Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:27, курс лекций

Краткое описание

Финансы возникли в условии становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Они опосредствуют процесс общественного воспроизводства, возникают на второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, когда появляется его денежная форма. Обеспечивают распределение, и перераспределение общественного продукта позволяют сформулировать ресурсы государства, организаций и населения.

Файлы: 1 файл

Лекции по курсу финансы и кредит .docx

— 177.40 Кб (Скачать)

        государства  в уставных капиталах товариществ, обществ  и  унитарных

        предприятий)

     2.  2.   Доходы   от   платных   услуг,   которые   оказывают   органы

        государственной   власти   и   местного   самоуправления   (штрафы,

        конфискация, средства полученные от возмещения вреда полученных РФ)

     2. 3. Финансовая  помощь и бюджетные ссуды в  виде  дотаций,  субвенций,

        субсидий.

    Поступления  от  международных  организаций  и   правовых   иностранных

   государств, юридических  и физических лиц, безвозмездные  перечисления  по

   взаимных расчетам.

    15. Расходы бюджета: классификация, структура

 Расходы  бюджета  –  денежные  средства,  направленные  на  финансирование

обеспечение   выполнения   задач   и   функций   государства   и    местного

самоуправления. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

      . ассигнование  – на содержание бюджетных  учреждений;

      .  средства  на  оплату  товаров,  работ  и   услуг   –   выполняются

        юридическими  лицами по государственным и муниципальным контролем;

      . Трансферты  населению – бюджетные средства  по обязательным выплатам

        населению  пенсий, пособий, компенсаций и других  социальных выплат;

      . Бюджетные  кредиты юридическим лицам;

      . Субвенции  и субсидии;

      . Инвестиции  в уставный капитал юридических  лиц;

      . Бюджетные  ссуды, дотации, субвенции, в бюджеты  других уровней

      . Кредиты  иностранным гражданам

      . Средства  на обслуживание и погашение  долговых обязательств долговых

        обязательств

 

 Расходы бюджета группируются  по 3 структурам:

1.Функциональная  –  строится  в  соответствии   с   основными   функциями

государства, состоит из 4 уровней:

      .  представлен  в  виде  21  раздела  расходов,  определяет   расходы

        бюджетных  средств на оборону  страны,  государственное  управление,

        международная  деятельность, участие государства  в развитии нации  и

        техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности

      . имеет 99 разделов,  которые  конкретизируют   направление  расходов

        бюджетных  средств

      . классифицирует  целевые  статьи  расходов  федерального  бюджета  по

        конкретным  направлениям деятельности

      . детализирует  целевые статьи.

2.Экономическая – группируются статьи расходов по экономическому принципу.

Расходы делятся на 2 статьи:

      . капитальные, включают статьи затрат на  инвестиции в действующие и  и

        создаваемые  юридические лица

      . текущие  – часть расходов  бюджета  обеспечивающая  функционирование

        органов  государственной власти

3.Ведомственная – показывает  адресное  выделение  финансовых  ресурсов  и

отображает  распределение  средств   по   конкретным   распорядителям.   138

федеральных министерств и ведомств

 

 

 

    16. Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии  бюджетного

        процесса

 Бюджетный процесс  регламентирует нормы права деятельности  государственных

органов и организацию местного самоуправления по составлению и  рассмотрению

проектов в бюджет.

 Принципы организации  бюджетного процесса:

      . обеспечение  единства правовой базы бюджетной  классификации  и  форм

        бюджетной  документации

      . соблюдение  самостоятельности  бюджетных  процессов  между  органом

        власти, формированием доходов, и их использованием

      . установление  рационального соотношения между  доходами  и  расходами

        бюджетов  всех уровней.

 Участниками бюджетного  процесса являются:

 ( президент РФ

 ( государственная дума

 ( совет федерации

 ( министерство финансов

  o федеральное казначейство

  o государственные внебюджетные социальные фонды

  o главные распорядители бюджетных средств

  o получатели бюджетных средств

 

 Стадии бюджетного  процесса

1.Составление проекта  бюджета, начинается  с  послания  президента.  Затем

этим выверяются следующие показатели:

. объем ВВП

. темпы роста ВВП

. уровень инфляции

 Составляется прогноз  социально-экономического развития  на планируемый  год

и 2 последующих  на  основе  прогноза  министерства  финансов,  составляется

балансовый доход и расход, его направляют для рассмотрения правительства  РФ

( 1 марта.

2.Рассматривание  и   утверждение   проекта   бюджета   в   форме   закона

правительства до 15.08 изучаются предоставленные материалы,  рассматриваются

основные характеристики федерального бюджета и не позднее  15.08  направляют

его  в  государственную  думу.  К  проекту  бюджета  применяются   следующие

документы

 ( прогноз социально-экономического развития РФ

 ( проекты программ внутреннего и внешнего государственного заимствования

 ( прогноз изменения тарифов на газ, электричество и тепловую энергию

 ( проекты бюджета государственных внебюджетных фондов и другие документы

 В процессе рассмотрения  проекта бюджета в государственной  думе  до  01.10

напраляют «Оценка  ожиданий  исполнения  федерального  бюджета»  на  текущий

финансовый год.

 Предварительное распределение  дохода и расхода на текущий  финансовый год.

 Для первого чтения  отведено 40  дней.  Изучается  общая  сумма  доходов  и

расходов. Во втором чтении утверждают расходы до 25.09. В третьем чтении  до

15.11  распределяется  расход  по  разделам,  утверждаются  размеры  средств

федерального  фонда  финансирования  поддержки  субъектов  РФ.  Расходы   на

целевые программы, инвестиции, проекты  предоставления  средств  на  основой

возвратной  основе,  проект  внешних  заимствований.  На  четвертое   чтении

отводят 10 дней, и утверждают проект бюджета  и утверждают  проект  бюджета,

передают совету  федерации.  После  принимает  бюджет  совет  федерации,  он

отправляет на подпись президенту и опубликовывает в СМИ

3.Исполнение бюджета  – выполнение доходных и расходных  частей  бюджета  в

сумме, утверждается законом. Бюджета осуществляется  по  росписи  доходов  и

расходов.  Контроль  за  исполнением   федерального   бюджета   осуществляет

министерство налогов и сборов, федеральное казначейство, органы на местах.

4.Рассмотрение и утверждение  отчета о использовании федерального  бюджета.

В конце  календарного  года  министерство  финансов  издает  распоряжение  о

закрытии финансового года и подготовки отчета об исполнении бюджета в  целом

и по  каждому  государственному  внебюджетному  социальному  фонду.  Главный

распорядитель  бюджетных  средств  обобщенная  отчетность   подведомственных

бюджетных организаций. Министерство финансов предоставляет  в  правительство

отчет, затем  в  государственную  думу  и  счетную  палату.  Счетная  палата

проводит проверку отчета об исполнении бюджета и дает  свое  заключение.  По

итогам рассматривания отчета и заключения счетная палата  принимает  решение

отклонить или утвердить отчет. Отчет публикуется в СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

 

- Пенсионный фонд Российской  Федерации;

 

- Фонд социального страхования  Российской Федерации;

 

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

Пен-сионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, вы-деленными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой -- приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был -- и по форме, и по сути -- страховым фондом под патронажем профсоюзов.

 

Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ог-раничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финан-сов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматрива-ется соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кри-зиса.

 

Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэ-тому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхо-вания населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками стра-ховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указан-ные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.

 

Страховая природа средств вне-бюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фон-дов.

 

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

 

- запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

 

- денежные средства фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

 

- формируются в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

 

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

 

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ "Об основах налоговой  системы РФ";

Информация о работе Сущность и функции финансов