Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат
Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.
Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27
4
Социальная защита в
Швеции
Термин "шведская модель" возник, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель превратилась в символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния [3, с. 139].
Прежде чем приступать к описанию шведской модели социальной защиты населения, хотелось бы сказать пару слов об особенностях самого шведского общества. Шведское общество характеризуется высокой степенью социального равенства: сравнительно невелико число людей, испытывающих финансовые трудности, но при этом весьма ограниченно число богатых. Особенность культуры этой страны заключается в том, что для человека стыдно быть должником у общества. Сознание собственной бесполезности для общества может привести даже к личной трагедии: потеря работы или трудоспособности глубоко переживается скорее на моральном уровне, нежели на материальном, поскольку государственные пособия по инвалидности и безработице высоки, как нигде. Многие пожилые люди уходят в дома для престарелых, чтобы не обременять родственников и быть независимыми [3, с. 138].
Стремлению никому не быть обязанным подчинены также традиции повседневного общения: платить в ресторане каждому за себя, брать с собой спиртное или продукты, направляясь в гости, отвечать приглашением на приглашение, благодарить даже по прошествии долгого времени за предыдущую приятную встречу.
Система социальной защиты населения является стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Основополагающим принципом социальной защиты в Швеции является её универсальность, то есть охват всех слоёв населения. Вторым по важности принципом, характерным для Швеции, является принцип солидарности. Его суть состоит в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад [1, с. 74].
Необходимым элементом в системе социальной защиты Швеции выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищённости населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.
«Золотой век» шведской модели приходится на 60-е - начало 70-х годов XX века, когда страна по показателю национального дохода на душе населения занимала третье место в списке богатейших государств, а уровень безработицы равнялся в среднем 2%. В 1977 году страну затронули последствия экономического кризиса 70-х годов: резко возрос дефицит бюджета и увеличился уровень безработицы. К началу 90-х годов уровень безработицы достиг среднеевропейского уровня в 10-14 %. Шведская финансовая статистика середины 90-х вызывала у аналитиков серьезные опасения: дефицит бюджета составил 11,2% ВВП. Долг стабильно удерживался на уровне 100% ВВП. С начала 90-х гг. власти вне зависимости от политической ориентации правящего кабинета ведут дело к сокращению госфинансирования социального страхования. Наметилась тенденция к пересмотру объемов пособий, ограничению временных рамок их получения, сокращению числа занятых в социальном секторе. В парламенте и ряде политических партий обсуждаются идеи перехода от всеобщего к избирательному принципу социальной защиты, т.е. к поддержке лишь наиболее уязвимых групп населения.
Сегодня в Швеции возник ряд достаточно серьёзных проблем. Например, из-за низкой разницы оплаты труда самых высококвалифицированных и опытных и начинающих (6%), у работников пропал смысл инвестировать в свои знания, повышать квалификацию. И сейчас, когда в мире значительно расширился спрос именно на квалифицированных рабочих, Швеция может винить только свою систему в падении производительности труда. Не менее важной проблемой является то, что малый и средний бизнес просто задыхаются от тяжелых налогов. Большому бизнесу, как всегда, удается договориться. Но и большим компаниям приходится нелегко. Выплывают они, в основном, за счет развития и инвестирования в свои зарубежные филиалы. В 1995 г. 25 крупнейших шведских фирм имеют 75% рабочей силы, производства и продаж за рубежом. А у себя дома частный сектор потерял за 25 лет господства welfare state 490,000 рабочих мест. Государство и здесь решило выручить рынок. В 1993 году оно обеспечивало работой почти 40% от общего числа занятых. Это было накладно, но, как утверждали социалисты, лучше, чем безработица. Сегодня государство уже не в состоянии покупать дорогие рабочие места.
На
рисунку 1 представлены данные по уровню
безработицы в следующих странах:
Бельгия (BE), Болгария (BG), Чешская республика
(CZ), Дания (DK), Германия (DE), Эстония (EE), Ирландия
(IE), Греция (EL), Испания (ES), Франция (FR), Италия
(IT), Кипр (CY), Латвия (LV), Литва (LT), Люксембург
(LU), Венгрия (HU), Мальта (MT), Нидерланды (NL),
Австрия (AT), Польша (PL), Португалия (PT), Румыния
(RO), Словения (SI), Словакия (SK), Финляндия
(FI), Швеция (SE) и Великобритания (UK).
Рисунок 1. Уровень безработицы в различных странах мира (сентябрь 2010 года)
Примечание
– Источник: [5].
Социальное выравнивание. Главной целью социально-экономических преобразований в Швеции является социальное выравнивание. Оно означает огосударствление, всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования; политику солидарности в области заработной платы; активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается и как самоцель, и как средство социального выравнивания; государственную экономическую политику, задача которой -создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым - для решения социальных задач [3, с. 143].
Социальное обеспечение. Из всех западных национальных моделей шведская характеризуется наибольшим огосударствлением социального обеспечения и страхования и их всеобщностью. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП - против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти - для всех развитых стран. А работники государственно-коммунального сектора социальных услуг составляют около трети всех занятых - против примерно 1/7 в США и Англии.
