Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель работы: определение проблем и перспектив развития политики курсообразования в современных условиях Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, синтеза, обобщение, сравнение.
Объект исследования – политика курсообразования как неотъемлимая часть валютной политики государства.
Предмет исследования – влияние механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь.
Введение ...……………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы политики курсообразования………………………5
1.1 Сущность крсообразования……………………………………………..5
1.2 Механизмы курсообразования, их виды и особенности……………...9
1.3 Мировой опыт в области формирования валютных курсов…………12
2 Анализ влияния механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь……………………………………………………………………………..15
2.1 Нормативно-правовая база в области валютного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………15
2.2 Политика курсообразования с 2003 по 2011 гг. и анализ ее влияния на ВЭД, Платежный баланс, чистая позиция……………………………………19
3 Проблемы и перспективы развития курсообразования в Республике Беларусь, рекомендации по выбору режима валютного курса, пересмотр валютных ограничений по счетам платежного баланса…………………………….27
Заключение …………..........................................................................................30
Список использованных источников ................................................................32
Платежный баланс оказывает влияние не только на валютный курс, но и на объем золотовалютных резервов страны, которые в свою очередь являются своеобразной подушкой безопасности во времена валютных кризисов в стране.
На рисунке 1.5 наглядно изобразим динамику международных резервных активов с 2004 по 2011 гг.
Рисунок 1.5- международные резервные активы
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [24]
Из рисунка видно, что объем золотовалютных резервов увеличивается с каждым годом. Это является хорошей тенденцией, т.к. позволяет экономике иметь большую стабильность. Также растущий объем резервов хорошо сказывается на спокойствии на валютном рынке, позволяет более гибко реагировать на его колебания.
Таким образом, в период с 2003 по 2011 гг в Республике Беларусь идет тенденция к переходу к более гибкому регулированию курса белорусского рубля. Вначале была привязка к доллару США, затем к российскому рублю. После того как большинство операций начали совершаться в долларах США Правительство вернулась к привязке к доллару США. И наконец с 2009 года в Республике Беларусь действует режим привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, российский рубль, доллар США) в областях определенного коридора. Изменение режимов привязки курса рубля оказывает влияние на Платежный баланс в области счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансового счета.
3 Проблемы и перспективы развития курсообразования в Республике Беларусь, рекомендации по выбору режима валютного курса, пересмотр валютных ограничений по счетам платежного баланса
Любая экономическая категория, даже политика курсообразования, в своем развитии имеет ряд проблем. Следует учитывать что она на современном этапе формируются и исполняются в условиях мирового экономического и финансового кризиса, что налагает огромный отпечаток и формирует определенные проблемы. Давайте попробуем выделить проблемы, которые присущи валютной политике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа сделанного в предыдущей главе:
1) растущее отрицательное сальдо платежного баланса, главным образом из-за все более растущего импорта и не успевающего за ним роста экспорта
2) недостаточный объем золотовалютных резервов
3) нестабильность на валютном рынке из-за нехватки валюты в стране
4) большие инфляционные ожидания из-за разовых девальваций
5) растущий государственный долг страны
6) огромная инфляция в стране, что ведет к росту ставки рефинансирования.
7) рост объема наличной денежной массы в стране, что также негативно влияет на валютный курс страны
8) растущий госдолг страны и бремя на его содержание
Сейчас давайте более подробно рассмотрим эти аспекты.
Наиболее современная проблема для Республики Беларусь-увеличение бремени содержания госдолга в последние годы. За последние пару лет госдолг республики был небольшим, потому статья бюджета по его содержания была относительно невелика. Но все большие заимствования у МВФ, МБРР, МБ, кредиты Китая, России и других стран, а также выпуск еврооблигаций на сумму 1 млрд.руб. и другое привели к тому, что эта статья существенно выросла. В перспективе она будет занимать еще большее место, т.к. кредиты эти идут по достаточно большим процентным ставкам, т.к кредитный рейтинг Беларуси достаточно низкий. Валовой внешний долг Беларуси за первое полугодие 2011 года увеличился на 4 млрд 700 млн долларов, или 16,5%. На 1 июля он достиг 33 млрд 101,1 млн долларов, или 56,3% ВВП (28 млрд 401,1 млн долларов, или 52% ВВП на начало года).
