Влияние механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение проблем и перспектив развития политики курсообразования в современных условиях Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, синтеза, обобщение, сравнение.
Объект исследования – политика курсообразования как неотъемлимая часть валютной политики государства.
Предмет исследования – влияние механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ...……………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы политики курсообразования………………………5
1.1 Сущность крсообразования……………………………………………..5
1.2 Механизмы курсообразования, их виды и особенности……………...9
1.3 Мировой опыт в области формирования валютных курсов…………12
2 Анализ влияния механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь……………………………………………………………………………..15

2.1 Нормативно-правовая база в области валютного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………………15

2.2 Политика курсообразования с 2003 по 2011 гг. и анализ ее влияния на ВЭД, Платежный баланс, чистая позиция……………………………………19

3 Проблемы и перспективы развития курсообразования в Республике Беларусь, рекомендации по выбору режима валютного курса, пересмотр валютных ограничений по счетам платежного баланса…………………………….27

Заключение …………..........................................................................................30
Список использованных источников ................................................................32

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

 

    Теория регулируемой валюты. Кейнсианская теория регулируемой валюты возникла под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда обнаружилась несостоятельность идей неоклассической школы, выступавшей за свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономику. В противовес теории валютного курса, допускавшей возможность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана теория регулируемой валюты, которая представлена двумя направлениями. Первое направление- теория подвижных паритетов или маневрируемого стандарта- разработано И.Фишером и Дж.М.Кейнсом. Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность денег путем маневрирования золотым паритетом денежной единицы. Второе направление- теория курсов равновесия, или нейтральных курсов, подменяет паритет покупательной способности понятием «равновесия курса». По мнению западных экономистов, нейтральным является валютный курс, соответствующий состоянию равновесия национальной экономики. На этой основе появились новые теории:

   - рациональных ожиданий операторов валютного рынка, которая анализирует влияние их поведения (купля или продажа определенной валюты) на курсовые соотношения

   - чрезмерно повышенной реакции валютного курса на экономические события

   - концепция портфельного баланса, которая учитывает влияние усиливающегося ныне международного движения капиталов, в частности в форме «портфеля» ценных бумаг, на валютный курс.

 

      Теория ключевых валют. Исторической почвой возникновения этой теории явилось изменение соотношения сил в мире в пользу США на базе усиления неравномерности развития стран. В итоге второй мировой войны США заняли господствующее положение в мировом производстве, международной торговле, накопили огромные золотые запасы. Сущность данной теории заключается в стремлении доказать: 1) необходимость и неизбежность деления валют на ключевые ( доллар и фунт стерлингов), твердые ( валюты остальных стран «группы десяти») и мягкие валюты, не играющие активной роли в международных экономических отношениях. 2) лидирующую роль доллара в противовес золоту ( по их оценке, доллар «не хуже, а лучше золота»), 3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их национальным интересам. Она явилась обоснованием принципов Бреттон-Вудской системы, которая базировалась на золоте и двух резервных валютах, обязывала страны- члены МВФ проводить валютную интервенцию в целях поддержки доллара, освободив США от этой заботы. ( ист.7 стр.58)

 

   Теория фиксированных паритетов и курсов. Сторонники этой теории рекомендовали режим фиксированных паритетов, допуская их изменение лишь при фундаментальном неравновесии платежного баланса. Опираясь на экономико-математические модели, они пришли к выводу, что изменения валютного курса- неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений.

 

    Теория плавающих валютных курсов. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными:

1)    автоматическое выравнивание платежного баланса

2)    свободный выбор методов национальной экономической политики без внешнего давления

3)    сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах она приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие

4)    стимулирование мировой торговли

5)    валютный рынок лучше, чем государство, определяет курсовое соотношение валют

 

   Нормативная теория валютного курса. Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами.

   

 

           Таким образом, выделяют шесть теорий, на которых базируется мировой опыт валютного регулирования: теория покупательной способности, теория покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевых валют, теория фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов, нормативная теория валютного курса.

 

 

 

 

 

 

 

2       Анализ влияния механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь

 

2.1. Нормативно-правовая база в области валютного регулирования в Республике Беларусь

 

 

Правовое и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы и т. п..

 

Правовые документы, регламентирующие функционирование валютной системы Беларуси постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 03 1992 г № 1538-ХИ «О временном порядке валютного регулирования и проведении валютных операций на территории Республики Беларусь», указ Президента Республики Беларусь от 23 02 2000 г № 87 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь»

 

Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм Республики Беларусь в общем смысле представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

 

В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля[14, c.17].

 

В соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» в целях создания действенной системы регулирования валютного обращения функции органа валютного регулирования и валютного контроля, кроме Национального банка, стали исполнять Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.

 

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

 

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

 

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

 

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

 

Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному регулированию и контролю Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Совета Министров, положениями отдельных министерств и комитетов, и нормативными документами Национального Банка

 

Практически, совместно с Национальным банком валютную политику реализуют Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и Комитет Государственного Контроля Республики Беларусь. Таким образом, Национальный банк в Беларуси подотчетен Совету Министров и не несет в полной мере ответственности за результаты проводимой кредитно-денежной и валютной политики, что является существенным сдерживающим фактором на пути формирования цивилизованной рыночной экономики.

 

Национальный банк является главным исполнительным органом, отвечающим за эффективное функционирование валютного механизма страны.

 

В соответствии с указом Президента № 87 он определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь; устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения', порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь, официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам', функции банков как агентов валютного контроля; создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими.

 

В соответствии с законодательством, Национальный банк представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, осуществляет контроль за проведением валютных операций банками, имеющими лицензии на проведение таких операций, и соблюдением ими валютного законодательства; совместно с Советом Министров Республики Беларусь определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь, порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

 

Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов, осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами валютной выручки от экспорта товаров.

 

Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля -Комитетом государственного контроля и Государственным таможенным комитетом, обеспечивает функционирование механизма валютного контроля, который преследует цель - обеспечить выполнение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, особенно ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля они добиваются, с одной стороны, поступления валютной выручки от экспорта, с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и услуги. Исполнителями валютного контроля выступают коммерческие банки, подотчетные Национальному банку[8, c.12].

 

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма Республики Беларусь: определяют валютный режим, регулируют динамику обменного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы системы международных экономических отношений нашей страны, в частности на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.

 

Правовой режим осуществления валютных операций в Беларуси устанавливается следующими документами: Правилами проведения валютных операций, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72; Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 N 100

 

По действующему законодательству к валютным операциям, связанным с движением капитала, в Беларуси относятся: прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный фонд предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту товаров и услуг; предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней.

Информация о работе Влияние механизмов курсообразования на ВЭД Республики Беларусь