Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:27, курс лекций

Краткое описание

Финансы возникли в условии становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Они опосредствуют процесс общественного воспроизводства, возникают на второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, когда появляется его денежная форма. Обеспечивают распределение, и перераспределение общественного продукта позволяют сформулировать ресурсы государства, организаций и населения.

Файлы: 1 файл

Лекции по курсу финансы и кредит .docx

— 177.40 Кб (Скачать)

 

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

 

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа.

2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования  и задачи.

 

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

 

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

 

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

 

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

 

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли  предприятий, учреждений и организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом  у Центрального банка РФ или  у коммерческих банков.

 

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о кредитной системе РФ, ее основные звенья

 Необходимость кредитных  отношений в  рыночной  экономике  общеизвестна.  С

одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и  прочих  участников  рыночных

отношений возникают временно свободные денежные средства:  излишки  денежных

средств в виде амортизационных отчислений,  временно  свободные  средства  в

связи  с  несовпадением  времени  реализации  товаров  и  услуг  и   времени

приобретения новых партий сырья, материалов  и  т.д.,  а  также  в  связи  с

сезонным производством; средства,  накопленные,  но  не  использованные  для

расширения  производства,  выплаты  заработной  платы,  денежные  доходы   и

сбережения населения. С другой  стороны,  у  участников  рыночных  отношений

возникает потребность в дополнительных средствах,  сверх  тех,  которые  они

имеют на данный момент.

 Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью  особой  инфраструктуры

рыночного хозяйства - кредитной системы.

 При рассмотрении кредитной  системы нужно учитывать, что  она базируется  на

реализации   сложных   экономических   отношений,    прошедших    длительный

исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре  всех

экономических взаимосвязей.

 Различают два понятия  кредитной системы:

     1.  совокупность  кредитных  отношений,  форм  и  методов  кредитования

        (функциональная  форма);

     2.   совокупность   кредитно-финансовых   учреждений,    аккумулирующих

        свободные  денежные  средства   и   предоставляющих   их   в   ссуду

        (институциональная  форма).

 В   первом   аспекте   кредитная    система    представлена    банковским,

потребительским,  коммерческим,  государственным,  международным   кредитом.

Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений  и  методы

кредитования.  Реализуют  и  организуют  эти  отношения   специализированные

учреждения,  образующие  кредитную  систему  во  втором  (институциональном)

понимании. Ведущим  звеном  институциональной  структуры  кредитной  системы

являются банки. Однако, кредитная система - более широкое и  емкое  понятие,

чем банковская система, включающая лишь совокупность банков,  действующих  в

стране.

 Как было сказано  выше,  кредитная  система  государства  складывается  из

банковской системы и совокупности так называемых небанковских  банков,  т.е.

небанковских  кредитно-финансовых   институтов,   способных   аккумулировать

временно свободные средства и размещать их  с  помощью  кредита.  В  мировой

практике    небанковские    кредитно-финансовые    институты    представлены

инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями,  пенсионными  фондами,

сберегательными   кассами,   ломбардами   и   кредитной   кооперацией.   Эти

учреждения,  формально  не  являясь  банками,  выполняют  многие  банковские

операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на  постепенное  стирание

различий между банками  и  небанковскими  кредитно-финансовыми  институтами,

ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банковская система России

 Вся совокупность  банков  в  национальной  экономике  образует  банковскую

систему страны. В настоящее время практически во  всех  странах  с  развитой

рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

 Первый  уровень  банковской  системы  образует   центральный   банк   (или

совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального  банка,

например  Федеральная  резервная  система  США).   За   ним   законодательно

закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд  особых

функций в области кредитно-денежной политики. Второй  уровень  двухуровневой

банковской системы занимают коммерческие банки. Они  концентрируют  основную

часть  кредитных  ресурсов,  осуществляют  в  широком  диапазоне  банковские

операции и финансовые услуги для юридических и  физических  лиц.  Эти  банки

организуются на  паевых  (акционерных)  началах  и  по  форме  собственности

делятся на государственные, акционерные, кооперативные.

 Основными функциями  коммерческих банков являются:

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

кредитование предприятий, государства и населения;

выпуск кредитных денег;

осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

эмиссионно-учредительская функция;

консультирование, представление экономической и финансовой информации.

 

Центральный банк России, его  задачи и функции

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет

функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности

деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией

Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3)

федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к

финансовой деятельности.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР

независим от исполнительных органов власти и подотчетен только

Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель

правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по

рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР

предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет

директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года,

возможность повторного избрания - 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБР:

 

· утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и

представление его в Государственной Думе;

 

· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных

направлений в области единой кредитно-денежной политики;

 

· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;

 

· принятие решений:

 

а) о величине резервных требований;

 

б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;

 

в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;

 

г) об определении лимитов на открытом рынке;

 

д) об участии в деятельности международных организаций;

 

е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

 

ж) о контроле над объемом денежной массы;

 

з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

                    2.2. Закон о Центральном банке (ЦБР)

Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт своей

прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения, порядок

формирования определяет совет директоров.

ЦБР выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и

вопросам денежного кредитного обращения. Государственная Дума и Президент

РФ контролируют деятельность ЦБР и принимают участие с правом

совещательного голоса в совете директоров.

              2.3. Методы регулирования банковской  деятельности

Основные инструменты, при помощи которых Центральный банк России проводит

кредитно-денежную политику:

·     Процентная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по

которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам,

т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление

кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные

металлы, валюта, ценные государственные бумаги, векселя, гарантии и

поручительства).

·     Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания

ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются

коммерческие банки:

 

1) действующие на финансовом рынке более одного года;

 

2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР;

 

3) соблюдающие все нормативы;

 

4) выполняющие резервные  требования.

·     Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР.

Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный

счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на

срок до 30 дней - 14% ,  до 90 дней - 10%,  свыше 90 дней - 8%, по валютным

вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от

обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно

только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет

Информация о работе Сущность и функции финансов