Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 12:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности и значения страхования в сфере экономических отношений, а также определение особенностей развития страхования в Республике Беларусь в условиях развития рыночных отношений. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть экономическую сущность страхования и его функции;
-определить роль страхования в условиях дальнейшего развития рыночных отношений;
-проанализировать историю развития страхования в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………………….....5
1 Экономическая сущность страхования, его функции и роль в системе экономических отношений………………………………………………………...7
2 Развитие страхования в Республике Беларусь………………………………...14
3 Проблемы и перспективы развития страхования в Республике Беларусь…..21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….29
Более подробно отдельные показатели деятельности страховых организации в Республике Беларусь представлены в Приложении А.
Таким образом, страхование является категорией исторической, оно возникло на первых этапах развития общественного производства как некий механизм защиты товаропроизводителей от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, потерей здоровья. Начало развитию страхования было положено около 2 тысяч лет до нашей эры. За это время страхование прошло несколько этапов развития и в настоящий момент является неотъемлемым элементом в жизни экономических агентов.
Становление системы страхования и ее развитие в Беларуси обусловлено конкретными экономическими, территориальными, и национальными особенностями республики. История развития страхования насчитывает более 170 лет. За данный промежуток времени страховая деятельность в стране претерпевала ряд изменений и сталкивалась с рядом трудностей, связанных с Октябрьской революцией, Великой Отечественной войной и политической нестабильностью в 90-ых года XX века.
По состоянию на 1 октября 2014 г. в Республике Беларусь функционируют 24 страховых организаций, предлагающих на рынке страхования около 40 услуг, среди которых добровольное страхование жизни, добровольное страхование дополнительной пенсии, добровольное страхование имущества юридических и физических лиц, добровольное страхование воздушных и водных судов, строительно-монтажных работ и грузов и др.
3 Проблемы и
перспективы развития
Мировой опыт показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой страхование рассматривается как стратегическое направление деятельности государства в связи с использованием огромных инвестиционных ресурсов страховых организаций, определяющих макроэкономические пропорции развития ведущих государств мира.
Согласно Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. главное предназначение страхования ‒ это «обеспечить защиту интересов организаций и физических лиц при наступлении различных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов». Развитие страхования в значительной степени зависит от действенности законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективности проводимой государством денежно-кредитной, налоговой политики, уровня доходов населения, результативности государственного надзора за страховой деятельностью» [12].
Страховой бизнес во всем мире относят к одному из самых перспективных видов. Однако на сегодняшний день развитию страховой отрасли в Беларуси не уделяется должного внимания. Страховым компаниям приходится сталкиваться с зарегулированным законодательством, отсутствием стимулов страхования у потенциальных клиентов, постоянным введением ограничений на свою деятельность и т.д.
Следует выделить ряд проблем, с которыми сталкивается страховой рынок Республики Беларусь на современном этапе развития:
1) существующая правовая среда, которая не предусматривает равные условия ведения бизнеса для частных и государственных страховщиков. Достаточно трудно приходится и страховщикам, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. С одной стороны, им надо работать в условиях конкуренции на страховом рынке, а с другой ‒ выполнять административно доведенные планы. Законодательные и нормативные акты, направленные на развитие страхования, недостаточно увязаны между собой, не унифицированы, отсутствует единый глоссарий и т.д.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что страховому сектору нужна благоприятная законодательная среда;
2) не менее существенной проблемой является монополия на рынке страховых услуг. Несмотря на последние изменения в страховом законодательстве, государство уходит от рыночных механизмов развития конкуренции, монополизируя все виды обязательного страхования в одних руках. Так, заниматься обязательными видами страхования разрешено лишь страховым организациям, которые принадлежат государству или имеют в своих уставных фондах более 50 % госдолей или акций (эта норма закреплена в Положении о страховой деятельности, утвержденном Указом Президента № 530 от 25.08.2006);
3) особое внимание следует
Однако существуют объективные проблемы, сдерживающие данный сегмент рынка:
- во-первых, невысокий уровень доходов у значительной части населения, так как в основном клиентами компаний по страхованию жизни выступают люди со средним доходом и выше;
- во-вторых, расходы по страхованию жизни как физическим, так и юридическим лицам не освобождаются от налогообложения. Любому налогоплательщику становится крайне невыгодным вкладывать денежные средства в страхование жизни после уплаты всех налогов.
- в-третьих, отсутствие перестрахования в страховании жизни;
- в-четвертых, инвестиции в страхование жизни подразумевают многолетние обязательства страховщика перед клиентом. Учитывая прошлый негативный опыт физических лиц ‒ владельцев полисов Госстраха СССР, среди населения существует недоверие к долгосрочным финансовым проектам.
