Зарубежный опыт реализации бюджетного федерализма и его применение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм является составной частью общего понятия федерализма. Важнейшая особенность федерализма как объекта научного исследования - комплексный многоуровневый характер изучаемого явления. Федерализм нельзя однозначно причислить к какой-то одной конкретной науке, он является объектом изучения целого ряда научных дисциплин: политологии, права, теории управления, менеджмента, экономической теории, теории государственного регулирования экономики, регионоведения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и содержание бюджетного федерализма ………………………5
1.2 Модели бюджетного федерализма …………………………………………7
Глава 2. Бюджетный федерализм за рубежом…………………………………10
2.1 Американская модель бюджетного федерализма………………………...10
2.2 Германская модель бюджетного федерализм……………………………...12
2.3 Канадская модель бюджетного федерализма……………………………...13
2.4 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………………14
Глава 3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………19
3.1 Актуальные проблемы российского бюджетного федерализма……………………………………………………………………...19
3.2 Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах………………….…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.00 Кб (Скачать)

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  в 2011 году планируются на уровне 2010 года - 397,0 млрд. рублей, что соответствует  положениям статьи 131 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, согласно которой  объем дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению  на очередной финансовый год и  плановый период, не может быть менее  общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается в большей  степени сместить акцент на дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличив их объем, в том числе  за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как  выплата заработной платы некоторым  категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным  категориям граждан. Такой подход в  большей степени отвечает требованиям  выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан  и исключает ситуацию, когда финансово  самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных  полномочий.

Субсидии из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  в 2011 году предусмотрены в объеме 380,2 млрд. рублей, или 101,2% к уровню 2010 года. При этом существенно увеличены  бюджетные ассигнования по таким  направлениям, как строительство  и модернизация автодорог (на 34,4%), поддержка жилищнокоммунального хозяйства (на 32,2%), государственная поддержка сельского хозяйства (на 6,9%), культура и кинематография (на 30,1%). Средства на поддержку национальной экономики в условиях восстановления экономики и сокращения антикризисных мероприятий уменьшены на 21,5%. Целевая поддержка субъектов Российской Федерации в сферах образования и социальной поддержки населения сохраняется практически на уровне 2010 года.

Субсидии из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  являются инструментом решения общегосударственных  задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования  бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество является чрезмерным – 69 видов в 2010 году.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат. Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

Иные межбюджетные трансферты в 2011 году предусмотрены в объеме 46,8 млрд. рублей, или 82,8% к уровню 2010 года. Сокращение обусловлено преимущественно уменьшением  на 71,8% трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение  занятости для шахтерских городов  и поселков.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных  налогов, зачисляемых в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных  федеральным законодательством  льгот и изъятий из объектов налогообложения  по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении  приведут к увеличению поступлений  доходов от налога на имущество организаций  и земельного налога в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составят к 2013 году 122,5 и 1,3 млрд. рублей соответственно.

Нуждаются в реформировании предусмотренные  в настоящее время специальные  налоговые режимы (упрощенная система  налогообложения на основе патента  и система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности). Предполагается уточнить перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых  возможно применение патентной системы, усовершенствовать порядок определения  размера потенциального к получению  индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения  стоимости патента. Сфера применения с 1 января 2011 года системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности будет поэтапно сокращаться, в том числе в целях избежания  конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.

Расширение сферы применения патентной  системы налогообложения с 69 до 92 видов деятельности позволит увеличить  поступления в местные бюджеты, а сокращение сферы применения единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности увеличит количество налогоплательщиков общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения, что позволит увеличить налоговые поступления  от них в региональные бюджеты.

Целесообразно расширить права  регионов в части установления по единым принципам для отдельных  типов муниципальных образований  нормативов отчислений в местные  бюджеты от налогов, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Существенным риском устойчивого  исполнения региональных и местных  бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  в условиях кризиса при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации  за 2009 год возрос на 48%, составив на 1 января 2010 года 890,5 млрд. рублей. Объем  муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 134,9 млрд. рублей.

В результате такого наращивания заимствований  расходы на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации  уже в 2010 году оцениваются вдвое  выше, чем в 2009 году. Расходы на обслуживание муниципального долга возросли в  полтора раза.

В такой ситуации от органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика, а от Министерства финансов Российской Федерации – постоянный мониторинг уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации  и устойчивости исполнения первоочередных расходов региональных бюджетов, а  также расходов по обслуживанию государственного долга. С субъектами Российской Федерации, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения о согласовании с Министерством  финансов Российской Федерации долговой политики региона.

В целях финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации в 2011 году дополнительно  предусматриваются бюджетные кредиты  из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации в объеме 113,6 млрд. рублей.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  остается необходимость внедрения  передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью необходимо предусмотреть  бюджетные ассигнования на поддержку  региональных программ повышения эффективности  бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных  преобразований на региональном уровне будет способствовать повышению  финансовой устойчивости субъектов  Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности  бюджетных расходов.

В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации  необходима разработка и включение  в бюджетное законодательство действенных  мер воздействия к субъектам  Российской Федерации, демонстрирующим  ненадлежащее качество управления, а  также меры поощрения к субъектам  Российской Федерации, получающим высокую  оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, бюджетный  федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов  всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и  самостоятельного управления функционированием  всех звеньев бюджетной системы. Бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению  и использованию бюджетных фондов.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных  расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию  на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора.

Такая политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного  благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

В механизме бюджетного федерализма  России важное место должны занять вопросы стимулирования регионов к  достижению финансовой самодостаточности. Действенными рычагами, стимулирующими регионы к достижению финансового  самообеспечения, могут быть предоставление субъектам Федерации права устанавливать  региональные налоги и установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов  из фонда финансовой поддержки субъектов  РФ.

Таким образом, бюджетный  федерализм в РФ, является ведущим  звеном финансовой системы государства, объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), и  играет важную экономическую, и политическую роль в современном обществе.

 

 

Список литературы

  1. Баглай М. В. Модель российского федерализма. М.: Норма, 2007.
  2. www.minfin.ru
  3. Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2006. № 1.
  4. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. – 2008. - № 6. - С. 9-10.
  5. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие ля студентов вузов, обучающимся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.
  8. Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. Т. 13. №1. 2010. С. 5-14
  9. Журнал «Вопросы экономики» 2005г. №9.
  10. Журнал «Финансы» 2007г. №8
  11. Конституция Российской Федерации 1993. – М.: Наука.
  12. Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. – 2008. - № 4. - С. 3-6.

1 Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2000. № 1. С. 13.

2 Ж. «Финансы» №8 2004г. стр.26

3 Сайдель Б., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам. М., 2005. С. 13.

Информация о работе Зарубежный опыт реализации бюджетного федерализма и его применение в России