Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа
Бюджетный федерализм является составной частью общего понятия федерализма. Важнейшая особенность федерализма как объекта научного исследования - комплексный многоуровневый характер изучаемого явления. Федерализм нельзя однозначно причислить к какой-то одной конкретной науке, он является объектом изучения целого ряда научных дисциплин: политологии, права, теории управления, менеджмента, экономической теории, теории государственного регулирования экономики, регионоведения
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и содержание бюджетного федерализма ………………………5
1.2 Модели бюджетного федерализма …………………………………………7
Глава 2. Бюджетный федерализм за рубежом…………………………………10
2.1 Американская модель бюджетного федерализма………………………...10
2.2 Германская модель бюджетного федерализм……………………………...12
2.3 Канадская модель бюджетного федерализма……………………………...13
2.4 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………………14
Глава 3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………19
3.1 Актуальные проблемы российского бюджетного федерализма……………………………………………………………………...19
3.2 Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах………………….…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 году планируются на уровне 2010 года - 397,0 млрд. рублей, что соответствует положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.
С 2012 года при предоставлении финансовой
помощи регионам предполагается в большей
степени сместить акцент на дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности,
увеличив их объем, в том числе
за счет отказа от предоставления субсидий
текущего характера, прежде всего на
софинансирование таких полномочий
субъектов Российской Федерации, как
выплата заработной платы некоторым
категориям работников бюджетных учреждений
и социальных пособий отдельным
категориям граждан. Такой подход в
большей степени отвечает требованиям
выравнивания возможностей регионов по
реализации конституционных прав граждан
и исключает ситуацию, когда финансово
самодостаточные регионы
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году предусмотрены в объеме 380,2 млрд. рублей, или 101,2% к уровню 2010 года. При этом существенно увеличены бюджетные ассигнования по таким направлениям, как строительство и модернизация автодорог (на 34,4%), поддержка жилищнокоммунального хозяйства (на 32,2%), государственная поддержка сельского хозяйства (на 6,9%), культура и кинематография (на 30,1%). Средства на поддержку национальной экономики в условиях восстановления экономики и сокращения антикризисных мероприятий уменьшены на 21,5%. Целевая поддержка субъектов Российской Федерации в сферах образования и социальной поддержки населения сохраняется практически на уровне 2010 года.
Субсидии из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации
являются инструментом решения общегосударственных
задач на региональном уровне и способствуют
повышению эффективности
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат. Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.
Иные межбюджетные трансферты в 2011
году предусмотрены в объеме 46,8 млрд.
рублей, или 82,8% к уровню 2010 года. Сокращение
обусловлено преимущественно
В целях укрепления доходной базы
региональных и местных бюджетов
планируются изменения
Нуждаются в реформировании предусмотренные
в настоящее время специальные
налоговые режимы (упрощенная система
налогообложения на основе патента
и система налогообложения в
виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности). Предполагается уточнить
перечень видов предпринимательской
деятельности, в отношении которых
возможно применение патентной системы,
усовершенствовать порядок
Расширение сферы применения патентной
системы налогообложения с 69 до 92
видов деятельности позволит увеличить
поступления в местные бюджеты,
а сокращение сферы применения единого
налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности увеличит
количество налогоплательщиков общего
режима налогообложения и упрощенной
системы налогообложения, что позволит
увеличить налоговые
Целесообразно расширить права
регионов в части установления по
единым принципам для отдельных
типов муниципальных
Существенным риском устойчивого
исполнения региональных и местных
бюджетов является повышение уровня
долговой нагрузки субъектов Российской
Федерации и муниципальных
В результате такого наращивания заимствований расходы на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации уже в 2010 году оцениваются вдвое выше, чем в 2009 году. Расходы на обслуживание муниципального долга возросли в полтора раза.
В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика, а от Министерства финансов Российской Федерации – постоянный мониторинг уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и устойчивости исполнения первоочередных расходов региональных бюджетов, а также расходов по обслуживанию государственного долга. С субъектами Российской Федерации, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения о согласовании с Министерством финансов Российской Федерации долговой политики региона.
В целях финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации в 2011 году дополнительно
предусматриваются бюджетные
Приоритетом бюджетной политики Российской
Федерации в сфере
С этой целью необходимо предусмотреть
бюджетные ассигнования на поддержку
региональных программ повышения эффективности
бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных
преобразований на региональном уровне
будет способствовать повышению
финансовой устойчивости субъектов
Российской Федерации и входящих
в их состав муниципальных образований,
а также повышению
В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.
Заключение
Таким образом, бюджетный
федерализм – это форма бюджетного
устройства в федеративном государстве,
которая предполагает учет интересов
всех участников бюджетного процесса
на основе достижения компромисса и
самостоятельного управления функционированием
всех звеньев бюджетной системы.
Бюджетный федерализм выражает системно
организованную совокупность денежных
потоков между субъектами межбюджетных
отношений по формированию, распределению
и использованию бюджетных
Анализ экономики России
за последние несколько лет
Такая политика содействует
достижению устойчивых темпов экономического
роста, снижению безработицы, следовательно,
и повышению уровня народного
благосостояния. Государственный бюджет,
являясь основным финансовым планом
государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств,
дает политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь
комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный
Однако именно бюджет, показывая
размеры необходимых
В механизме бюджетного федерализма
России важное место должны занять
вопросы стимулирования регионов к
достижению финансовой самодостаточности.
Действенными рычагами, стимулирующими
регионы к достижению финансового
самообеспечения, могут быть предоставление
субъектам Федерации права
Таким образом, бюджетный федерализм в РФ, является ведущим звеном финансовой системы государства, объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), и играет важную экономическую, и политическую роль в современном обществе.
Список литературы
1 Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2000. № 1. С. 13.
2 Ж. «Финансы» №8 2004г. стр.26
3 Сайдель Б., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам. М., 2005. С. 13.
Информация о работе Зарубежный опыт реализации бюджетного федерализма и его применение в России