Зарубежный опыт реализации бюджетного федерализма и его применение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм является составной частью общего понятия федерализма. Важнейшая особенность федерализма как объекта научного исследования - комплексный многоуровневый характер изучаемого явления. Федерализм нельзя однозначно причислить к какой-то одной конкретной науке, он является объектом изучения целого ряда научных дисциплин: политологии, права, теории управления, менеджмента, экономической теории, теории государственного регулирования экономики, регионоведения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и содержание бюджетного федерализма ………………………5
1.2 Модели бюджетного федерализма …………………………………………7
Глава 2. Бюджетный федерализм за рубежом…………………………………10
2.1 Американская модель бюджетного федерализма………………………...10
2.2 Германская модель бюджетного федерализм……………………………...12
2.3 Канадская модель бюджетного федерализма……………………………...13
2.4 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………………14
Глава 3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………19
3.1 Актуальные проблемы российского бюджетного федерализма……………………………………………………………………...19
3.2 Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах………………….…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.00 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм………………………………………………………………………5

1.1 Сущность и содержание бюджетного федерализма ………………………5

1.2 Модели бюджетного федерализма …………………………………………7

Глава 2. Бюджетный федерализм за рубежом…………………………………10

2.1 Американская модель бюджетного федерализма………………………...10

2.2 Германская модель бюджетного федерализм……………………………...12

2.3 Канадская модель бюджетного федерализма……………………………...13

2.4 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………………14

Глава 3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………19

3.1 Актуальные проблемы российского бюджетного федерализма……………………………………………………………………...19

3.2 Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах………………….…………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетный федерализм является составной частью общего понятия  федерализма. Важнейшая особенность  федерализма как объекта научного исследования - комплексный многоуровневый характер изучаемого явления. Федерализм нельзя однозначно причислить к какой-то одной конкретной науке, он является объектом изучения целого ряда научных  дисциплин: политологии, права, теории управления, менеджмента, экономической  теории, теории государственного регулирования  экономики, регионоведения. Дискуссии  о проблемах федерализма находятся  в центре пристального внимания российских и зарубежных ученых-юристов, философов, политологов, экономистов, являются предметом  обсуждения на различных семинарах, конференциях. И потому невозможно раскрыть сущность бюджетного федерализма  опираясь лишь на правовую науку (конституционное  право, финансовое право), необходимо обратиться и проанализировать труды экономистов, ученых-политологов.

В системе межбюджетных отношений  главное направление – это  оптимальное соотношение федерального бюджета и бюджетов субъектов  федерации. При этом приоритетное значение имеет формирование региональный бюджетов, так как решение социально-экономических  задач текущей деятельности прежде всего зависит от деятельности регионов и их финансового обеспечения.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что совершенствование  финансовых отношений между федеральными, регионалными и местными органами власти является одним из ключевых факторов экономического и политического  развития России. Бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее четко проявляются и  реализуются именно в системе  межбюджетных отношений.

Решение проблем в области  бюджетного федерализма является одной  из составляющей успешности структурных  реформ. Межбюджетные отношения не только связывают бюджетную систему  воедино, но и обеспечивают ее эффективное  функционирование за счет достижение равного для всех регионов уровня бюджетной обеспеченности и, соответственно, унифицированного объема бюджетных  средств.

За последние годы сделано  немало в области теории, практики обоснования и создания системы  более справедливых и объективно обусловленных взаимоотношений  между различными уровнями бюджетов. Основные разработки сосредоточены  на упорядочении межбюджетных отношений  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Федерации  и в гораздо меньшей степени - на уровне бюджета субъекта Федерации  и нижестоящих уровней -местного самоуправления.

Объектом исследования является бюджетный федерализм как основе реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Предметом являются межбюджетные отношения в Российской Федерации по вертикали – между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и по горизонтали – между различными субъектами РФ.

Основная цель курсовой работы – исследование содержания бюджетного федерализма, развития в России и его роли в реформировании межбюджетных отношений.

В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка  рассмотреть теоретические и  отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма  в России.

 

Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм

1.1Сущность и содержание бюджетного федерализма

Бюджетный, или фискальный (от слова  «фиск » — казна), федерализм —  это система управления общественными  финансами, основанная на разграничении  между различными уровнями власти бюджетных  прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств  при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы страны и интересов  всего общества в целом.

Предпосылками бюджетного федерализма  в Российской Федерации  являются:

1) федеративное устройство России;

2) разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации.

