Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности денежного обращения в РК, методов стабилизации национальной денежной единицы тенге.
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «скорость денежного обращения».
2. Определить роль закона денежного обращения.
3. Исследовать Денежную систему РК
4. Изучить задачи Национального Банка РК.
5. Рассмотреть проводимую Национальным банком денежно-кредитную политику.
6. Проанализировать перспективы осуществления стабильности национальной денежной единицы Республики Казахстан.
Развитие денежно-кредитной
сферы в соответствии с прогнозами
Национального Банка
Основными инструментами регулирования спроса на деньги будут: ставка рефинансирования Национального банка, ломбардные кредиты, операции РЕПО на всех рынках (кредитно, золотовалютном и ценных бумаг), а также ноты Национальный Банка, эмиссия которых будет сокращаться оп мере расширения рынка ценных бумаг. Расширение спектра биржевых сделок на менее рискованных рынках позволит повысить ликвидность банков.
Нормы обязательного резервирования денег на корреспондентских счетах банка второго уровня служат повышению ликвидности банков, а также, в качестве инструмента денежно-кредитной политики, являются регулятором спроса на деньги. В условиях наметившегося в последнее время стабильного развития рынка государственных ценных бумаг с устойчивой тенденцией снижения их доходности созданы предпосылки для его расширения не только по средствам наращивания объемов эмиссий, но и за счет выпуска в обращение ценных бумаг.
Также расширению
емкости рынка государственных
ценных бумаг способствует привлечение
широкого круга потенциальных
Национальный Банк намерен идти по пути всемирного развития рынка государственных ценных бумаг. По мере углубления первичного рынка будут расширятся объемы операций на открытом рынке, включая продажу казначейских ценных бумаг с более длительными сроками погашения, и на них будет возложена основная тяжесть денежно-кредитной политики, имея в ввиду уже в 1997 году полное прекращение кредитования за счет ресурсов Национальный Банка дефицита государственного бюджета.
В условиях пока еще недостаточного развития рынка ценных бумаг интервенции Национального Банка на валютном рынке останутся одним из действенных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Учитывая зарубежный опыт, а главное – наработанный собственный опыт работы в условиях функционирования национальной валюты, Национальный Банк намерен продолжать проведение политики унифицированного валютного обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на валютном рынке при ограниченном своем вмешательстве.
Принимая во внимание накопленный положительный опыт создания ликвидного валютного рынка, Национальный Банк будет проводить гибкую политику в области обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в иностранной валюте.
Валютный рынок
будет развиваться в направлени
На основании
разработанной концепции
Сегодня банковская система находится в полной зависимости от состояния экономики реальной экономики – всем известна низкая платежеспособность экономических субъектов, не являются исключением и частнопредпринимательские структуры, нет существенного снижения неплатежей банкам, что сказывается на качестве финансового посредничества и тормозит развитие конкуренции между банками. Поэтому для скорейшего вывода экономики из кризисного состояния необходимо в первую очередь ликвидировать платежный кризис.
В июле 2003 г. в Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» был внесен ряд принципиальных изменений и дополнений, касающихся проведения Национальным банком денежно-кредитной политики, которые вступили в силу с 1 января 2004 г. В политике Национального банка смещены акценты от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен.
Такая формулировка основной
цели и задач более точно отражает
объявленный Национальным банком переход
к стандартам Евросоюза и к
принципам инфляционного
2.3. Анализ основных
направлений денежно-кредитной
По сложившейся практике Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.
В 2007 году годовая инфляция (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в Республике Казахстан составила 18,8% (максимальный уровень за последние 7 лет). Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и перед другими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста.
Среди основных факторов, оказывающих давление на инфляционные процессы в экономике страны, следует выделить:
1) высокие
темпы роста совокупного
2) приток иностранной валюты;
3) высокий рост заработной платы;
4) ускоряющийся рост издержек производства;
5) низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг.
В целях снижения негативного воздействия данных факторов на инфляционные процессы Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики».
Она включала в себя следующие группы мер, способствующие снижению инфляционного давления:
1) меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);
2) меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня;
3) меры по политике обменного курса.
В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы. При этом помимо реализации основной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки Основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.
В первом полугодии 2007 года денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан была направлена на проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной политики, а также принятие мер по абсорбированию избыточной ликвидности банков.
Регулированию избыточной
ликвидности в иностранной
Основным инструментом денежно-кредитной политики первой половине 2007 года был выпуск краткосрочных нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде 2006 года). Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.
Начиная с 1 марта 2007 года, Национальный Банк Республики Казахстан приступил к выпуску нот со сроками обращения до 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялся со сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.
В январе-июле 2007 года от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на 34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенге на конец июля 2007 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан было обусловлено снижением их привлекательности по сравнению с краткосрочными нотами.
На внутреннем валютном рынке в январе-июле 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. Тем не менее, объемы нетто-покупок иностранной валюты были несущественными – 291 млн. долл. США.
При помощи выпуска краткосрочных нот Национальный Банк Республики Казахстан не только полностью абсорбировал тенговую ликвидность, полученную банками в результате операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке (40,8 млрд. тенге) и в результате снижения остатков на депозитах банков в Национальном Банке Республики Казахстан (113,4 млрд. тенге), но и часть избыточной ликвидности банков (на 163,4 млрд. тенге).
На протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а ставка по привлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан депозитам от банков второго уровня, которая устанавливается на уровне 3 от официальной ставки рефинансирования, – 4,5%. С 1 декабря 2007 года обе ставки были повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.
В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.
Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.
Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.
В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.
В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.
В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 годом.
Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.
Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.
Информация о работе Теоретические аспекты денежного обращения