Среди других стран Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов в совокупных денежных доходах населения - 25% (в преобладающем большинстве западных стран - в среднем 15 - 16%). Столь же показателен и разрыв в огосударствлении распределения социальных услуг. По удельному весу ассигнований государства на образование и здравоохранение в ВВП Швеция превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые - в 1,5 раза. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, достигали 60% ВВП.
Основным
элементом предусмотренной
Поступления
в систему социального
Политика солидарности в области заработной платы. Она предусматривала уменьшение дифференциации ставок зарплаты через их преимущественное повышение для низкооплачиваемых работников. До 1983 г. эта политика проводилась в сфере взаимодействия Центрального объединения профсоюзов Швеции и головной организации бизнеса - Объединения предпринимателей Швеции.
На шведском рынке труда действуют сильные централизованные организации как на стороне работников, так и работодателей. Рабочие стали организовываться в профсоюзы в середине XIX в. В 1898 г. ряд профсоюзов объединился в центральную организацию, известную сегодня как Центральное объединение профсоюзов Швеции, в который входят сегодня примерно 90% всех рабочих страны.
Важная роль в осуществлении политики солидарности отводится союзам предпринимателей. Все шведские частные и государственные компании состоят в отраслевых и региональных союзах, которые объединены в головные союзы (Шведский промышленный союз, Шведский союз экспортеров и т. п.). Союзы зачастую играют роль всеобщих отраслевых картельных объединений, координируют свою деятельность с зарубежными партнерами, но главная их функция - служить механизмом формулирования и осуществления коллективных интересов капитала на региональном, отраслевом, секторальном и национальном уровнях.
Важнейшим средством реализации политики солидарности стали коллективные договоры. Основная функция коллективного договора - сохранение трудового мира. Определено, что компания и её сотрудники не имеют права подписывать соглашения на худших условиях, чем установлены в применяемом коллективном договоре.
Политика солидарности опиралась также на принцип "равная плата за равный труд", означающий зависимость зарплаты и ее увеличения от характера и качества труда, а не от рентабельности предприятия. Несмотря на различия эффективности, фирмы вынуждены были одинаково повышать заработную плату. Это заставляло низкорентабельные предприятия либо осуществлять рационализацию и обеспечивать требуемый уровень зарплаты, либо закрываться. Тем самым стимулировались структурная перестройка экономики, движение капиталов и рабочей силы в сторону наиболее эффективных производств. Что же касается предприятий, неспособных обеспечить требуемый уровень зарплаты, то здесь уже действовали меры государственной политики занятости, одного из интереснейших и заслуживающих особого внимания звеньев механизма социального выравнивания.
Реализация политики солидарности в области зарплаты привела к существенному сокращению разницы в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми рабочими.
Активная политика занятости. Активная политика государства на рынке труда - характерная черта шведской модели и вместе с тем часть экономической политики правительства. Анализ фактов приводит к выводу, что на протяжении второй половины XX в. шведское государство полностью или частично решало вопросы воспроизводства квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы. Вместе с системой государственного образования и здравоохранения активная политика занятости привела к успехам не только в социальной, но и в экономической области. Инновационный этап технологического развития и отрасли "новой экономики" Швеции в XXI в. в принципе оказались обеспечены совокупной рабочей силой требуемого качества.
Государственная политика занятости включает комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест. Одни меры государственной политики занятости ориентированы на соединение в определенном месте и заданном времени рабочих мест и тех, кто ищет работу. Другие нацелены на стимулирование предложения труда (в первую очередь это меры по повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы). Третьи направлены на поощрение спроса на рабочую силу как путем субсидий для сохранения уровня занятости или его роста в компаниях, так и путем индивидуальных мер типа общественных работ или предоставления работы пожилым или инвалидам. Кроме этих активных мер помощи, существует также выплата пособий безработным.
В арсенале активной политики занятости имеются меры селективного государственного регулирования социально-экономических процессов: подготовка и переподготовка кадров; поощрение их территориальной и профессиональной мобильности; расширение и совершенствование деятельности служб найма; прогнозирование изменений в спросе на рабочую силу; проведение общественных работ; субсидирование специальных рабочих мест для инвалидов; поощрение конкретных инвестиций, нацеленных в первую очередь на поддержание занятости [3, с. 148].
Важно то, что в отличие от политики солидарности, вытесняющей рабочую силу из нерентабельных производств, политика занятости была призвана перемещать ее в прогрессирующие отрасли, как правило, с высоким уровнем оплаты труда. Ответственность за проведение мер государственной политики занятости возложена правительством и министерством труда на государственную администрацию рынка труда, состоящую из Управления рынка труда и комитетов по труду. Задача последних - курирование биржи труда и других учреждений на рынке труда. Особенность шведской политики солидарности в том, что важную роль играют также организации предпринимателей и профсоюзов. Их представители заседают в правлениях на всех уровнях администрации рынка труда.
Информация о работе Зарубежный опыт социальной защиты населения