Сущность бюджетного федерализма  состоит в специфических финансовых отношениях федерального центра и субъектов  РФ, а также отношениях субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, которые выражаются в распределении экономической  власти между субъектами межбюджетных отношений с целью формирования и использования бюджетных средств  для реализации соответствующих  функций государственного управления (общественного самоуправления).

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств. Выделяют следующие основные принципы бюджетного федерализма:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.

Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе в конкретных экономических и  политических условиях наиболее эффективной  модели бюджетных отношений. Для  этого, прежде всего, необходимо четко  распределить расходные функции  между уровнями власти, закрепить  за ними соответствующие источники  финансирования, сформировать систему  оказания финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) регионам (рис. 1).*2

 

Рис. 1. Схема межбюджетных отношений

 

Особенностью бюджетного федерализма  в Российской Федерации является то, что её бюджетная система практически  находится на стадии формирования. Действительно, бюджетное законодательство, особенно по вопросам разграничения  полномочий между всеми уровнями бюджетной системы, меняется очень  часто. Поэтому не правильно применять для наших условий модели межбюджетных отношений, которые успешно реализуются в зарубежных странах, история которых насчитывает сотни лет.

 

 

1.2 Модели бюджетного федерализма

Для государств с федеративным устройством можно выделить три  типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные1.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования Нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И, наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

Децентрализация может отрицательно сказаться на способности федеральных  органов власти контролировать макроэкономические процессы действия региональных и местных  органов могут вступать в противоречия с решением задач, возложенных на федеральный центр. Не следует также  забывать, что руководители независимых  в экономическом отношении региональных органов власти зачастую склонны  ставить собственные интересы выше интересов государства в целом.

Такая ситуация наиболее часто  характерна для многонациональных  государств с федеративным устройством, сформированных по принципу выделения  и обособления национально-административных образований.

Региональная децентрализация  в этих случаях может как способствовать развитию особенностей и преимуществ  национальных экономик, так и стать  причиной распада государства.

Говоря об особенностях децентрализации  управления в федеративных государствах, необходимо также указать на то, что децентрализация власти позволяет  более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности  населения. Сложная проблема состоит  в нахождении той грани, за которой  децентрализация власти ведет к  неизбежному противопоставлению интересов  субъектов федерации государству  в целом.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие особенности:

1.Использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;

2.Повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно 3.Ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;

4.Значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками  и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений  из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением  населению общественно значимых услуг.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение  налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства  налоговых возможностей различных  территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование  региональных различий в прожиточном  минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Опыт развитых стран с  федеративным устройством показывает, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться  по крайней мере три условия, а именно:

  1. Однозначное разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;
  2. Наделение соответствующих уровней власти достаточными для выполнения этих полномочий доходными источниками;
  3. вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений.

В мире существуют государства  с различными типами федеративного  устройства. Для каждого типа характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и  германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной. .

 

 

 

Глава 2. Бюджетный федерализм за рубежом.

2.1. Американская модель бюджетного федерализма

Основные черты американского  федерализма – децентрализация  бюджетных полномочий, демократический  характер отношений между уровнями власти, доказанная практикой способность  к значительным изменениям (адаптивность).

Характерные черты системы  межбюджетных отношений в США  — относительная гибкость, прочность  и устойчивость. В соответствии с  государственным устройством США  система государственных финансов страны делится на три уровня: федеральный, уровень штатов и уровень местных  органов власти. Важная особенность: большая часть расходов на каждом из уровней финансируется за счет собственных источников поступлений. При этом в конце XX века за счет федерального бюджета обеспечивалось в совокупности 60—65 процентов государственных  расходов по всем уровням.

В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоговые поступления являются основным источником доходной части  бюджетов всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть  федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется, прежде всего,за счет косвенных налогов.

Некоторые налоги собираются на всех уровнях (но по разным схемам и  ставкам), некоторые — только на одном из уровней. На каждом уровне основу бюджетных доходов образует “опорный налог”. В федеральном  бюджете это подоходные налоги (индивидуальные дают 42—47 процентов, налоги с корпораций — 9—12 процентов всех поступлений). Главный доход штатам дает налог  на продажи (28—29 процентов совокупных поступлений по всем штатам). До 23 процентов  всех поступлений образуют суммы  финансовой поддержки из федерального бюджета. Ею охвачены в разной степени  все штаты.

Информация о работе Зарубежный опыт реализации бюджетного федерализма и его применение в России