Внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов – внебюджетных фондов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
1. Государственные внебюджетные фонды……………………………5
2. Пенсионный фонд РФ…………………………..……………………6
2.1. Тарифы страховых взносов……………………….…………….9
3. Фонд социального страхования РФ………………………….……...11
3.1. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ.……………………….................14
4. Фонды обязательного медицинского страхования РФ………..…15
4.1. Федеральный фонд ОМС РФ…………………………………..15
4.2. Территориальный фонд ОМС РФ……………………………….17
4.3. Тарифы страховых взносов……………………………………19
5. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской федерации……………………………………………………………21
5.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в Росси………...21
5.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования……………….25
Заключение……………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………….…...31

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 69.09 Кб (Скачать)

С целью воздействия на сложившуюся  ситуацию в 2010 году заложены объективные  экономические и правовые предпосылки  для выполнения этих норм: упразднен  единый социальный налог, разработана  новая система уплаты страховых  взносов. Минусом данной реформы  является постепенное увеличение тарифов: если в 2010 в зависимости от типа плательщика  суммарный тариф страховых взносов  составлял от 10,3 до 26%, то в 2011-2012 он увеличен 20,2 до 34%, в 2013-2014 планируется повышение  до 27,1 - 34%, а с 2015 - 34% для всех плательщиков.

Один из положительных сдвигов  системы обязательного пенсионного  страхования - увеличение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионеров, что соответствует  положениям Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России до 2020 года.

О неудовлетворительном состоянии  системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность  жизни в стране, высокий уровень  смертности и распространения тяжелых  заболеваний.

Дефицит финансового покрытия территориальных  программ обязательного медицинского страхования связан с отсутствием  сбалансированности финансовых возможностей системы и объемов медицинской  помощи, включенных в базовую программу  страхования, ежегодно утверждаемую Правительством России.

Еще одна проблема системы здравоохранения - многоканальность финансирования медицинских  организаций. Здравоохранение финансируется  за счет средств ФОМС, федерального бюджета. Дополнительным каналом поступления  средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские  услуги и добровольное медицинское  страхование. Это снижает управляемость  отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств  и качеством оказания медицинской  помощи.

Наблюдается нарушение принципов  социального страхования, например формирование социальных прав и последующие  выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга. Сегодня  право на получение пособия по временной нетрудоспособности в  размере 100% заработка имеет около 80% застрахованных лиц. А значит, у  большинства застрахованных лиц  фактически нет мотивации к возвращению  на работу, т.к. не работая, они получают такой же доход в виде пособия  по временной нетрудоспособности.

Таким образом, российская система обязательного социального страхования не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. В 2010 году соотношение между средними доходами 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения составило 16,7. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8% прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему социального страхования, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Для сравнения: по данным Международной организации труда, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.

Помимо перечисленного, в сфере  социального страхования нерешенным остается ряд следующих проблем:

  • неэффективное и нецеленаправленное распределение средств;
  • правила и нормы определения и назначения пособий и выплат в отдельных видах страхования не соответствуют современным экономическим отношениям (например, множество льгот, не связанных непосредственно с работой);
  • сохраняется недостаточная прозрачность внебюджетных фондов, практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров в управлении системой и финансами обязательного социального страхования, государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов;
  • неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Фактически отсутствуют актуарные расчеты, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

В системе обязательного медицинского страхования остаются нерешенными  и практические задачи, отсутствуют:

  • единый регистр застрахованных граждан;
  • правила оценки качества медицинской помощи;
  • понятие дефекта оказания медицинской помощи, перечень дефектов оказания медицинской помощи;
  • единая федеральная шкала штрафных санкций за ненадлежащее качество медицинской помощи;
  • регламент досудебной защиты застрахованного и правила возмещения страховой компанией вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанные на системе штрафных санкций;
  • единый реестр досудебных экспертных решений страховых медицинских компаний и решений судов по искам застрахованных лиц к учреждениям здравоохранения – причинителям вреда здоровью пациентов.

Считается, что новый закон об обязательном медицинском страховании - закон переходного периода, рассчитанный до 2014 года. За два года выровняется  оснащенность медицинских учреждений, удастся отладить новый механизм работы медицинского страхования, и  тогда, возможно, появится более совершенный  закон, а также новые правила  такого страхования.

5.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования.

 

На основе проведенного анализа очевидно, что  без решения проблем социального  страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное  функционирование и совершенствование  деятельности внебюджетных фондов не удастся.

Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы  России с учетом влияния мирового финансового кризиса. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит  бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией  утраченного заработка - не могут  быть полностью урегулированы без  участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и  демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и  финансовая поддержка федеральным  бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных  мер государственного регулирования  финансовой устойчивости пенсионной системы  в краткосрочном периоде могла  бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2005 по 2012 год возросла с 12,1 до 16% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 году снизить дефицит бюджета ПФР  более чем на 0,9 трлн. руб.

Поддержку определенных видов экономической  деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения  работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию  произведенных ими расходов по уплате страховых взносов.

Важным аспектом развития системы  пенсионного страхования - развитие накопительного компонента. Одно из направлений повышения эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности - предоставление накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного Пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей и др. меры.

Безусловным является сохранение обязательного характера пенсионных накоплений и как источника пенсионных выплат, и как долгосрочного инвестиционного ресурса для целей развития экономики страны.

Для реализации задач по дальнейшему повышению  уровня материального обеспечения  пенсионеров в бюджете Пенсионного  фонда на 2012 год предусмотрены  расходы на следующие мероприятия:

  • индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; увеличение на 6% размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года;
  • индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения  с учетом предоставляемых мер  социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у  неработающих пенсионеров будет  поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В рамках модернизации системы финансового  обеспечения оказания медицинской  помощи в соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 года на период с 2010 по 2015 год предусмотрены  следующие мероприятия:

  • переход на обоснованные тарифы медицинской помощи;
  • внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
  • переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;
  • паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему обязательного медицинского страхования.

Важное значение для модернизации системы медицинского страхования  имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года . Законом  установлен минимальный размер платежа  за неработающее население, что с  одновременным повышением ставок страховых  взносов приведет к увеличению наполнения системы медицинского страхования  до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Начиная с  мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, действующие на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь независимо от места прописки или  места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком  права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создает конкуренцию на рынке  и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации  любой организационно-правовой формы  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской  практикой. Главное, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы с 2011 года обеспечивает Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, который  аккумулирует дополнительные средства, которые будут направляться на целевое  финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных  и бесплатных медицинских услуг  в учреждениях государственной  и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения  доступности бесплатной медицинской  помощи.

Реформирование  системы социального страхования  в России в ближайшие годы должно иметь следующие целевые ориентиры:

  • создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг;
  • построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения;
  • повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования;
  • развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями.

Реформирование  сферы социального страхования  в России должно базироваться на следующих  принципах:

  • законность - законодательное закрепление прав и ответственности субъектов страхования, на основе установления порядка и размера выплат и их зависимости от сроков внесения и размеров страховых взносов;
    • личная ответственность - работающие граждане непосредственно вносят страховые взносы, сами или через представителей могут участвовать в управлении соответствующими страховыми учреждениями;
    • эквивалентность страхового взноса - финансирование предоставляемой социальной помощи за счет страховых взносов, тем самым устанавливается соразмерность страховых взносов и объема предоставляемых социальных услуг;
    • солидарность - более обеспеченные страхуемые вносят более высокие страховые взносы и тем самым оказывают материальную помощь менее обеспеченным.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