В расчете на душу населения валовой внешний долг составил 3 тыс. 488 долларов США против 2 тыс. 995 долларов на 1 января 2011 года.
По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2011 года было направлено 2 млрд 958,4 млн долларов (10,7% ВВП, или 14,3% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд 489,2 млн составили выплаты по основному долгу, 469,2 млн долларов — платежи по процентам. Пик выплат будет в 2013–2014 гг.,– $2,7 и 2,5 млрд соответственно. Согласно прогнозу МВФ, это соответствует 3,7–3,8% от ВВП Беларуси. На эту сумму сокращаются возможности бюджета (т.е. больше, чем на 10%) по финансированию социальных программ, здравоохранения, образования, и инфраструктуры. Это существенный вызов для экономической политики, с учетом существующего дефицита, и угроза долгосрочному экономическому росту. В таких условиях дальнейшее наращивание государственного внешнего долга следует расценивать как нежелательное. Тем не менее необходимо учесть, что внешний долг не обязательно погашать. Его можно перекредитовать, но это возможно лишь, когда кредиторы уверены в будущей платежеспособности страны. В свою очередь, это требует стабильной макроэкономической среды, что на данный момент отсутствует. Кроме того, рыночные проценты по новым кредитам будут неизбежно выше, чем по полученным ранее займам от России и МВФ. Единственным плюсом Беларуси, увеличивающим шансы на получение новых кредитов, является большая доля госсобственности в экономике и соответствующий потенциал покрытия долгов за счет приватизации. [ист.23]
Что касается растущего отрицательного сальдо Платежного баланса, то нужно сказать что в январе - сентябре 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, по данным Нацбанка, составило 1 млрд 897,9 млн долларов. Основными источниками формирования отрицательного сальдо за январь - сентябрь 2011 года являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Экспорт промежуточных товаров составил 20 млрд 659,4 млн долларов, увеличившись на 86,1%, импорт - 25 млрд 106,5 млн (на 43,8% больше).
Таким образом, исходя из проблем, выделим пути совершенствования политики курсообразовнаия Республики Беларусь. К ним стоит отнести:
1) развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, что будет вести к улучшению баланса текущих операций и платежного баланса в целом. Сюда следует также отнести снижение энергоемкости отечественных производств, а также уменьшить импорт комплектующих для отечественных товаров.
2) приватизация гос.предприятий. Является наиболее перспективным и прибыльным методом для привлечения в страну валюты в будущем, т.к. в собственности государства находится более половины всех предприятий
3) обновление основных фондов отечественных предприятий, что в свою очередь приведет к увеличению их конкурентоспособности на мировых рынках и как следствие улучшению сальдо Платежного баланса страны
4) еще большая либерализация в области валютной политики государства: переход к более гибкому регулированию курса рубля, создание прозрачных и понятных условий для участников валютного рынка, уменьшение административного вмешательства в формирование курса. Ярким примером либерализации может являться открытие единой сессии на БФВБ, где курс формируется на основе спроса и предложения.
5) жесткая денежно-кредитная политика, которая предполагает снижение объемов роста наличной денежной массы в стране, что в свою очередь приведет к снижению роста инфляции в стране, которая по итогам 2011 года прогнозируется на уровне 119%. Такая высокая инфляция негативно сказывается на доверии к белорусскому рублю, и как следствие растет обменный курс рубля и ставка рефинансирования.
6) рост золотовалютных резервов страны, которые должны составлять полугодовой объем торгового импорта. В Республике Беларусь они покрывают только двухмесячный объем. Однако следует учесть, что рост должен происходить главным образом не за счет внешних займов Правительства, а за счет других источников. И главным таким источником видится приватизация гос.предприятий.
