспекте эмиссии облигаций должны быть четко сформулированы следующие понятия: важнейшие характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций, права владельцев этих финансовых инструментов, технология размещения облигаций, порядок определения цены размещения, условия и порядок их оплаты, порядок хранения и учета прав на облигации, механизм их погашения и выплаты процента, условия налогообложения доходов по облигациям.

Разработка  финансовых аспектов эмиссии облигаций  включает следующие ключевые параметры: объем эмиссии, номинальную стоимость облигаций, вид финансовых инструментов и срок их обращения, процентную ставку, периодичность выплаты процента и др. Наиболее сложной проблемой является выбор наиболее оптимального варианта эмиссии облигаций, отвечающим по своим инвестиционным качествам интересам эмитента и потенциальных вкладчиков (инвесторов). Привлечение заемного капитала путем выпуска облигаций обеспечивает акционерному обществу следующие преимущества.

1.  Эмиссия  облигаций не приводит к утрате  контроля над управлением обществом (как в случае с выпуском акций).

2.  Облигации  могут быть эмитированы при  относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (по сравнению со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечены имуществом общества и имеют приоритет в выплате процентов (за счет прибыли до налогообложения).

3.  Облигации  имеют большую возможность распространения,  чем акции, вследствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены имуществом общества.

4.  Корпоративные  облигации более устойчивы на  финансовом рынке по сравнению с другими видами ценных бумаг. Курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении деловой ситуации на данном рынке, что характерно для акций. Последние очень чувствительны к изменению конъюнктуры на рынке ценных бумаг.

5.  Корпоративные  облигации, как правило, обеспечивают  привлечение капитала на длительный срок (5-10 лет) без посредников, что позволяет мобилизовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

6.  Доступ  к ресурсам широкого круга  инвесторов (вкладчиков) и независимость от отдельно взятого кредитора (банка).

7.  Гибкость  в выборе параметров заимствования  и возможность управлять своим долгом.

8.  Формирование  публичной кредитной истории,  что создает предпосылки для более дешевого заимствования в будущем.

9.  В  процессе подготовки проспекта  облигаций и выпуска их в  обращение главное внимание уделяют вопросам их качества и надежности для потенциальных инвесторов; высокая инвестиционная привлекательность облигаций означает более низкий процент выплат по ним и, следовательно, более выгодные для акционерной компании эмитента условия привлечения заемного капитала.

В то же время эмиссия облигаций имеет  следующие негативные последствия для акционерного общества:

•   облигации не могут быть эмитированы  для формирования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств; его удобнее покрыть за счет краткосрочного банковского или коммерческого кредита;

• эмиссия  облигаций часто связана со значительными  дополнительными расходами эмитента и требует длительного срока привлечения денежных средств;

• размещение облигаций на большую сумму могут  позволить себе только известные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга;

•  уровень  финансовой ответственности акционерного общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляют через процедуру банкротства;

•   после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры на финансовом рынке средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу; это ставит эмитента в невыгодные финансовые условия по сравнению с получением банковского кредита.

Для оценки эффективности заемных средств  используют систему аналитических показателей. Важнейшие из них следующие:

1. Коэффициент  финансовой напряженности ( ):

                                (1.5)

Коэффициент показывает долю заемных средств (включая  кредиторскую задолженность) в валюте баланса заемщика; рекомендуемое значение показателя не более 0,5 (или 50%).

2. Коэффициент  соотношения между долгосрочным  и краткосрочным заемным капиталом (Кс):

                                                       (1.6)

где ДЗК — долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства) по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату; КЗК — краткосрочный заемный капитал по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату.

3. Уровень  общей платежеспособности предприятия  (Уоп):

        (1.7)

Данный  параметр показывает общую ситуацию с платежеспособностью предприятия, объемами его заемных средств и сроками возможного погашения задолженности перед кредиторами. При Уоп > 1,0 задолженность потенциально может быть погашена за. пределами месячного срока; при  Уоп   < 1 — в пределах месячного срока.