Несмотря на наличие перечисленных выше проблем и оказываемое ими негативное влияние на развитие страхового рынка, добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии относится в настоящее время к наиболее динамично развивающимся видам страховых услуг. Привлекательность данных видов страхования для страхователей (как физических лиц, так и организаций) заключается, прежде всего, в предоставлении им государственных гарантий и льгот. В качестве государственных гарантий, предоставляемых страхователям, выступают:
- гарантия страховых выплат;
- гарантия предоставления страховой защиты в полном объеме с момента вступления договора страхования в силу, то есть с момента уплаты первого страхового взноса.
Кроме проблемы развития страхования жизни и дополнительной пенсии можно выделить ряд других проблем, существующих на отечественном страховом рынке:
- ограничение возможности для частных компаний работать в сегменте обязательных видов страхования;
- недостаточное присутствие
иностранного инвестора в
- нехватка квалифицированных
сотрудников практически всех
категорий. Страховой рынок постепенно
усложняется и все острее
- одной из проблем развития страхования является лишение отечественных страховщиков прямых контактов с зарубежными страховщиками, которые осуществлялись посредством взаимного перестрахования. На сегодняшний день страховые компании не определяют самостоятельно свою перестраховочную политику, так как они обязаны передавать риски в перестрахование «Белорусской национальной перестраховочной организации». В США, Англии и других странах существует более 3 тыс. видов страховых услуг, в Беларуси ‒ 30. Для того чтобы иностранные страховщики делились опытом с нашими страховыми организациями, помогали внедрять новые виды страховых услуг, современные технологии, необходим взаимный интерес. [13, с. 107]
Не менее важным в Республике Беларусь является развитие страхования в области интеллектуальной собственности, поскольку объекты интеллектуальной собственности (ОИС) являются важнейшими активами как для крупных компаний, так и для компаний малого и среднего бизнеса.
В последние годы на рынке интеллектуальной собственности сложилась катастрофическая ситуация. Субъекты хозяйствования, являющиеся владельцами интеллектуальной собственности, несут значительные убытки от ее незаконного использования. Недостаточная защита интеллектуальной собственности является серьезным препятствием для развития бизнеса. Нарушение или утрата прав интеллектуальной собственности для компании – это не только потеря репутации и доверия к их продукции, но и потеря значительных средств (стоимость интеллектуальной собственности инновационного предприятия может достигать 30% общей стоимости его активов). В связи с этим возникает необходимость в компенсации такого ущерба. Актуальными становятся вопросы страхования владельцев интеллектуальной собственности от возможных потерь.
Для государства положительными сторонами страхования интеллектуальной собственности являются:
- создание негосударственной
системы защиты
- улучшение инвестиционного
климата в республике, в том
числе путем формирования
- повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов опасающихся за право интеллектуальной собственности;
-обеспечение добросовестной конкуренции путем недопущения использования патентных тяжб в качестве средств давления на конкурентов.
Вместе с тем имею место и отрицательные стороны данного вида страхования. К ним можно отнести:
- комплексное страхование
рисков, связанных с созданием
и использованием ОИС будет
достаточно дорогой услугой и,
соответственно может быть
- обязательным условием
при заключении некоторых
- так как количество
потенциальных страхователей в
нашей стране пока
К прочим факторам, сдерживающим страхование ОИС относятся: недостаточная разработанность методики оценки риска; сложность определения корректной, устраивающей и страхователя и страховщика, страховой суммы, при заключении договора страхования; проблемы с определением размера выплаты страхового возмещения при отсутствии прецедента выплат; дефицит кадров, обладающих необходимой узкой специализацией в данной сфере; неразвитость коммерчески успешной инновационной деятельности, использующей ОИС. [14, с. 19-21]
Исходя из вышесказанного можно внести следующие предложения, направленные на возрастание «инвестиционной заинтересованности» в страховой деятельности:
- расширение сотрудничества с банками в целях использования их возможностей как посредников при заключении договоров страхования с физическими лицами в целях продвижения страховых программ по видам страхования, относящимся к страхованию жизни;
- необходимо создать равные права в страховом бизнесе для государственных и частных компаний;
- позволить юридическим лицам и гражданам страны, которые заняты реализацией инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, страховать имущество у иностранных страховщиков. Такая мера создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций;
- особое внимание следует уделить развитию страхования жизни и дополнительной пенсии, ведь накопительные деньги ‒ мощный источник инвестиций в экономику;
- повышать страховую культуру населения. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, страховым компаниям следует более активно проводить разъяснительную политику среди населения.
Большое значение в развитии страхования в Республике Беларусь имеет принятая 20.05.2011г. Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011 – 2015 г.
Программа разработана с учетом результатов оценки современных тенденций развития страхового рынка Беларуси, которые свидетельствуют о росте роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений.
Программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности. Планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов. [15]
Информация о работе Сущность и роль страхования в системе экономических отношений