На укрепление валютной
стабилизации положительное влияние
оказала также заключенное 20 марта
1996 года между Госналогслужбой
России и ФСВК Соглашение о
сотрудничестве в целях осуществления
взаимодействия по контролю за соблюдением
порядка зачисления валютной выручки
на счета в уполномоченные банки. Эти Соглашением
предусматривается также контроль по
выявлению сокрытых доходов в иностранной
валюте, предотвращению легализации доходов
от незаконной деятельности в России.
Действующее законодательство,
вытекающее из содержания Закона
"О валютном регулировании
и валютном контроле", определяет
полное и своевременное предоставление
резидентами и нерезидентами
органам валютного контроля всей
информации о валютных операциях.
Согласно пункту 2 "г" статьи
13 раздела 3 данного Закона, они
обязаны "вести учет и составлять
отчетность по проводимым ими
валютным операциям, обеспечивая
их сохранность не менее пяти
лет".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Инструкция Банка России
"О порядке организации работы
обменных пунктов на территории
Российской Федерации, совершения
и учета валютно-обменных операций
уполномоченными банками" от 27
февраля 1995 года № 27.
Наиболее распространенными
нарушениями в области валютных
операций является незачисление
или неполное зачисление валютной выручки
участниками внешнеэкономической деятельности
на счета в уполномоченные банки.
Уголовный кодекс Российской
Федерации, введенный в действие
с 1 января 1997 года, предусматривает
( статья 193 ), что невозвращение в крупном
размере из-за границы руководителем организации
средств в иностранной валюте, подлежащих
в соответствии с законодательством Российской
Федерации обязательному перечислению
на счета в уполномоченный банк Российской
Федерации наказывается лишением свободы
на срок до 3 лет.*
С 1 июля 1996 года в систему
валютного контроля введен институт уполномоченных
экспертных организаций, решение о котором
принято Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 1995
года № 1267 "О введении единой системы
обязательной экспертной оценки количества,
качества и цены экспортируемых товаров"
Ее функция - экспертная оценка количества,
качества и цены экспортируемых товаров.
При недополучении валютной выручки по
установленному перечню товаров, прежде
всего составляющих основу российского
экспорта ( нефть, газ ), данная процедура
является обязательной. После ее проведения
таможенные органы пропускают товары
через границу, не требуя сертификата
установленного образца, подтверждающего
физические и стоимостные параметры грузы.
Таким образом, меры
валютного контроля, предпринятые
в последнее время с учетом
сбалансированности интересов всех
участников валютных операций, будут
способствовать упорядочению внешнеэкономической
деятельности и более стабильному
формированию доходной части
государственного бюджета.
В целом же новшества,
введенные в валютное законодательство
в последнее время лишь дополняют и конкретизируют
положения ранее принятых нормативных
актов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* По данной статье деяние
признается совершенным в крупном
размере, если сумма невозвращенных
средств в иностранной валюте
превышает 10 000 минимальных размеров
оплаты труда.
Заключение
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать несколько общих
выводов.
Во-первых, деятельность
в сфере валютных отношений
в России осуществляется в
целом на правовой основе. С
принятием в 1992 году Закона
Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"
наше государство пошло по пути большинства
развитых стран в области валютного регулирования.
Ярким примером этому служит отказ от
валютной монополии как основополагающего
принципа регулирования внешнеэкономической
деятельности.
Во-вторых, созданная достаточно
разветвленная система валютного
регулирования и валютного контроля
в стране, как показало время,
оказалась громоздкой, малоуправляемой
и как следствие этого недостаточно эффективной.
Как показывают данные,
в сфере валютного обращения
в 1994 году выявлено 9 тысяч 400 незаконных
сделок, что на 60% превышает уровень
1993 года, а за 9 месяцев 1995 года - 11
тысяч 300 (55%). Причем, если ежемесячный
отток валютных средств за
рубеж в этот период оценивался
в 0,5 - 1 миллиард долларов США*,
то спустя год, по данным
МВД России, сумма переводимой
за рубеж валюты составляла
уже 2 миллиарда долларов**. Положение
на валютном рынке усугубляется
наличием в стране общей проблемой
неплатежей.
Таким образом, видно,
что недостаточно предоставить
свободу действий участникам
российского валютного рынка,
провозгласив либерализацию внешнеэкономической
деятельности. Необходимо ввести
эту свободу в определенные
законодательством рамки. Причем
важно, чтобы нормативные акты
различных министерств и ведомств
дополняли и конкретизировали
друг друга, а не были бы
противоречивыми, как это у
нас "принято".
Валютный рынок всегда
находится на перекрестке противоречивых
интересов и трудносовместимых целей
различных участников экономической деятельности:
государственных органов, экспортеров,
импортеров, банков, иностранных инвесторов,
населения и так далее. Поэтому несложно
обратить внимание на то, что политика
Центрального банка Российской Федерации
постоянно критикуется с позиции то одних,
то других экономических интересов.
О недостаточной эффективности
и в известном смысле неупорядоченности
мер государственных органов
по управлению валютно-финансовыми
отношениями свидетельствует целый
ряд негативных процессов. К
числу их можно отнести гипертрофированно
высокую степень долларизации денежно-кредитной
системы, неэффективное с позиций общеэкономических
интересов страны движение капиталов,
трудности с поиском оптимальных границ
курсообразования.
Объяснение этих явлений
кризисом экономики, безусловно,
верно. Однако одним указанием
на плохое состояние дел в
национальном хозяйстве не исчерпываются
причины трудностей валютного
регулирования в России.
Для выяснения возможностей
совершенствования регулирования
валютного рынка в России требуется
прежде всего определиться с приоритетностью
задач воздействия на финансовые рынки,
посредством которых государство добивается
достижения целей экономической политики.
Традиционными ориентирами действий государственных
органов по управлению валютным рынком
выступают: уровень и динамика курса национальной
денежной единицы; состояние основных
сегментов финансового рынка, прежде всего
движение капиталов; борьба с отмыванием
денег, неуплатой налогов и так далее.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Закалюжный В. "Остановить
сползание в "тень" // Экономика и
жизнь. 1995. №44
** Тенденции экономического
развития России (по материалам
ЭКО-ТАСС) // Экономика и жизнь. 1996.
№ 31.
Каждый из вышеупомянутых
ориентиров, как правило, не используется
как самоцель. Основные задачи
экономической политики находятся
в сфере управления уровнями
и динамикой инфляции, национального
продукта, доходов и занятости.
Поэтому показатели валютного
рынка необходимо рассматривать
как подчиненные данным задачам.
Безусловно, валютный
курс способен оказывать определенное
влияние на товарные и финансовые
потоки. Благодаря целенаправленной
экономической политике, которая
затрагивает валютный рынок, возможно
"нейтрализующее" влияние валютного
курса на внешнюю торговлю. В
целом в практике используемых
странами рыночной экономики
систем валютного регулирования
можно найти самые разноообразные
сочетания различных инструментов и целей
воздействия на рынок. Можно выделить
несколько характерных принципов построения
систем валютного регулирования.
Во-первых, схемы действий
государственных органов находятся
в диапазоне между двумя крайними
режимами, котрые условно можно назвать
контролирующим и дирижистским.
Основная идея контролирующего
режима регулирования заключается
в проведении политики курсообразования,
не допускающей отклонение от заранее
выбранных параметров ( вариант - фиксация
), которая обеспечивается ограничениями
по операциям физических и юридических
лиц. Для резидентов часто создается более
жесткий порядок расходования валютных
средств. Такой режим решает две основные
задачи: сдерживание инфляции стабильностью
курса и аккумулирование валюты для финансового
обеспечения государственных приоритетов
( например, инвестиции в экономику, выплата
внешнего долга, формирование официальных
золото-валютных резервов ).