Структура долговых обязательств и способы  кредитования хозяйствующего субъекта выражают степень распределения показателя «уровень общей платежеспособности» на коэффициенты задолженности по займам и кредитам, поставщикам и подрядчикам, налоговым органам, персоналу и др. Преобладание в структуре долгов кредиторской задолженности контрагентам, персоналу и государству негативно характеризует деятельность предприятия.

4. Коэффициент  задолженности по займам и  кредитам (КЗзк):

  (1.8)

Этот  коэффициент выражает потенциальную  способность предприятия возместить за счет среднемесячной выручки от реализации продукции (работ, услуг) свои долгосрочные обязательства и полученные краткосрочные займы и кредиты.

5. Коэффициент  привлечения средств (Кпс):

                                               (1.9)

где КЗК — привлеченный заемный капитал со сроком погашения до 12 месяцев по бухгалтерскому балансу предприятия на последнюю отчетную дату; ОА — оборотные активы по бухгалтерскому балансу на эту дату.

Данный  показатель характеризует степень  участия краткосрочного заемного капитала в покрытии оборотных активов. Чем ниже уровень этого коэффициента, тем выше кредитоспособность клиента банка.

6. Более  частным параметром является  коэффициент привлечения средств  в части покрытия запасов (Кпсз):

                                               (1.10)

где ЗС — заемные средства по балансу на последнюю отчетную дату.

Доля  собственных оборотных средств  в покрытии запасов должна составлять не менее 50%, остальные 50% возмещают за счет краткосрочных кредитов банков и кредиторской задолженности по товарным операциям. Собственные оборотные средства выражают разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами по пассиву баланса.

7. Обобщенный  коэффициент финансовой устойчивости (ОК.) устанавливают по формуле:

                                    (1.11)

где СК — собственный капитал по балансу заемщика; ДО — долгосрочные обязательства по балансу заемщика. Данный параметр выражает ту часть актива баланса, которую покрывают за счет наиболее устойчивых источников. Рекомендуемое значение коэффициента — 0,7-0,8 (70-80%).

8. Коэффициент  капитализации (Кк):

        (1.12)

Этот  показатель концентрирует внимание специалистов банка на использовании клиентом постоянных источников финансирования. Он характеризует степень зависимости ссудозаемщика от его долгосрочных кредиторов и акционеров или долю долгосрочных займов и кредитов в постоянных (фиксированных) пассивах. Данный параметр индивидуален для каждого отдельно взятого заемщика.

9. Коэффициент  соотношения долга и объема  продаж (Ксдп):

        .13)

В состав совокупных обязательств включают долгосрочные и краткосрочные заемные средства. Взаимосвязь между совокупным долгом и объемом продаж заключается в том, что от последнего параметра в конечном итоге зависит объем денежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств. Если обязательства заемщика увеличиваются пропорционально объему продаж, то финансовым менеджерам придется компенсировать расходы на увеличение долга либо путем поиска наиболее дешевых источников кредита, либо путем снижения условно постоянных издержек, чтобы большая часть доходов от продаж трансформировалась в прибыль.

10.  На  уровень ликвидности баланса  заемщика значительное влияние  оказывает срок предоставления кредита. Средний период предоставления кредита может быть установлен по формуле:

(1.14)

где Д — длительность периода: год — 360 дней, квартал — 90 дней.

Рассмотренные показатели анализируют за ряд периодов и делают выводы о текущей и потенциальной кредитоспособности предприятия-заемщика. Подобный анализ осуществляет как финансовая служба хозяйствующего субъекта, так и специалисты кредитной организации.

Выводы

Основной целью финансового  анализа является получение ключевых параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов и т.п. Основной задачей финансового анализа является эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.

Информационной  базой финансового анализа является бухгалтерская (финансовая) отчетность, или единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, состав которой в России определяется нормативными документами.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия