Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является ознакомление с основами организации и функционирования финансов, расходования бюджета в РС (Я)
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность финансов: понятия, предпосылки, особенности;
Рассмотреть функции финансов и их взаимосвязь;
Анализ исполнения расходов в РС (Я).

Файлы: 1 файл

ФК КУРСОВАЯ.docx

— 59.28 Кб (Скачать)

Различия заработной платы и  финансов:

    • границы финансового распределения значительно шире, заработная плата касается только компенсации затрат;
    • финансы участвуют в одностороннем движении стоимости, а заработная плата во встречном ее движении.

С помощью заработной платы мы полностью  распределяем необходимый продукт и частично прибавочный продукт. С помощью финансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы — фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата — основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов.

  1. Кредит. Фонды банков формируются на стадии перераспределения, то есть кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет осуществляться процессу расширенного воспроизводства. Особенность кредита:
  • средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности, в то время как при финансировании средства выдаются на определенные цели, бесплатно, безвозвратно.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Исполнение расходов бюджета в Республике Саха (Якутия)

2.1. Основные направления  бюджетной политики в 2011 - 2013 годах

Бюджетная политика в Республике Саха (Якутия) в 2011-2013 годах направлена на создание условий для перехода на программно-целевой принцип организации  деятельности органов исполнительной власти, совершенствование правового  положения государственных (муниципальных) учреждений при безусловном обеспечении  сбалансированности консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).

Основные направления  бюджетной политики в 2011 - 2013 годах  разработаны в соответствии с  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, программной речью Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова «Мы все в ответе за свою республику!» от 17 июня 2010 года на XVIII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Основными задачами бюджетной  политики на 2011-2013 годы являются:

    • обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия);
    • обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конечных результатов;
    • повышение качества человеческого капитала (развитие образования и внедрение проекта «Наша новая школа», улучшение здоровья граждан и модернизация здравоохранения, приобщение к духовно-культурным ценностям, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта, повышение эффективности социальной защиты населения, обеспечение комплексной безопасности социальных объектов);
    • повышение доступности жилья;
    • дальнейшее совершенствование разграничения федеральных, республиканских и муниципальных полномочий;
    • развитие транспортной инфраструктуры, в том числе создание дорожного фонда;
    • поддержка инновационных проектов и проектов, направленных на повышение энергетической эффективности;
    • формирование портала государственных услуг;
    • развитие малого предпринимательства;
    • подготовка особо значимых международных мероприятий – проведение международного форума «Россия – спортивная держава» и V международных спортивных игр «Дети Азии».10

 

2.2. Социальные  расходы бюджета в РС (Я)

Основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрены по доходам  в сумме 89168,4 млн. рублей, расходы  составили  95 822,7 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2011 году установлен в сумме 6 654,3 млн. рублей, или 14,5% к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений.

Общий объем расходов государственного бюджета на 2011 год определен на уровне 95 822,7 млн. рублей, 2012 год – 90 810,0 млн. рублей, 2013 год – 94 097,2 млн. рублей.

Темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составили  в 2011 году – 102,0%, 2012 году – 94,8%, 2013 году – 103,6%.

Дефицит бюджета прогнозируется  в 2012 году – 1 230,8 млн. рублей, в 2013 году – бездефицитный бюджет.

  При формировании расходов  государственного бюджета Республики  Саха (Якутия) на 2011 год были приняты  следующие основные подходы:

    • применена новая классификация расходов бюджетов, рекомендованная Министерством финансов Российской Федерации;
    • в связи с подготовкой к  переходу на формирование программных бюджетов и в целях учета всех бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию задач и мероприятий в определенной отрасли (сфере), целевые межбюджетные трансферты с 2011 года  (субсидии и субвенции) отражаются в соответствующих функциональных разделах и  подразделах классификации расходов бюджетов;
    • в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) предусмотрена передача полномочий по осуществлению администрирования отдельных субвенций и субсидий местным бюджетам ряду министерств и ведомств;
    • внедрение «пилотного» проекта по переходу государственных учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
    • материальные затраты на содержание государственных учреждений запланированы на уровне  утвержденного бюджета  2010 года, кроме расходов на питание, медикаменты, которые предусматриваются с индексацией на ИПЦ;
    • фонд оплаты труда на 2011 год сформирован с учетом индексации - с 1 декабря 2010 года  на 6 % и с 1 октября 2011 года на 6,5 % работникам бюджетной сферы, с учетом завершения мероприятий по приведению порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством  согласно Законам Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 г. 629-З N 153-IV, от 17.12.2008г. 628-З N 151-IV и с  повышением с 1 января 2011 года  отчислений по страховым взносам во внебюджетные фонды на 8 процентов (34%);
    • расходы на коммунальные услуги запланированы с индексацией на 18,5%;
    • стипендии студентам заложены с индексацией на 10% с 01.09.2010 года и на 6% с 01.09.2011г.;
    • на республиканские  целевые программы предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 3 348 247 тыс. рублей.11

 

Данные о расходах бюджета республики и их удельном весе в ВРП (2009 – 2013 годы)  приведены в таблице.

 

2009

2010

2011

2012

2013

отчет

отчет

отчет

прогноз

прогноз

Расходы (млн. руб.)

81 816,9

93 926,8

95 822,7

90 810,0

94 097,2

Изменение к предыдущему  году:

         

        сумма  (млн. руб.)

6 868,5

12 109,9

1 895,9

-5 012,7

3 287,2

        в  %

9,2

14,8

2,0

- 5,2

3,6

В % к ВРП

24,0

24,3

21,2

18,6

17,4


Анализ динамики расходов бюджета показывает, что наиболее существенное снижение расходов прогнозируется в 2012 году, в 2011 году  расходы возросли на 2,0 %, в 2013 году – 3,6%.

В 2013 году расходы бюджета составят 100,2% по сравнению с расходами  в 2010 году и 115,0 % по сравнению с фактическими расходами за 2009 год.

Удельный вес расходов бюджета республики в ВРП как в 2010 году, так и в последующие два года будет снижаться с 24,3% в 2010 году до 17,4% в 2013 году. 12

Без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы бюджета в 2011 году составляют 81 004,1  млн. рублей, в 2012 году составят 75 601,2 млн. рублей, что на 6,7 % меньше расходов по прогнозу на 2011 год, и в 2013 году – 78 888,4 млн. рублей, что на 4,3 % больше расходов по прогнозу на 2012 год.

По отношению к ВРП расходы бюджета без учета межбюджетных трансфертов в 2011 году составляют 17,9 %, в 2012 году – 15,5 % и в 2013 году – 14,6  %.

Особенностью структуры расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов является образование  трех самостоятельных разделов «Обслуживание  государственного и муниципального долга», «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации».

Указанные изменения обусловлены  детализацией расходов бюджетов на обслуживание государственного и муниципального долга, физическую культуру и спорт, средства массовой информации.13

Изменения в структуре  расходов бюджета характеризуются данными, приведенными в таблице.

 

Уточненный бюджет

на 2010 г.

Законопроект 

на 2011 год

сумма

уд. вес, в %

сумма

уд. вес, в %

Общегосударственные вопросы

5 733,4

6,1

4 867,5

5,1

Национальная оборона

11,2

-

57,5

-

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3 864,0

4,1

4 144,6

4,3

Национальная экономика

14 177,7

15,1

15 904,6

16,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

7 654,6

8,1

11 591,1

12,1

Охрана окружающей среды

599,7

0,6

603,0

0,6

Образование

6 350,0

6,8

18 284,3

19,1

Культура, кинематография и  средства массовой информации

1 968,7

2,1

1 239,8

1,3

Здравоохранение и спорт

6 075,2

6,5

10 222,3

10,7

Социальная политика

10 609,5

11,3

11 870,1

12,4

Физическая культура и  спорт

 

-

413,3

0,4

Средства массовой информации

 

-

823,1

0,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

 

-

983,1

1,0

Межбюджетные трансферты

36 882,6

39,3

14 818,6

15,5

Всего расходов

93 926,8

100

95 822,7

100


Так, наибольший удельный вес  в расходах государственного бюджета  Республики Саха (Якутия) на 2011 год занимают расходы на образование – 19,1%. На национальную экономику планируется 16,6% всех расходов, социальную политику – 12,4%, жилищно-коммунальное хозяйство  – 12,1%, здравоохранение – 10,7%, на общегосударственные  вопросы – 5,1%, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 4,3%, культуру – 1,3%. Удельный вес расходов по новым разделам составляет соответственно: 0,4%, 0,9% и 1,0%.  Межбюджетные трансферты составляют 15,5%.

По сравнению с уточненным планом на 2010 год, расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год увеличиваются на 1895,9 млн. рублей или на 2,0%. Из них наибольшее увеличение прогнозируется по разделам: «Национальная оборона» – в 5,1 раза, «Образование» – в 2,9 раза, «Здравоохранение»  – на 68,3%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 49,9%.

Увеличение по разделу «Национальная оборона» в 5,1 раза связано с тем, что по данному разделу учтены расходы на финансирование переданных органам местного самоуправления поселений и городских округов республики федеральных полномочий на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Объем субвенций бюджетам поселений и городских округов республики определен в пределах объемов межбюджетных трансфертов бюджету Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета согласно проекту Закона РФ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», в том числе на 2011 год – 44,1 млн. рублей, на 2012 год – 44,7 млн.рублей и на 2013 год – 44,7 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы  являются неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в формировании,  распределении  и использовании централизованных и децентрализованных  фондов  денежных средств в целях выполнения  функций, задач государства и  обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития.

Руководством Российской Федерации определены ключевые задачи бюджетной политики – модернизация экономики страны, создание условий  для повышения конкурентоспособности  экономики и долгосрочного устойчивого  развития.

Решение этих задач в значительной степени зависит от продуманной и взвешенной бюджетной и налоговой политики не только на федеральном уровне, но прежде всего на региональном и муниципальном уровнях.

Информация о работе Сущность и функции финансов