Зарубежный опыт социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Последующие экономические кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. обозначились основные проблемы современного этапа развития систем социальной защиты. Они были вызваны причинами социально-демографического, политического и экономического характера. Особую важность в последние десятилетия XX в. приобрели демографические факторы. Падение рождаемости в большинстве европейских стран ниже уровня естественного воспроизводства населения, а также увеличение средней продолжительности жизни и рост доли людей пенсионного возраста создают финансовые проблемы для пенсионных систем и медицинского страхования. К 1990-м годам тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значениям. Поэтому в эти годы постепенно происходит переоценка социальной роли государства, связанная с отказом от всеобщей государственной поддержки социальной защиты в пользу менее дорогостоящих корпоративных или коллективно-договорных форм, использующих принцип страхования. 
 
 
 

     2 Экономические модели  социальной защиты  в государствах  Европейского союза  

     Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся  принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах     Европейского     союза     доминируют     четыре          основные     модели:

  • континентальная  (бисмарковская);
  • англосаксонская (модель  Бевериджа);
  • скандинавская;
  • южно-европейская.

     Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных.

     Главные принципы этой модели были заложены в  Германии в конце XIX века канцлером О. Бисмарком. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования в Германии, существующие и по сей день: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы этой модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса [1, с. 70].

     В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты [2, с. 19].

     Таким образом, государство создаёт обязательные рамочные условия, внутри которых страхователи и работодатели сами распоряжаются собственным социальным страхованием через собрания представителей и правления. Принцип социального страхования представляет собой сочетание справедливого подхода к исполнению обязательств и солидарности большинства. Фонды страхования на случай безработицы и пенсионного страхования производят выплаты пропорционально внесенным взносам (федеральная дотация в Австрии составляет 25 процентов, а в Германии – 21 процент). Страхование на случай болезни и при необходимости ухода при болезни функционирует (пока) по принципу солидарной защищенности более слабых за счет более сильных. Нидерланды и Швейцария несколько отошли от принципа справедливого подхода при сборе взносов в пользу равной для всех “базовой” суммы [6].

     Обязательное  страхование вступает в силу автоматически  с началом трудовой деятельности. Таким образом, большинство жителей  имеет соответствующую социальную страховку. Уровень отчислений высок, что ведет к удорожанию рабочей силы и вызывает постоянные споры между работодателями и наемными работниками. Во всех континентальных европейских государствах сейчас предпринимаются попытки перекроить более или менее плотно сотканную сеть социального страхования, чтобы не допустить образования в ней слишком больших дыр.

     Для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели.

     Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Модель базируется на следующих принципах:

     1) принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан;

     2) принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

     3) принцип распределительной справедливости.

     Финансирование  таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так  и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и  здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль [2, с. 19].

     Неработающие  граждане и те из числа работающих, уровень доходов которых ниже определенного минимального уровня, лишены возможности пользоваться услугами государственного страхования. Восполнить этот пробел призваны скудные пособия для нуждающихся. Система здравоохранения и службы социального обеспечения финансируются за счет налогов, к которым плюсуются также взносы работающих граждан. Налоги остаются на низком уровне. Англосаксонское государство всеобщего благоденствия суть составная часть аппарата государственного управления. Профсоюзы и объединения работодателей не имеют к нему почти никакого отношения.

     Существенное  отличие от континентально-европейской  модели состоит в следующем: в  Германии, Франции, государствах Бенилюкса и в Австрии (а также в Швейцарии) профсоюзы и союзы работодателей более или менее активно участвуют в организации систем социального страхования. Это заметно именно в Германии на примере "Союза во имя труда, образования и конкурентоспособности", где за одним столом заседают представители союзов работодателей, профсоюзов и правительства, которые разрабатывают рекомендации по борьбе с безработицей или по социальному пенсионному страхованию [6].

     Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX века наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились [2, с. 20].

     Южно-европейская  (рудиментарная) модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих, данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается    в    качестве    ее    основной    особенности    различными    западными исследователями. Как правило,  уровень социальной защищенности, характерный для   данной   модели, относительно   низок,   а   задача   социальной   защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан [1, с. 75]. Следует отметить, что в данной модели существенную роль играют предпринимательские фонды, которые порою назначают весьма внушительные размеры пенсий.  

     3 Социальная защита в Германии 

     Существовавшая  в ФРГ модель социальной защиты считается  одной из наиболее эффективных среди  европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему  социального страхования. Ещё в 1890-е  годы XIX века при Бисмарке были приняты  три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).

     В начале XX века развитие социального  страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтёрам с многолетним стажем работы. В 2010 году кабинет министров Германии одобрил повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет с 2012 года. Данное решение было принято по двум причинам. Во-первых, в настоящее время занятость среди 60-65-летних немцев повысилась до 38% и в среднем увеличилась почти в два раза за прошедшие 10 лет. Правительство считает, что эта тенденция сохранится и к 2012 году, и введение пенсионного возраста в 67 лет станет просто необходимо. Во-вторых, старение населения неизбежно приводит к финансовым перегрузкам пенсионной системы, а, значит, увеличение пенсионного возраста может стать способом привлечь больше доходов в систему. Согласно отчету министра, в случае если сохранится позитивная экономическая конъюнктура, то к 2024 году пенсии повысятся примерно на 29% — в среднем на 1,9% в год. Размер базовой пенсии у человека, который проработал примерно 45 лет, повысится с нынешних 1224 до 1584 евро. Данная пенсионная реформа вызвала в Германии волну критики, в частности, профсоюзы призывают правительство отказаться от этого решения.

     Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, произошедших в стране в 50-60 годы XX века, и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.

     Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики ФРГ после второй мировой  войны. Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений.

     Принцип профессиональной солидарности. Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жёсткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.

     Принцип перераспределения. Этот принцип применяется по отношению к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи принадлежит лицам, имеющим особые заслуги перед государством, например, государственным служащим или жертвам войны.

     Принцип вспомоществования. Этот принцип является непременным элементом системы социальной защиты, поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Согласно принципу вспомоществования, социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме, если у него нет возможности самостоятельно поправить свое материальное положение.

     Принцип самоуправления страховых  учреждений. Управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон.

     На  региональном и местном уровнях  социальной защитой занимаются три  основных субъекта: национальные или  местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты, а относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования (помимо него есть и частное, разумеется) производится по смешанной системе: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Особое положение занимает лишь страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении у органов социального страхования финансовых затруднений гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что говорит об особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости [4].

Информация о работе Зарубежный опыт социальной защиты населения