В
составе Министерства финансов на основании
Указа президента РФ "О Федеральном
казначействе", Постановления Правительства
РФ "О Федеральном казначействе Российской
Федерации", утвердившим Положение
о нем действует Федеральное
казначейство РФ, которое представляет
собой единую централизованную систему.
Структура
территориальных органов казначейства
является трехуровневой:
- Главное управление
федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет
сводный систематический, полный и стандартизированный
учет операций и управление движением
средств на счетах казначейства, информирует
высшие законодательные и исполнительные
органы власти о результатах исполнения
федерального бюджета по доходам и расходам.
Руководит работой нижестоящих органов
казначейства, получает от них оперативную
информацию и отчетные данные о доходах
и средствах федерального бюджета и обеспечивает
исполнение ими бюджета в соответствии
с действующим законодательством.
- Управления
федерального казначейства (УФК) по республикам
в составе РФ, краям, областям, автономным
образованиям, городам Москве и С.-Петербургу.
Обеспечивают через нижестоящие органы
казначейства исполнение всех решений
о формировании доходной части и расходованию
средств федерального бюджета.
- Отделения
федерального казначейства (ОФК) по городам,
районам и районам в городах, кроме городов
районного подчинения. Осуществляют формирование
доходной части федерального бюджета
на территории и обеспечивают целевое
финансирование расходов по бюджетополучателям.
Выполняют учет операций по движению средств
на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей,
открытых в органах казначейства, и представляют
вышестоящим органам казначейства информацию
об исполнении доходов и расходов федерального
бюджета на территории. ОФК осуществляют
текущий контроль за целевым расходованием
средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение
бюджетов органами федерального казначейства
происходит на основании закона о
федеральном (или иного уровня) бюджете
на соответствующий год и представляет
собой два параллельно осуществляемых
процесса: исполнение бюджета по доходам
и исполнение бюджета по расходам.
Налоговые
органы РФ – единая система контроля
за соблюдением налогового законодательства
РФ, правильностью исчисления, полнотой
и своевременности внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, а также за соблюдением валютного
законодательства.
Деятельность
налоговых органов регламентируется
и определяется на основании закона
"О налоговых органах РФ" и Налогового
кодекса.
Задачи
контроля со стороны налоговых органов:
- Выявление
суммы сокрытого от налогообложения дохода,
сокрытой (заниженной) прибыли.
- Изыскание
дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые
органы обязаны вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков, проводить
разъяснительную работу по применению
налогового законодательства, информировать
налогоплательщиков о действующих налогах
и сборах; обязаны осуществлять возврат
или зачет излишне уплаченных и взысканных
сумм налогов пеней и.
Налоговые
органы вправе:
- Производить
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления, организациях,
у граждан РФ, иностранных граждан и лиц
без гражданства проверки денежных документов,
бухгалтерских книг, отчетов, деклараций
и других документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов и других обязательных
платежей в бюджет; получать необходимые
сведения по вопросам возникающим при
проверках.
- Обследовать
любые используемые для извлечения доходов
либо связанные с содержанием объектов
налогообложения производственные, складские,
торговые и иные помещения предприятий,
организаций и граждан.
- Требовать
от руководителей и других должностных
лиц, а также граждан устранения выявленных
нарушений.
- Приостанавливать
операции по расчетным и другим счетам
в банках и иных финансово-кредитных учреждениях
в случаях непредставления налоговым
органам документов связанных с исчислением
и уплатой налогов и платежей.
- Выносить
решения о привлечении органов, организаций
и граждан к ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
- Взыскивать
недоимки и пени по налогам.
- Предъявлять
в суде и арбитражном суде иски о ликвидации
предприятий любой организационно-правовой
формы, о признании сделок недействительными
и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам.
- Налагать
административные штрафы.
МНС
РФ является органом валютного контроля
и выполняет функции, связанные с осуществлением
им валютного контроля.
Налоговые
органы несут ответственность за
полный и своевременный учет всех
налогоплательщиков.
Единая
централизованная система налоговых
органов состоит из Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам
и его территориальных органов.
МНС
РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству
РФ.
Управления
МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют
руководство территориальными государственными
налоговыми инспекциями. И обеспечивают
через них решение задач налоговых органов.
Также УМНС занимается контролем крупных
налогоплательщиков имеющих межрегиональную
структуру.
Территориальные
государственные налоговые инспекции
(ТГНИ) осуществляют непосредственную
работу с налогоплательщиками. Проводят
камеральные проверки (на основании отчетных
данных предприятий и поступивших отчетов
по налогам по налогам), документальные
(с выходом на предприятие, не реже одного
раза в год), комплексные – проверяются
все стороны деятельности предприятия),
тематические.
Методы
проведения проверок: сплошной, выборочный,
формальный, арифметический, встречные
проверки.
Федеральные
органы налоговой
полиции выполняют свои функции по предупреждению,
выявлению, пресечению и расследованию
нарушений законодательства о налогах
и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями,
а также иные функции, возложенные на них
законом РФ "О федеральных органах налоговой
полиции".
Органы
налоговой полиции полномочны:
- производить
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ дознание по делам
о преступлениях, производство дознания
по которым отнесено к компетенции указанных
органов;
- по запросам
налоговых органов участвовать в налоговых
проверках;
- осуществлять
иные полномочия, предусмотренные законом
"О федеральных органах налоговой полиции"
Однако,
в связи с реформами, производимыми
в настоящее время в России,
в структуре органов управления финансами
так же произошли изменения. В частности,
были упразднены Министерство по налогам
и сборам и налоговая полиция. Функции
ФНСП будут переданы МВД, то есть в системе
министерства будет создана Федеральная
служба по борьбе с экономическими и налоговыми
преступлениями. Естественно, что в связи
с переходом функций изменится и нормативно-правовая
база, так как у МВД и ФСНП несколько разные
функции и полномочия. После внезапного
упразднения налоговой полиции резко
усилились разговоры о реформировании
Министерства РФ по налогам и сборам. Возможно,
это министерство преобразуют в отдельную
службу или произойдет слияние с другим
ведомством. Например, с Минфином, при
котором будет образован соответствующий
комитет или департамент.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Бюджетный
кодекс РФ. 2008г.
- Конституция
Российской Федерации, 1993г.
- Налоговый
кодекс РФ. Часть первая, №146-ФЗ 2006г.
- Постановление
Правительства РФ "Об утверждении Положения
о Министерстве финансов РФ", №273, "Положение
о Министерстве финансов РФ".
- Федеральный
закон РФ "О налоговых органах РФ".
- Герчикова
И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и
биржи 2008г.
- Годовой отчет
Сбербанка России 2007г.
- Дадашев А.З.,
Черник Д.Г. Финансовая система России.
Учебное пособие 2009г.
- Концепция
Развития Сбербанка России до 2005 года.
- Ковалев
В.В. Управление финансами. Учебное пособие
2006г.
- Лекции по
курсу "Общая теория финансов". Кеменова
З.А. 2005г.
- Общая теория
финансов. Под ред. Дробозиной Л.А 2004г.
- Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в Российской
Федерации. Учебник для вузов 2009г.
- Тосунян
Г.А. Государственное управление в области
финансов и кредита в России. Учебное пособие
2005г.
- Финансы.
Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие
2007г.
- Финансы
в управлении предприятием,
- Финансы.
Под ред. Родионовой В.М .Финансы и статистика
2006г.
- Финансы.
Денежное обращение. Под ред. Дробозиной
Л.А 2008г.
- Шахов В.В.
Страхование: Учебник для вузов 2009г.