Зарубежный опыт социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Пенсионное  страхование. В структуре социального бюджета наибольшей удельный вес приходится на пенсионное страхование. Пенсионная система в Германии – одна из наиболее эффективных в Европе. Пенсионное страхование в Германии включает проведение мероприятий, необходимых для избежания преждевременного выхода на пенсию и направленных на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности, а также содействие профессиональному развитию и профессиональной переквалификации. Оно включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование.

     Кроме работающих по найму, обязательному  пенсионному страхованию подлежат также лица, получающие профессиональную подготовку, и определенные группы частных предпринимателей. Главнейшими задачами пенсионного страхования являются выплата пенсии застрахованным и ближайшим родственникам умершего члена семьи (вдовам, вдовцам и сиротам), а также проведение медицинских и профессионально ориентированных реабилитационных мероприятий.

     Финансирование  обязательного пенсионного страхования происходит за счёт взносов поровну уплачиваемых работниками и работодателями в размере 17,7%; государственных дотаций в размере 20% расходов страхового бюджета; за счет перераспределения ликвидных средств между страховыми организациями; из средств Федерального ведомства по труду в виде выплат пенсионных взносов за безработных.

     Для приобретения прав на получение пенсии должны выполняться определенные условия. Застрахованный должен достичь определенного  возраста (возрастная граница), иметь  срок страхования больше минимального (время ожидания) и подать заявление на получение пенсии. В настоящее время пенсия выплачивается по достижении 65 лет. Возраст выхода на пенсию с 2012 г. будет постепенно повышен к 2029 году до 67 лет. Для всех тех, кто родился, начиная с 1964 г., обычный возраст выхода на пенсию составит 67 лет. При этом будут и исключения, например, для тех, кто особенно много лет платил страховые взносы.

     Государственная пенсия, основанная на принципе солидарности, должна быть дополнена добровольным страхованием, например, субсидируемым государством частным или производственным пенсионным страхованием, с тем, чтобы гарантировать поддержание жизненных стандартов в старости.

     В отличие от застрахованных по системе  обязательного страхования, страхующиеся индивидуально (лица свободных профессий – врачи, архитекторы, публицисты, юристы, деятели искусств) выплачивают взносы самостоятельно и в полном объеме. Взносы в частные страховые компании в размере от 78 до 83% заработной платы.

     Медицинское страхование. В Германии говорят: «Если вы бедны, то получаете такую же помощь и лечение, как и другие»  в противовес другой европейской формулировке «Если вы бедны, то умираете раньше».

     Медицинское страхование в Германии подразделяется на частное и государственное. Эти две системы заметно различаются как по представляемым услугам, так и по взимаемым взносам. Частные больничные кассы намного дороже государственных и доступны только весьма обеспеченным людям.

     Государственное страхование включает две категории: обязательное и добровольное. Рабочим, служащим государственных или частных предприятий необходимо обязательно иметь страховку. Качество услуг в обязательном медицинском страховании не зависит от размеров взносов. Характерен распределительный принцип финансирования.

     Если  же ваш доход достаточно высок  и в течение трех лет превышает  границу обязательного страхования (Pflichtversicherungsgrenze), то вы попадаете в  категорию «добровольно страхующихся» (freiwillige versicherte) и можете выбирать по своему усмотрению, иметь ли вам частное или государственное страхование. Для этого нужно, чтобы годовой доход был не меньше: в 2007 году - 47 700 евро, в 2008 году - 48 150 евро, а сейчас, в 2009 году - 48 600 евро. Преимуществом добровольного медицинского страхования является возможность выбирать желаемый им объем медицинских услуг, их комбинации. Более высокие размеры пособий по болезни, возмещение расходов на курортное лечение, возможность получения полной медицинской помощи за рубежом.

     В рамках осуществления реформы здравоохранения с 1 января 2009 года во всех частных больничных кассах (ЧБК) Германии вводится так называемый «базисный тариф» (Basistarif).

