Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 12:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности и значения страхования в сфере экономических отношений, а также определение особенностей развития страхования в Республике Беларусь в условиях развития рыночных отношений. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть экономическую сущность страхования и его функции;
-определить роль страхования в условиях дальнейшего развития рыночных отношений;
-проанализировать историю развития страхования в Республике Беларусь;
Введение………………………………………………………………………….....5
1 Экономическая сущность страхования, его функции и роль в системе экономических отношений………………………………………………………...7
2 Развитие страхования в Республике Беларусь………………………………...14
3 Проблемы и перспективы развития страхования в Республике Беларусь…..21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….29
До конца XVIII в. в России, в том числе и на территории современной Беларуси, не было отечественных страховых организаций. Потребность в страховании частично удовлетворялась за счет услуг иностранных страховых обществ, что ежегодно влекло за собой вывоз до 10 млн. рублей золотом за границу для уплаты страховых премий.
В целях ограждения России от иноземных страховщиков и облегчить финансовое положение государства, правительство Екатерины II ввело государственную монополию на страхование. Манифестом от 28 июня 1786 года запрещалось страховать имущество в иностранных страховых компаниях. В нем указывалось: «запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем вывозить деньги во вред или убыток государственный».
Данным Манифестом учреждался Государственный заемный банк, при котором создавалась Страховая экспедиция – первая страховая организация в России, имеющая исключительное право на страхование от огня. В 1827 году создано (Первое) Российское страховое от огня общество. Однако оно не могло удовлетворить «всероссийские» потребности в страховании. С проникновением в российскую «глубинку» Первое страховое общество запаздывало. [8]
Эти обстоятельства побудили учредить новое акционерное общество, направленное на осуществление страхования от огня в 40 губерниях (в том числе белорусских), которые не были охвачены деятельностью Первого страхового общества. В связи с этим в 1835 году создано и приступило к работе Второе Российское страховое от огня общество, получившее монополию на «огневое» страхование и налоговые льготы на 12 лет в 40 губерниях европейской части империи.
Именно деятельностью этого общества обусловлено широкое распространение практики страхования от огня в городах Беларуси. Особенно трудным для общества выдался 1848 год, когда пострадали от пожаров Казань, Орел и Могилев. Данный вид страхования являлся главным, но не единственным направлением деятельности акционерных страховых обществ. В конце XIX – начале XX веков на территории Беларуси получают распространение иные отрасли страхования: страхование жизни; страхование капитала, доходов и рент; страхование транспорта, пассажиров и ценностей, пересылаемых по почте; страхование от несчастных случаев и вооруженных нападений; страхование сельскохозяйственных культур и животных; страхование «стекол от разбития». [9]
3 декабря 1921 года издан
декрет Совнаркома Советской
Социалистической Республики
Начало реальной работы Белгосстраха положено введением в июле 1922 года окладного страхования в Минске и Бобруйске. Позже оно распространяется на другие города БССР. Обязательному страхованию от огня подлежало все недвижимое имущество частных хозяйств и предприятий. В 1923 году обязательное «огневое» страхование распространяется на сельскую местность, вводится страхование крупного рогатого скота в городах, начинаются операции по транспортному страхованию. Следующий, 1924 год отмечен введением страхования крупного рогатого скота и посевов в сельской местности, а также посевов в городах. Кроме того в 1924 году Белгосстрах приступил к операциям по страхованию жизни.
Достаточно трудным для развития страхования в Республике Беларусь оказался период с конца 20-ых – начала 30-ых годов, обусловленный процессом коллективизации, вследствие которого страхование перестраивалось по классовому принципу – государство щедро наделяет льготами колхозы и перекладывает бремя страховых платежей на единоличников. Страхование стало орудием классовой борьбы. В этих условиях во всесоюзном масштабе развернулась кампания по дискредитации Госстраха в связи с его «неспособностью» перестроить свою работу в соответствии с линией партии.
Итогом стала ликвидация в 1930-1931 годах низового аппарата и правления Госстраха. В истории Белгосстраха наступил перерыв длиной в два с половиной года.
В 1933 году руководство страны признало ошибочность своего решения и приняло меры по организационному восстановлению Госстраха. В результате в период с 1934 до 1936 года было возобновлено добровольное страхование имущества колхозов и личного имущества граждан, добровольное страхование посевов технических культур, урожаев садов и огородов, посевов зерновых культур в колхозах, а также обязательное страхование пассажиров. Кроме того, был восстановлен институт страховых агентов.
Не менее ущербным для развития страховой деятельности в Беларуси оказался период, охваченный Великой отечественной войной. Потеря более половины национального богатства и около трети населения страны, разрушенная промышленность и сельское хозяйство привели к систематическому невыполнению планов по сборам страховых платежей. Только к середине 50-ых экономические показатели работы Белгосстраха достигли довоенного уровня. [8]
В 1991-1992 году в связи с Распадом Советского Союза прекратил свое существование Госстрах СССР и начали свое формирование обособленные рынки страховых услуг в бывших советских республиках. В этот же период начался интенсивный процесс демонополизации, который положил начало становлению современного белорусского страхового рынка. В 1993 году был принят закон Республики Беларусь «О страховании», определивший правовые основы работы страховой отрасли на начальном этапе становления страхового рынка.
Со временем был накоплен значительный опыт и исследована практика работы сферы страхования, что привело к осознанию необходимости кардинального изменения основ страхового законодательства, для чего в 2000 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Декрет положил начало новому этапу в развитии страхования и определил направления развития страховой отрасли в долгосрочной перспективе с учетом современных требований.
