Внешний государственный долг России: понятия, состав, структура, динамика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и понятие внешнего государственного долга России 3
1.1.1 Советский долг 5
1.1.2 Кредиторы РФ 8
1.1.3 Должники РФ 12
2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ. 16
2.1.3 Проблемы управления российским долгом и пути их решения 25
2.1.4 Пути преодоления 26
Заключение. 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам(исправлиная).doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

     задолженности странам - участницам Парижского клуба;

     задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

     задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

     задолженности перед международными финансовыми  Организациями;

     задолженности бывшим странам СЭВ;

     еврооблигационных займов;

     ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

     кредитов  Центрального Банка России.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами  Парижского клуба кредиторов. К обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет 18 стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба  составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга РФ. Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и  кредитора других стран.

По состоянию  на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга РФ на указанную дату. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Минфину РФ совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по внешнему госдолгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе.

В настоящее  время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами  Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют  межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и ОАЭ.

Новый долг РФ перед  странами - не членами Парижского клуба  кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка  с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством РФ были предоставлены  соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. На 1 января 2006 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 5 раз [30].

Кроме осуществления  денежных расчетов и погашения внешнего госдолга товарными поставками, при  погашении внешнего долга РФ перед  бывшим странам-членам СЭВ активно  использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.[30]

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом погашены досрочно. Коммерческая задолженность - наиболее сложная с точки зрения урегулирования. Она остаётся перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.[31]

Коммерческая  задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций госсектора, выступавших  на международных рынках товаров  и услуг по поручениям Правительства РФ, союзных министерств, в результате операций организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности  были определены постановлением Правительства  РФ от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства РФ "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

     В коммерческую задолженность бывшего  СССР включаются:

     контракты с рассрочкой платежа;

     краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и  векселями;

     тратты  и векселя с платежом по предъявлении;

     отзывные  и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;

     инкассо;

     другие  коммерческие обязательства, которые  могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Доля государственных  ценных бумаг в составе государственного внешнего долга РФ увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с 18,1% до 38%. Задолженность по основной сумме внешнего госдолга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) [31].

Облигации внутреннего  государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности  бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.[31]

Еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса. Одной из внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных бумаг). Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных переводов. Депозитарно-клиринговые операции производятся специальными европейскими организациями, взявшими на себя расчетно-клиринговые, коммуникационные функции. Иногда требуется регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах.[31]

Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций  включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

     · Международный валютный фонд (МВФ);

     · Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

     · Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации  относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы  в 1944 году. Россия вступила в Международный  валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года составила 8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема внешнего госдолга РФ. Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка РФ. [31]

Федеральным законом  от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", Минфину России разрешено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам, что увеличило на 1 января 1999 года внешний долг РФ на 2,3 млрд. долл. На 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего долга [6;64].

В последние  годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006г. снизился до 104,9 млрд. долларов США.

Объем государственного внешнего долга РФ на 1 февраля 2010 года составил $37 млрд 523,2 млн или 26 млрд 890,6 млн евро против $37 млрд 641 млн или 26 млрд 238 млн евро на 1 января 2010 года. Такие данные приводит Минфин РФ. 

Таким образом, объем внешнего долга РФ уменьшился за месяц на $117,8 млн, однако в пересчете на евро внешний долг увеличился за месяц на 652,6 млн евро.

Напомним, что  на 1 декабря 2009 года объем государственного внешнего долга РФ составлял $37 млрд 942 млн или 25 млрд 505,2 млн евро.

Таким образом, объем внешнего долга РФ сократился за месяц на $94,4 млн, его объем на 1 ноября составлял $38 млрд 36,4 млн.

В пересчете  на евро сокращение внешнего долга  составило 150 млн евро, его объем  на 1 ноября составлял 25 млрд 655,2 млн  евро.

Государственный внешний долг РФ за январь 2010 года уменьшился на $117,8 млн.Государственный внешний долг РФ за январь 2010 года уменьшился на $117,8 млн, или 0,3%, - с $37,641 млрд на 1 января 2010 года. до $37,523 млрд на 1 февраля 2010 года. Об этом свидетельствует опубликованная Минфином России информация о структуре государственного внешнего долга.

Внешний госдолг, выраженный в евро, в январе увеличился на 652,8 млн евро, или на 2,5%, с 26,238 млрд евро до 26,891 млрд евро.

Крупнейшая часть  задолженности по-прежнему приходится на еврооблигационные займы РФ и составляет, как и месяц назад, $26,24 млрд.

Задолженность перед странами - членами Парижского клуба сократилась с $1,820 млрд на 1 января 2010 года до $1,819 млрд на 1 февраля. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, понизилась с $999,8 млн до $984,3 млн. Задолженность перед странами, входившими в бывший СЭВ, снизилась с $1,3 млрд до $1,289 млрд.

Задолженность перед международными финансовыми  организациями сократилась с $3,794 млрд до $3,735 млрд. Задолженность по ОВГВЗ РФ сохранилась на уровне $1,775 млрд.

В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной  валюте. На 1 февраля они понизились с $881,4 млн до $858,4 млн. 
 

      1. Проблемы  управления  российским долгом и пути их решения
 

     Основные  задачи по управлению долгом:  

сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания; оптимизация  структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей; оптимизация  графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей; рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом; разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации; разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов; создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации; разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

Информация о работе Внешний государственный долг России: понятия, состав, структура, динамика развития