     Свободный выбор между государственными и  частными больничными кассами имеют  и всегда имели также самостоятельно работающие (Selbstaendige) и лица свободных профессий.

     Система медицинского страхования в Германии включает в себя 5 следующих компонентов.

          Первый компонент системы  здравоохранения Германии – сектор стационарного медицинского обслуживания. В начале 21 века расходы на стационарное обслуживание составляли 40% всех расходов на медицинскую помощь – основная статья расходов.

     Второй  компонент - амбулаторное обслуживание - врачи общей практики (41%).

     Третий  сектор – производство медикаментов. Ценовое регулирование рынка медикаментов. Их стоимость составляет 1/3 от рыночной цены.  Отпускаются по рецептам. Все это позволяет осуществлять контроль за качеством лекарств. Оплачиваются через больничные кассы, а их полная стоимость покрывается за счет средств медицинского страхования.

     Четвертый сектор – финансирование программ для помощи лицам, которые не могут  сами участвовать в программе  обязательного медицинского страхования.

     Пятый компонент – система медицинского обслуживания на предприятиях. Она  составляет 4,3%  общих расходов здравоохранения.

     Услугами  медицинского страхования охвачено 90% населения.

     90 % немцев удовлетворены предоставляемыми  услугами здравоохранения, 40% высказались  в том, что нужны незначительные изменения; в то время как в США 10% населения сказали, что удовлетворены действующей системой медицинского обслуживания.

     Страхование по безработице  действует с 1927 года.

     Размер  взносов - 3,15 % для работника и  работодателя. Если человек работал  до того как стал безработным не менее 360 дней, то пособие выплачивается в размере 63% от прежнего дохода, если есть ребенок то 68%. Минимальный срок выплаты пособия 156 дней. Максимальный - 1 год. После 42 лет может быть увеличен до 832 рабочих дней.

     Если  Вы занимаетесь в Германии трудовой деятельностью, которая подлежит социальному страхованию, то Вы и Ваш работодатель платите взносы в фонд страхования на случай утери работы в течение всего периода существования трудовых отношений. Если Вы становитесь безработным и не менее 12 месяцев занимались трудовой деятельностью, подлежащей социальному страхованию, у Вас есть возможность получать выплаты из фонда страхования на случай безработицы. Для этого Вам нужно предварительно лично зарегистрироваться безработным.

     Так называемое «базовое обеспечение для  соискателей работы» (пособие по безработице ALG II) начисляется всем лицам, которые могут работать и  нуждаются в финансовой поддержке. Это пособие является формой государственной  социальной защиты населения, которая финансируется за счет налогов. Это базовое обеспечение направлено на то, чтобы по принципу «Содействовать и требовать» снова трудоустроить ищущего работу. Пока человеку не удаётся найти работу, он получает финансовую поддержку, размер которой зависит от Ваших конкретных потребностей. При этом во внимание принимаются и живущие вместе с ним родственники. При отсутствии иного страхования трудоспособные лица, нуждающиеся в финансовой поддержке, а также живущие и связанные с ними общностью потребностей родственники в рамках обязательного страхования страхуются в государственной кассе медицинского страхования на случай болезни и в кассе социального страхования на случай необходимости ухода.

     Социальная  помощь в Германии. Социальная помощь (Кодекс социальных законов, т. XII – SGB XII) призвана защищать население от бедности и социального обособления. Если человек нетрудоспособен, не может обеспечить свои потребности собственными силами и не имеет достаточных прав на получение страхового возмещения или помощи от системы социального обеспечения, то он получает помощь на основании SGB XII. Эта помощь оказывается в виде услуг, вещевого или денежного довольствия, при этом, как правило, преимущественно применяются денежные выплаты. Соискатели убежища, лица без определенного статуса, но терпимые в стране, и те, кто должен покинуть страну, но по правовым или фактическим причинам не может выехать (§ 25 абз. 5 Закона о пребывании) получают помощь в ограниченном размере согласно Закону о помощи соискателям убежища.

     В Германии социальную помощь получают 8,5 % населения страны, 56% из них женщины, а 44% мужчины.

