Зарубежный опыт социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Всеобщее  медицинское страхование. В отличие от других западных стран система здравоохранения в Швеции на 95% является государственной. Гарантируется сохранение доходов в размере 75-85% от зарплаты в случае болезни взрослого или по уходу за больным ребенком. Дополнительно предусматривается: бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных; для остальных – полная компенсация затрат, превысивших в течение года определённую сумму.       

     Система медицинского страхования носит  децентрализованный характер и возложена  на 23 окружных совета и 289 муниципалитетов. Финансирование - 72% подоходные налоги, взимаемые на уровне округов, 13% государственные трансферты, 3,4% - взносы, охваченных страхованием лиц. Жители области облагаются подоходным налогом, 80% которого идет на финансирование здравоохранения.

     Основные  компоненты  системы медицинского страхования:

     1.   Страхование по болезни. Как  правило, до 90% полной заработной  платы.

     2.   Стоматологическое страхование.  Страховка покрывает от 50% до 90%, в  зависимости от суммы расходов.

     3.   Пособие родителям по болезни. Отец или мать могут получать пособие по болезни ребенка в возрасте до 12 лет сроком до 60 дней, от 12 до 16 лет по заключению врача.

     Однако  все окружные советы, как правило, взимают плату с лиц, прибегающих  к медицинской помощи, в качестве частной компенсации за услуги. Она колеблется от 11 до 16 евро за визит к врачу. Не больше 100 евро за 12 месяцев. Стационарное лечение оплачивается кассой социального страхования от 5 до 220 евро в день. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице ограничивается двумя годами.

     Страхование от безработицы. Охватывает все население, а не только экономически активное. В отличие от других стран Европы действует добровольная система страхования по безработице. Около 2/3 населения являются членами касс добровольного страхования по безработице. Включает два компонента: страхование по безработице и минимальное обеспечение (ранее помощь по безработице). В начале 1990-х гг. пособие выплачивалось в размере 90% от ранее получаемой заработной платы, то в  2000-е гг. 80% или 65 евро в день. Через 5 дней после увольнения начинают выплачивать пособие. В возрасте от 16 до 57 лет – до 300 дней, старше 57 лет 450 дней. Финансирование происходит за счёт взносов работников и работодателей, 70% средств предоставляет государство.

     Те  граждане, которые не охвачены системой страхования, получают минимальное  социальное обеспечение по безработице (27 евро в день). Срок выплаты зависит  от возраста до 57 – 150 дней (в системе  страхования 300), после 57 – 300 дней.

     Страхование от несчастных случаев на производстве. Финансируется предпринимателями - 1,7% отчисляют с фонда заработной платы. Компенсируют потерянный доход и все медицинские расходы.

     Минимальное социальное обеспечение. Для все проживающих в стране на законной основе, наличие гражданства не обязательно. 270 - евро в день, а с учетом всех надбавок - 338 евро. Для семейных пар без детей – 492 евро. Пособие на ребенка до 1 года – 137 евро, от 15-до 18 лет - 240 евро. Отдельно идут субсидии на покрытии расходов на оплату жилья, электроэнергии, поездок на работу, медицинское обслуживание, стоматологическую помощь, страховые взносы по безработице.

     Всеобщее  пенсионное обеспечение. Пенсии начисляются по достижении 65 лет и состоят из основной и дополнительной. В среднем же шведская пенсия составляет 60-65% от прежнего дохода. Государственные пенсионные фонды формируются за счет отчисления определенного процента с фонда заработной платы предприятий. С физических лиц пенсионные отчисления не взимаются. Наряду с низкооплачиваемыми категориями населения все пенсионеры пользуются дотацией на жилище.

     Социальные  льготы семье и  престарелым. При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы). В ведение муниципалитетов входит также содержание домов для престарелых.

     Система социальной помощи. Обеспечивает защищенность категориям населения, которые не могут в полной мере воспользоваться или не имеют доступа к перечисленным системам социального страхования и по существу является шведским гарантированным социальным минимумом. По данным Ассоциации коммунальных органов власти (именно в их ведении находится выплата социальных пособий), правом на получение социальной помощи регулярно пользуется 10% работоспособного населения страны. Социальное пособие состоит из рекомендованной государством нормы, а также включает стоимость квартплаты, расходы на общественный транспорт и профсоюзные взносы. Дополнительно могут быть выделены средства на медицинскую помощь, проведение отпуска, ведение хозяйства, приобретение мебели, оплату долгов и пр. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  1. Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Система социальной защиты включает в себя следующие составные элементы: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, страхование по безработице, социальная помощь и социальные трансферты в рамках жилищной, образовательной и семейной политики. Выделяют следующие принципы социальной защиты населения: принцип социального страхования, принцип социального обеспечения, принцип вспомоществования, принцип социальной солидарности.

     2. Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах     Европейского     союза     доминируют     четыре          основные     модели: континентальная; англосаксонская; скандинавская; южно-европейская.

     3. Континентальная модель (модель  Бисмарка) устанавливает жесткую  связь между уровнем социальной  защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных.

     4. Англосаксонская модель базируется  на следующих принципах всеобщности системы социальной защиты, единообразия и унификации социальных услуг и выплат, принципе распределительной справедливости. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Существенное отличие от континентально-европейской модели состоит в том, что в странах с континентальной моделью социальной защиты велика роль в профсоюзов и союзов работодателей.

     5. Скандинавская модель социальной  защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения. Страхование по безработице выделяется из общей системы социальной защиты, является добровольным и управляется профсоюзами.

     6. Южно-европейская модель социальной  защиты является развивающейся, переходной, а потому не имеет четкой организации. Как правило,  уровень социальной защищенности, характерный для   данной   модели, относительно   низок,   а   задача   социальной   защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи.

     7. Модель социальной защиты ФРГ считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Система социальной защиты в Германии включает три основные отрасли: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты.

     8. Термин "шведская модель" возник, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Основополагающими принципами социальной защиты в Швеции являются её универсальность (охват всех слоёв населения) и принцип солидарности (все граждане участвуют в финансировании системы социальной защиты). Необходимым элементом в системе социальной защиты Швеции выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения.

     9. Сегодня ФРГ и Швеция столкнулись  с рядом проблем в реализации  социальной политики. Среди основных  проблем можно назвать иждивенческие  настрои в обществе, чрезвычайная дороговизна рабочей силы и высокий уровень налогообложения (особенно характерно для Швеции), который «душит» малый и средний бизнес.  
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1 Антропов В.В. Модели социальной  защиты в странах ЕС / В.В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. ― 2005. ― № 11. ― с. 70-77

     2 Антропов В.В. Экономические модели  социальной защиты населения  в странах ЕС: автореф. дис.  … 08.00.14 / В.В. Антропов; Москва, 2007. ― 47 с.

     3 Аксёнов В.М. Шведская модель развития общества / В.М. Аксёнов // ЭКО. Всероссийский экономический журнал.  – 2006. - № 10.  – с. 137 - 151

     4 Германия [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Германия. ― Дата доступа:  ― 10.10.2010

     5 Европейская безработица вернулась  к росту [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: www.rhr.ru/gallery/ 1136552_news_pic1.jpg. – Дата доступа: 06.12. 2010

     6 Луговцовая, А. Модели социальной  защиты стран ЕС. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/panorama/im-03.html. ― Дата доступа: ― 05.10.2010

Информация о работе Зарубежный опыт социальной защиты населения