В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования государственного регулирования страховой деятельности 25 августа 2006 г. были приняты Указы Президента РБ № 530 «О страховой деятельности в Республике Беларусь» и № 531 «Корректирующие коэффициенты к страховым взносам по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договорам внутреннего страхования», определяющие размер страховых тарифов, страховых взносов и лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования.
В последнее десятилетие двадцатого века значительно активизировалась страховая деятельность в Республике Беларусь: было основано большое количество страховых организаций, большинство из которых осуществляют функционирование и по сей день. Среди них: ЗАСО «ТАСК», «Промтрансинвест», «Белнефтестрах», «Гарантия», ОАО «Би энд Би Иншуранс», «Багач», СООО «Белкоопстрах» и другие.
Отдельно динамика количества страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, представлено на рисунке 2.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]
Как мы видим, с 01.01.2005 г. по 01.01.2006 г. наблюдалось увеличение количества страховых компаний по сравнению с более поздними годами. Однако уже на то время в их число входили несколько страховых компаний (на 01.01.2005 г. ‒ 5, на 01.01.2006 г. ‒ 7), которые испытывали финансовые сложности и находились в стадии ликвидации. Впоследствии, не сумев стабилизировать свое финансовое положение, они были ликвидированы. В дальнейшем число страховых организаций не поддается существенным изменениям и сохраняется в количестве 23-25 штук.[16]
На 1 октября 2014 года страховой сектор Республики Беларусь включает в себя 24 страховые организации, в то время как по состоянию на 1 января 2014 года страховую деятельность осуществляли 25 страховых компаний. Это связано с тем, что в 2014 году завершилась реорганизация страхового общества «Белкоопстрах» путем присоединения к нему унитарного страхового предприятия «Вартма Иншуранс».
В июле 2014 года Министерством финансов Республики Беларусь зарегистрирована новая редакция Устава СООО «БЕЛКООПСТРАХ» с одновременным исключением ЧУСП «Вартма Иншуранс» из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [9]
Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют только 4 страховые организации: РДУСП «Стравита», ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд», УСП «Седьмая линия», ОАСО «Пенсионные гарантии. Остальные производят страхование иное, чем страхование жизни.
Отдельные показатели деятельности страховых организаций в период с 01.01.2006 по 01.01.2014 годы в Республике Беларусь представлены в Таблице 2.
Таблица 2 ‒ Отдельные показатели деятельности страховых организаций в период с 01.01.2006 по 01.01.2014 годы в Республике Беларусь
Страховые организации, осуществляющие страхование жизни |
Общее количество работников, в т.ч. штатных |
Собственный капитал страховых организаций, млрд. руб |
Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме взносов, % |
Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме взносов, % | |
01.01.2006 |
6 |
11731 (4487) |
112,58 |
32,3 |
67,7 |
01.01.2007 |
4 |
11561 (4350) |
129,73 |
37,2 |
62,8 |
01.01.2008 |
4 |
11332 (4472) |
193,38 |
41,3 |
58,7 |
01.01.2009 |
4 |
12001 (5103) |
303,02 |
44 |
56 |
01.01.2010 |
4 |
12177 (7967) |
540,56 |
46,4 |
53,6 |
01.01.2011 |
4 |
14563 (8096) |
1979,09 |
49,9 |
50,1 |
01.01.2012 |
4 |
16091 (8738) |
2701,54 |
48,3 |
51,7 |
01.01.2013 |
4 |
17131 (9026) |
10856,2 |
49 |
51 |
01.01.2014 |
4 |
17353 (9080) |
11800 |
54,7 |
45,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]
Как видно из данных таблицы 2, все показатели выросли. Рост собственного капитала страховой отрасли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился почти в 4 раза, и в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в 3 раза. Это обусловлено значительным ростом уровня капитализации государственных страховщиков.
Из представленных данных можно увидеть, что постепенно наблюдается рост удельного веса добровольных видов страхования (в 2013 году удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет 54,7 %, в то время как в 2005 – 32,3%). Это обеспечивается в основном благодаря разрешению включать некоторые расходы по добровольному страхованию в себестоимость, а также в силу сопутствующего бизнеса (рост потребительского кредитования способствовал развитию страхования авто-каско, а лизинга ‒ страхованию имущества предприятий), внедрения добровольно-принудительного страхования (например, при аренде помещения, при грузоперевозках).[11]
За январь-сентябрь 2014 года взносы страховых организаций республики по прямому страхованию и сострахованию составили 5408,1 млрд. рублей. Темп роста страховых взносов за январь-сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 111,9%.
По добровольным видам страхования за январь-сентябрь 2014 года страховые взносы составили 2 927,9 млрд рублей, что на 153, 4 млрд рублей больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.
Страховые взносы по обязательным видам страхования за январь-сентябрь 2014 года – 2 480,2 млрд рублей, что на 420,4 млрд рублей больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.
Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет 54,1 % (за январь-сентябрь 2013 года – 57,4 %).
За январь-сентябрь 2014 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 2 345,2 млрд рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2013 года на 343,6 млрд рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за январь-сентябрь 2014 года составил 43,4 % (за январь-сентябрь 2013 года - 41,4%).
За январь сентябрь 2014 года страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 674,6 млрд рублей (за январь-сентябрь 2013 года – 540,7 млрд рублей), из них 412,1 млрд рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 262,5 млрд рублей – платежи во внебюджетные фонды (за январь-сентябрь 2013 года – 311,4 млрд рублей и 229,3 млрд рублей соответсвенно).
Численность работников списочного состава страховых организации по состоянию на 01.10.2014 составила 9 251 человек (на 01.10.2013 – 9 058 человек).[10]
Информация о работе Сущность и роль страхования в системе экономических отношений