Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности денежного обращения в РК, методов стабилизации национальной денежной единицы тенге.
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «скорость денежного обращения».
2. Определить роль закона денежного обращения.
3. Исследовать Денежную систему РК
4. Изучить задачи Национального Банка РК.
5. Рассмотреть проводимую Национальным банком денежно-кредитную политику.
6. Проанализировать перспективы осуществления стабильности национальной денежной единицы Республики Казахстан.
Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.
Сохраняющиеся высокие риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос на кредитные ресурсы со стороны реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.
Эффект от принятых Национальным Банком Республики Казахстан мер с учетом временного лага может проявиться в 2010 году.
Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008-2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом.
В течение 2010 года обменный
курс тенге по отношению к доллару
США оставался в заданном коридоре
при минимальном участии
В 2011 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6-8%.
Меры денежно-кредитной политики Республики Казахстан позволили сохранить стабильность на потребительском рынке страны. По итогам 2011 года годовая инфляция сложилась в пределах целевого коридора на уровне 7,4%.
Тенденция укрепления национальной валюты, начавшаяся с конца 2009 года, продолжилась и в начале 2011 года. При этом диапазон колебаний курса тенге на рынке был значительно yже и его значения не приближались к пороговым значениям расширенного в феврале 2010 года валютного коридора. Соответственно, наличие валютного коридора в 2010 году не играло существенной роли. В этой связи, в конце февраля 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан осуществил переход к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с отменой валютного коридора.
В целях недопущения значительных скачков курса и поддержания стабильности на валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан участвовал на рынке в качестве как покупателя, так и продавца иностранной валюты в зависимости от ситуации.
В 2011 году коридор процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан был изменен. Изменения коснулись верхней границы коридора – официальной ставки рефинансирования. Ввиду усиления в начале года инфляционного давления Национальный Банк Республики Казахстан принял решение о повышении с 9 марта 2011 года официальной ставки рефинансирования с 7,0% до 7,5%.
Ставка по привлекаемым
от банков депозитам,
Рыночные ставки на межбанковском рынке оставались в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан ближе к его нижней границе, что, в большей степени, связано с низкой активностью и избыточной ликвидностью у участников рынка.
Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком Республики Казахстан путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на сохранение процентных ставок на минимальном уровне, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким в течение всего года.
По запросу отдельных банков Национальный Банк Республики Казахстан предоставлял займы рефинансирования для поддержания их текущей ликвидности. Сроки данных операций не превышали 1 месяц.
Механизм минимальных резервных требований в 2011 году не изменился. Между тем, нормативы минимальных резервных требований к банкам с 31 мая 2011 года были повышены с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам и с 2,5% до 4,5% по иным обязательствам.
Благодаря антикризисным
мерам Правительства Республики
Казахстан и Национального
Средний уровень инфляции за анализируемый период составил 9,75% что видно на графике №1.
Эффективность Валютного регулирования представлена на графике №2.
График №1. Уровень инфляции в РК за 6 лет
График №2. Валютный курс тенге по отношению к доллару
3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В условиях растущей глобализации происходит быстрое развитие информационных технологий и средств связи, снижение внешнеторговых барьеров, интеграция мировых финансовых рынков.
Расширяются возможности
развивающихся стран по ускорению
своего экономического развития и возрастает
их уязвимость перед лицом внутренних
и внешних шоков. Основной угрозой глобализации
является кризис платежного баланса. Платежный
баланс есть адекватный инструмент для
регулирования валютных потоков страны
в ее торгово-финансовых соотношениях
с другими странами мира. Кризисом платежного
баланса считается значительный дефицит
текущего счета,
сопровождаемый такой же девальвацией
курса и экстренными мерами валютного
регулирования, а банковским кризисом
– кризис доверия населения банкам, выражаемый
в массовом снятии депозитов, закрытии,
слиянии или выкупе. Обычно кризис платежного
баланса предшествует банковскому кризису,
хотя иногда он вызывается банковским
кризисом.
В первом случае происходит обвал национальной валюты вследствие кризиса платежного баланса, что затем приводит к банковскому кризису в случае преобладания в кредитном портфеле банков валютных кредитов резидентам, не имеющим валютных источников для их погашения, повышаются или снижаются процентные ставки для защиты валютного курса.
Во втором случае причиной валютного кризиса является слабость банковской системы, особенно ухудшение общих макроэкономических условий. Статистический анализ показывает, что в появлении возможности для наступлении банковского кризиса значительна роль финансовой либерализации. Это позволяет использовать ее в качестве раннего индикатора банковского кризиса.
