Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте.

Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и валютное регулирование.

Оглавление

Введение .................................................................................................................... 3


I. Этапы валютного регулирования ............................................. 4-8


1. Валютная монополия государства .............................................. 4-6

2. Становление валютных отношений в условиях рынка .... 7-8


II. Законодательство о валютном регулировании ..... 9-29


1. Понятие валюты и валютных ценностей .............................. 9-16

2. Классификация валют .................................................................... 17-20

3. Развитие внутреннего валютного рынка ............................ 21-29


III. Валютный контроль ...................................................................... 30-42


1. Органы, осуществляющие валютный контроль ............. 32-33

2. Развитие валютного контроля на современном этапе 34-38

3. Новое в валютном регулировании ........................................ 39-42


Заключение ........................................................................................................ 43-45

Файлы: 1 файл

контрольная работа по финансам.docx

— 120.00 Кб (Скачать)

 

 

 На укрепление валютной  стабилизации положительное влияние  оказала также заключенное 20 марта  1996 года между Госналогслужбой  России и ФСВК Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности в России.

 

 

 Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О валютном регулировании  и валютном контроле", определяет  полное и своевременное предоставление  резидентами и нерезидентами  органам валютного контроля всей  информации о валютных операциях.  Согласно пункту 2 "г" статьи 13 раздела 3 данного Закона, они  обязаны "вести учет и составлять  отчетность по проводимым ими  валютным операциям, обеспечивая  их сохранность не менее пяти  лет".

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

* Инструкция Банка России "О порядке организации работы  обменных пунктов на территории  Российской Федерации, совершения  и учета валютно-обменных операций  уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27.

 

 Наиболее распространенными  нарушениями в области валютных  операций является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки.

 

 

 Уголовный кодекс Российской  Федерации, введенный в действие  с 1 января 1997 года, предусматривает  ( статья 193 ), что невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.*

 

 

 С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают товары через границу, не требуя сертификата установленного образца, подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы.

 

 

 Таким образом, меры  валютного контроля, предпринятые  в последнее время с учетом  сбалансированности интересов всех  участников валютных операций, будут  способствовать упорядочению внешнеэкономической  деятельности и более стабильному  формированию доходной части  государственного бюджета.

 

 

 В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов.

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

* По данной статье деяние  признается совершенным в крупном  размере, если сумма невозвращенных  средств в иностранной валюте  превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда.

 

 

Заключение

 

 

 Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих  выводов.

 

 Во-первых, деятельность  в сфере валютных отношений  в России осуществляется в  целом на правовой основе. С  принятием в 1992 году Закона  Российской Федерации "О валютном  регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 Во-вторых, созданная достаточно  разветвленная система валютного  регулирования и валютного контроля  в стране, как показало время,  оказалась громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной.

 

 Как показывают данные, в сфере валютного обращения  в 1994 году выявлено 9 тысяч 400 незаконных  сделок, что на 60% превышает уровень  1993 года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если ежемесячный  отток валютных средств за  рубеж в этот период оценивался  в 0,5 - 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным  МВД России, сумма переводимой  за рубеж валюты составляла  уже 2 миллиарда долларов**. Положение  на валютном рынке усугубляется  наличием в стране общей проблемой  неплатежей.

 

 Таким образом, видно,  что недостаточно предоставить  свободу действий участникам  российского валютного рынка,  провозгласив либерализацию внешнеэкономической  деятельности. Необходимо ввести  эту свободу в определенные  законодательством рамки. Причем  важно, чтобы нормативные акты  различных министерств и ведомств  дополняли и конкретизировали  друг друга, а не были бы  противоречивыми, как это у  нас "принято".

 

 Валютный рынок всегда  находится на перекрестке противоречивых  интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

 

 О недостаточной эффективности  и в известном смысле неупорядоченности  мер государственных органов  по управлению валютно-финансовыми  отношениями свидетельствует целый  ряд негативных процессов. К  числу их можно отнести гипертрофированно  высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

 

 Объяснение этих явлений  кризисом экономики, безусловно, верно. Однако одним указанием  на плохое состояние дел в  национальном хозяйстве не исчерпываются  причины трудностей валютного  регулирования в России.