     В 1980- е годы помощь была актуальна  для лиц пожилого возраста, то сейчас для более молодых лиц. Наибольшее число получателей приходится на возраст от 7 до 21 года.

     Прежде  чем получить социальную помощь, человек  должен исчерпать  все возможности  самостоятельного обеспечения самого себя. Он должен обратиться за помощью к родственникам (последних помочь может заставить суд), попытаться найти работу, продать предметы роскоши, переехать в более дешевую квартиру, обратиться за пособием по безработице.

     Интересные  факты: для получателя социальной помощи установлены следующие нормы  жилой площади – 1 человек – 45 кв.м, 2 человека – 60 кв.м,  3 человека – 85 кв.м.

     Социальные  службы помогают оплачивать  жилье и отопление, приобретать одежду. Оказывают поддержку в особых жизненных ситуациях. К ним относятся следующие виды поддержки: оказание медицинской помощи, направление на лечение или отдых; безвозмездное снабжение лекарствами; помощь в планировании семьи; помощь беременным женщинам; помощь инвалидам и облегчение их адаптации в обществе; помощь в преодолении социальных трудностей бездомным, бывшим заключенным, туберкулезным и психически больным людям.

     Базовое обеспечение пенсионеров и нетрудоспособных – Grundsicherung. Базовое обеспечение на основании книги кодекса социальных законов SGB XII дополняет пенсию по старости или пенсию по частичной потере трудоспособности, если она так мала, что на нее нельзя прожить. Поэтому выплаты по базовому обеспечению могут получать и взрослые инвалиды в молодом возрасте, которым исполнилось 18 лет.

     Если  человек, являясь пенсионером, хочет получать выплаты по базовому обеспечению, то доходы его детей уже не будут учитываться, как это было раньше. Правда, это правило не распространяется на те случаи, когда человек находится в учреждении со стационарным уходом (в доме престарелых или инвалидов). В этом случае он получает помощь от своей страховки на случай необходимости ухода и, при необходимости, дополняющую социальную помощь на основе SGB XII.

     Страхование на случай необходимости ухода функционирует  так же, как и медицинское страхование, в виде государственного страхования, на которое все работающие граждане должны отчислять взносы.

     Если  человек обеспечивает уход одному из членов семьи дома, он может получать за это оплату от страховки на случай необходимости ухода (Кодекс социальных законов, т. XI). До этого соответствующими службами кассы медицинского страхования должен быть установлен факт необходимости ухода и степень потребности в уходе. Размер оплаты по уходу зависит от установленной степени потребности в уходе.

     Страхование от несчастных случаев занимает небольшое место в структуре социальных расходов. Финансируется преимущественно за счет работодателя. Выплаты – 80% прежнего дохода для  восстановления профессиональной трудоспособности.

     На  современном этапе истории прежняя  модель социально-экономического развития ФРГ переживает кризис. Налоговое  бремя достигает 80 % от дохода населения, наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит хронический характер, распределение доходов осуществляется неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени. Из-за старения населения (его прирост в 2000 году составил всего 0,29 %) расходы на социальное обеспечение неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных порождает иждивенческие настроения в обществе. На фоне падения темпов экономического роста безработица стала острой проблемой в ФРГ. В ноябре текущего (2010) года уровень безработицы в Германии достиг 7,5 %.

     Крупные компании, искусно пользуясь лазейками  в законодательстве для уменьшения налогов, зачастую добиваются для себя привилегий. В пенсионной сфере была неофициально провозглашена политика «договора поколений», когда пенсионные отчисления производятся из доходов работающего населения. Учитывая старение населения ФРГ, налоговая нагрузка резко возрастает, и средств для выплат из пенсионного фонда не хватает. Проблемы возникают в отношении тех слоев населения, которые не имеют постоянной работы и соответственно не имеют права на получение страховых пособий, при этом а уровень государственного вспомоществования крайне невелик. Поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации и общественную помощь. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного общества». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зарубежный опыт социальной защиты населения