При дирижистском режиме
государство полагается на эффективность
рыночных механизмов перераспределения
финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения,
прежде всего, по текущим операциям. Центральные
банки управляют в основном конъюнктурными
колебаниями спроса и предложения, полагая,
что свобода рыночных отношений выводит
курс на оптимальный уровень, а также поддерживают
желаемые объемы и структуру золото-валютных
резервов. Кроме того, совместно с органами
регулирования внешней торговли и движения
капиталов создаются валютно-финансовые
условия эффективного участия национальных
производителей товаров и услуг в международном
разделении труда.
Во-вторых, применение
конкретной схемы регулирования
связано с состоянием внутриэкономического
развития. Основной причиной использования
контролирующего режима является
кризис экономики. Свобода рыночных
сил на валютных рынках, связанная
с использованием дирижистского
режима, оказывает благотворное воздействие
на национальное хозяйство, как правило,
на фоне сильных конкурентных позиций
страны на внешних рынках, выраженных
в высокой доле в мировом экспорте и большом
разнообразии источников поступления
валюты на внутренний рынок.
Либерализация внешнеэкономических
связей России, переход к рыночной
экономике изменили роль валютного
курса в экономической политике.
В командно-административной экономике
курс использовался в чисто
расчетных целях и не оказывал
серьезного влияния на хозяйство
страны. В условиях перехода к
рынку он уже непосредственно
воздействует на эффективнойсть
экспорта, импорта, уровень цен в стране,
ее финансовое положение, уровень жизни
населения. Все это повысило роль курсовой
политики в хозяйственном развитии страны
и осуществляемых в ней реформах.
При нынешнем низком
курсе рубля эффективность экспортных
поставок существенно выше эффективности
поставок на внутренний рынок,
что побуждает производителя
увеличивать вывоз продукции
за рубеж. Особенно активны
в этом поставщики сырья и
топлива.
В свою очередь в
условиях свободных внутренних
цен низкий курс рубля удорожает
импорт как потребительских товаров, так
и продукции производственного назначения.
Курс рубля и его
динамика определяются, в конечном
счете, состоянием национальной
экономики. Однако на его формирование
большое влияние оказывает валютная
политика государства.
Таким образом, политика
государственных органов на валютном
рынке во многом обусловлена
текущим состоянием экономики
и перспективными интересами
ее развития. Анализ специфики
обращения денежных средств на
отечественном валютном рынке
позволяет предположить, что совершенствование
политики государственных органов
целесообразно строить по следующим
основным направлениям:
- жесткое поддержание
желаемого курса;
- расширение инструментов
регулирования валютного рынка;
- упорядочение механизмов
перераспределения валютных средств;
- оптимизация движения
капиталов;
- совершенствование методики
определения официального курса Банка
России;
- изменение порядка использования
официальных резервов Центрального банка
Российской Федерации.
Центральный банк Российской
Федерации при создании эффективной
системы валютного регулирования
должен исходить из следующих
принципов:
- валютное регулирование,
являясь частью денежно-кредитной
политики государства, насколько
это возможно должно способствовать
экономической стабилизации всеми
своими методами и механизмами;
- валютная политика государства
должна быть последовательной, логичной,
стабильной, взвешенной. Из этой
сферы должны быть исключены
любые непродуманные, неосторожные
действия;
- валютное законодательство
в Российской Федерации, находящееся
в самом начале своего становления
и в силу этого объективно
ограниченное, должно быть в срочном
порядке систематизировано, упрощено.
Из него необходимо убрать
многочисленные противоречия, заполнить
пробелы;
- валютное законодательство
не должно содержать изъятий и исключений
из единых правил и норм, многочисленных
льгот, которые в последние годы часто
делались в пользу регионов, отраслей
и даже отдельных предприятий, что, как
показала практика, не только существенно
усложняло работу банковской системы,
запутывало законодательство, делало
его сложным даже для специалистов, но
и создавало необоснованные преимущества
одних участников рынка перед другими;