Банковский кризис обычно начинается с массового оттока депозитов. И заметное изменение объема депозитов может быть индикатором начала такого кризиса. Другой его причиной может служить заметное ухудшение качества банковских активов из-за сильного падения ранее вздутых цен на недвижимость или роста невыплат и банкротств предприятий-должников.
Значит, предвестниками кризисов могут служить рост цен на недвижимость, банкротств и доли нестандартных кредитов в банковских портфелях.
Банковский кризис способен перерасти в валютный при слабом запасе прочности национальной валюты страны. Недостаточность резервов ее Центрального банка, высокая долларизация экономики или помощь государства проблемным банкам вызывают избыток денег в обращении, усиливая давление на валютный курс.
Обычно обоим кризисам предшествует экономический спад, а при нормальных темпах роста экономики – ухудшение условий торговли, переоценка курса и растущие издержки кредитования или неожиданное уменьшение объемов экспорта.
В финансовой сфере обоим кризисам предшествует финансовая либерализация, которая усиливает инвестиционный бум в стране путем облегчения доступа к международным финансам, приводя к буму в области импорта и экономической активности. По мере увеличения дефицита текущего счета становится очевидной его нестабильность, усиливается вероятность валютных атак против национальной валюты.
Если в системе государственного управления экономикой ясно представлять общие симптомы приближения кризиса, то можно заранее принимать научно-обоснованные меры для преодоления его без существенного ущерба стране. Обычные предпосылки для кризиса возникают в случаях:
Национальная экономика
и финансовая система нашей страны
тесно связаны с мировым кризис
Негативное влияние мирового кризиса ликвидности испытал, прежде всего, рынок недвижимости, который финансировался за счет дешевых и длинных денег, поступающих от внешних источников капитала. А в связи с сокращением доступа к банковским кредитам строительная и сопутствующие отрасли оказались под угрозой спада. О принятых Правительством мерах поддержки известно. Но очень важно отметить, что проблема была диагностирована на раннем этапе, и поддержка государства была своевременна. Это та «подушка безопасности», которая должна смягчить снижение темпов роста. Если выделенные ресурсы будут использованы эффективно и своевременно, то будет тот вариант развития экономики, который в теории называют «мягкой посадкой». В отличие от «жесткой», которая предполагает развитие ситуации без расходования дополнительных средств бюджета. Если же допустить «жесткую посадку», то есть риск входа в рецессию, из ситуации придется выходить с куда большими финансовыми потерями.
Недавние финансовые кризисы показали, что страны с недостаточной ликвидностью несут высокие затраты, а для их снижения нуждаются в адекватном уровне резервов. Отсюда возникают вопросы: Какой размер резервов оптимален для соответствующей страны? Какой индикатор резервов следует использовать для оценки уровня резервов?
Рекомендации МВФ по формированию резервов требуют, чтобы резервные активы для финансирования дисбалансов платежного баланса и поддержки обменного курса были в иностранной валюте, а оценка этих активов, включая золото, велась по рыночным ценам.
При этом кредитные линии не должны учитываться в сумме резервов. Если возможно их немедленное использование, то они могут учитываться при расчете индикаторов адекватности резервов. Такие кредиты могут быстро сниматься без всяких условий, а ставка по ним не препятствует снятию средств, что из-за эффекта переноса рисков может уменьшить также приток другого капитала.
При расчете резервов важно учитывать и возможный отток средств.
Для этого в валютных резервах признано целесообразным отдельно показывать краткосрочный долг, форвардные обязательства и гарантии по долговым обязательствам.
Золотовалютные резервы (ЗВР) любой страны складываются из следующих основных компонентов: СДР, монетарного золота, активов в свободно-конвертируемой валюте – СКВ. В состав СКВ включается высоко ликвидные ценные бумаги – ФРС США, Бундесбанка и другие, депозиты в первоклассных зарубежных центральных банках и международных финансовых институтах, наличная иностранная валюта как доллары США, евро, японские иены и др. (Приложение В).
Резервы образуются двумя основными путями:
а) покупка активов в свободно-конвертируемой иностранной валюте, которые свободно обращающихся в мире и по сути узаконенных отложенным правом ее владельцев на приобретение любых товаров и услуг в объеме соответствующем номиналу твердой валюты;
б) покупка монетарного золота на внутреннем рынке, которое в силу своих уникальных свойств и возможности использования не только в качестве денег, но и по прямому назначению, является международным покупательным средством.
Еще один способ пополнения ЗВР – приобретение условных прав заимствования (СДР), которые с 1973 года служат в качестве международного средства обмена, не являясь основным. Данные права образуются по решению учредителей МВФ и распределятся между странами пропорционально оплаченным размерам – долям участия в его уставном фонде. И данный источник пополнения ЗВР не может контролироваться самой страной.
Информация о работе Теоретические аспекты денежного обращения