 

 Для выяснения возможностей  совершенствования регулирования  валютного рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

* Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь. 1995. №44

 

** Тенденции экономического  развития России (по материалам  ЭКО-ТАСС) // Экономика и жизнь. 1996. № 31.

 

 Каждый из вышеупомянутых  ориентиров, как правило, не используется  как самоцель. Основные задачи  экономической политики находятся  в сфере управления уровнями  и динамикой инфляции, национального  продукта, доходов и занятости.  Поэтому показатели валютного  рынка необходимо рассматривать  как подчиненные данным задачам.

 

 

 Безусловно, валютный  курс способен оказывать определенное  влияние на товарные и финансовые  потоки. Благодаря целенаправленной  экономической политике, которая  затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного  курса на внешнюю торговлю. В  целом в практике используемых  странами рыночной экономики  систем валютного регулирования  можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования.

 

 

 Во-первых, схемы действий  государственных органов находятся  в диапазоне между двумя крайними  режимами, котрые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

 

 

 Основная идея контролирующего  режима регулирования заключается  в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золото-валютных резервов ).

 

 

 При дирижистском режиме государство полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного участия национальных производителей товаров и услуг в международном разделении труда.

 

 Во-вторых, применение  конкретной схемы регулирования  связано с состоянием внутриэкономического  развития. Основной причиной использования  контролирующего режима является  кризис экономики. Свобода рыночных  сил на валютных рынках, связанная  с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

 

 Либерализация внешнеэкономических  связей России, переход к рыночной  экономике изменили роль валютного  курса в экономической политике. В командно-административной экономике  курс использовался в чисто  расчетных целях и не оказывал  серьезного влияния на хозяйство  страны. В условиях перехода к  рынку он уже непосредственно  воздействует на эффективнойсть экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном развитии страны и осуществляемых в ней реформах.

 

 При нынешнем низком  курсе рубля эффективность экспортных  поставок существенно выше эффективности  поставок на внутренний рынок,  что побуждает производителя  увеличивать вывоз продукции  за рубеж. Особенно активны  в этом поставщики сырья и  топлива.

 

 

 В свою очередь в  условиях свободных внутренних  цен низкий курс рубля удорожает  импорт как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.

 

 

 Курс рубля и его  динамика определяются, в конечном  счете, состоянием национальной  экономики. Однако на его формирование  большое влияние оказывает валютная  политика государства.

 

 

 Таким образом, политика  государственных органов на валютном  рынке во многом обусловлена  текущим состоянием экономики  и перспективными интересами  ее развития. Анализ специфики  обращения денежных средств на  отечественном валютном рынке  позволяет предположить, что совершенствование  политики государственных органов  целесообразно строить по следующим  основным направлениям:

 

 

- жесткое поддержание  желаемого курса;

 

- расширение инструментов  регулирования валютного рынка;

 

- упорядочение механизмов  перераспределения валютных средств;

 

- оптимизация движения  капиталов;

 

- совершенствование методики определения официального курса Банка России;

 

- изменение порядка использования официальных резервов Центрального банка Российской Федерации.

 

 

 Центральный банк Российской  Федерации при создании эффективной  системы валютного регулирования  должен исходить из следующих  принципов:

 

 

- валютное регулирование,  являясь частью денежно-кредитной  политики государства, насколько  это возможно должно способствовать  экономической стабилизации всеми  своими методами и механизмами;

 

 

- валютная политика государства  должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой  сферы должны быть исключены  любые непродуманные, неосторожные  действия;

 

 

- валютное законодательство  в Российской Федерации, находящееся  в самом начале своего становления  и в силу этого объективно  ограниченное, должно быть в срочном  порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать  многочисленные противоречия, заполнить  пробелы;

 

 

 - валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими;

Информация о работе Валютный контроль