7) либерализация валютных ограничений, которые были установлены в 2011 году органами валютного регулирования в условиях дефицита иностранной валюты и ограниченности международных резервных активов(ужесточение ограничений по платежам за импорт; установление 2-процентного биржевого сбора; усиление контроля по представлению в банк документов, подтверждающих правомерность проведения внешнеторговых операций.). вводимые валютные ограничения являются частью антикризисной политики, проводимой государством, и должны реализовываться в краткосрочном периоде (до 1 года), в течение которого в обязательном порядке происходит реформирование финансовой системы и экономики в целом. Как показывает международная практика, отсутствие преобразований либо их незавершенность в дальнейшем увеличивают риски возврата кризисной ситуации в экономике. регулирование и преодоление негативных процессов, возникающих в экономике, органы государственного управления должны искать в плоскости решения общеэкономических задач: использовать инструменты денежно-кредитного и пруденциального регулирования, операции Национального банка на открытом рынке; создавать общепринятые мировой практикой условия для привлечения в республику иностранного инновационного капитала. [ ист. 17]
Таким образом, в Республике Беларусь в области политики курсообразовнаия выделяют ряд проблем, основными из которых являются отрицательное сальдо Платежного баланса, растущий госдолг страны, а также высокая инфляция из-за роста денежной массы. Основными направлениями совершенствования являются либерализация валютной политики, пересмотр валютных ограничений и режима валютного курса, жесткая ДКП, рост золотовалютных резервов и политика экспортоориенирования и импортозамещения.
1) политика курсообразования — это элемент валютной политики государства; целенаправленная деятельность центрального банка по поддержанию устойчивости обменного курса национальной валюты; совокупность концепции и задач, определяемых общеэкономическими целями и приоритетами государства, а также мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач путем определения режима валютного курса и осуществления валютных интервенций. Неотъемлимой частью политики курсообразования является понятие валютного курса. Валютный курс – это соотношение обмена двух денежных единиц или цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны.
2) выделяют восемь режимов валютного курса: внутренний валютный рынок функционирует без собственной денежной единицы, механизм полного золотовалютного обеспечения, фиксирование валютного курса, фиксирование валютных курсов в пределах горизонтальных коридоров, скользящая фиксация, фиксирование валютных курсов в пределах скользящего коридора, управляемое плавание без заранее определенного тренда обменного курса, независимое плавание.
3) выделяют шесть теорий, на которых базируется мировой опыт валютного регулирования: теория покупательной способности, теория покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевых валют, теория фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов, нормативная теория валютного курса.
4) правовое и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы. Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Национальный банк является главным исполнительным органом, отвечающим за эффективное функционирование валютного механизма страны: определяют валютный режим, регулируют динамику обменного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы системы международных экономических отношений нашей страны, в частности на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.
5) в период с 2003 по 2011 гг в Республике Беларусь идет тенденция к переходу к более гибкому регулированию курса белорусского рубля. Вначале была привязка к доллару США, затем к российскому рублю. После того как большинство операций начали совершаться в долларах США Правительство вернулась к привязке к доллару США. И наконец с 2009 года в Республике Беларусь действует режим привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, российский рубль, доллар США) в областях определенного коридора. Изменение режимов привязки курса рубля оказывает влияние на Платежный баланс в области счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансового счета.
6) в Республике Беларусь в области политики курсообразовнаия выделяют ряд проблем, основными из которых являются отрицательное сальдо Платежного баланса, растущий госдолг страны, а также высокая инфляция из-за роста денежной массы. Основными направлениями совершенствования являются либерализация валютной политики, пересмотр валютных ограничений и режима валютного курса, жесткая ДКП, рост золотовалютных резервов и политика экспортоориенирования и импортозамещения.
Информация о работе Влияние механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь