Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека. При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации. Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность и неизбежность существования денег.
Введение………………………………………………………...............................2
Глава 1. Возникновение, сущность, функции денег…… ………….……….....3
1.1. Возникновение денег……………………………… ……….…………...3
1.2. Сущность денег…………………………………………….………….....8
1.3. Функции денег…………… ………………………………………….....11
Глава 2. Теории денег. Денежные системы. Законы денежного обращения. .20
2.1. Теории денег……………………………… …………………..………..20
2.2. Денежные системы…………………………… ………………….….....22
2.3. Законы денежного обращения………………………… …….………..25
2.4. Виды денег…………………………… ……….……………………...27
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы ……………………………………… ….33
относительной редкости, то их ценность исчезнет совсем [16, с. 86].
Подводя общий итог анализу возникновения денег, нужно обратить
внимание па одну специфическую роль, которую играют деньги в рыночном хозяйстве. Обмен связан с определенными издержками (К.Менгер говорит об экономических жертвах, которых требуют меновые операции). Что это за жертвы, или издержки?
Это уже известные нам трансакционные издержки, связанные с осуществлением обменных сделок (трансакций). Ведь обмен происходит, как отмечал Р.Коуз, не в идеальном мире, где два человека беспрепятственно меняют па опушке леса яблоки на орехи, не неся при этом никаких трансакционных издержек. Деньги же помогают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен. Поэтому деньгами в разных странах и регионах становился не самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степени способствовал облегчению обмена. Назначение денег - не приносить пользу, подобную удовлетворению потребностей в еде, питье и т. п., а экономить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы эти издержки, если бы развитие обмена началось и закончилось бартером: одни лишь затраты на поиски нужного контрагента составляли бы львиную долю этих издержек обмена [14, с. 98].
Развитие безналичного денежного обращения, когда деньги нельзя
«потрогать»,
позволило Ф. Хайску высказать очень
важную мысль: деньги - это наиболее
абстрактный институт развитой
цивилизации, от которых зависит
торговля и «через которые опосредствуются
... чувственно не воспринимаемые
последствия индивидуальных действий».
Поэтому деньги, подчеркивает Ф.Хайек,
«которые мы ежедневно пускаем
в ход, остаются вещью
совершенно непостижимой, объектом самых
безрассудных фантазий» [14, с. 124].
1.2.
Сущность денег.
Деньги являются неотъемлемым составным элементом, товарного
производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история
являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики [17, с. 210].
Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь
осуществляется посредством движения товаров.
Экономическое понятие «товар»
Для того чтобы какой-либо
следующим условиям:
- он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
- он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е. обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
- он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.
Только совокупность всех этих трех условий делает продукт товаром.
Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является.
Общая тенденция
С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.
Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их
способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров.
В обмене участвуют с одной стороны продавцы — владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.
Тот факт, что покупатель как представитель общества купил какой-либо
товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. До момента продажи товары являлись продуктами частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства.
Появление товаров и развитие
товарного обращения
появление и развитие денег. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая ступень развития денег порождается потребностями соответствующей ступени зрелости товарных отношений.
В современных условиях товаром являются не только продукты материального производства и услуги, но и факторы производства, а также сами предприятия как хозяйственные ячейки. Новым условиям соответствует развитие новых форм денег.
С экономической точки зрения деньги можно определить как средство
выражения
стоимости товаров, меру стоимости,
всеобщий эквивалент множества
стоимостей товаров. Используя деньги
в качестве всеобщего эквивалента,
мы можем измерить стоимости всех товаров,
присутствующих на рынке, и сравнить
их между собой [19, с. 58].
1.3.
Функции денег.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют следующие четыре основные функции денег: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую функцию денег — функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена [14, с. 87].
Мера стоимости.
Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией денег. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США — доллар, в Японии — иена.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, представляет собой его цену.
Цена, следовательно, есть форма выражения стоимости товара в деньгах.
Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их стоимости, выраженной в деньгах.
Цена как мера стоимости
Масштаб цен устанавливается государством. В эпоху серебряных и золотых денег государство определяло весовое количество каждой денежной единицы. Так, английский фунт стерлингов действительно представлял собой фунт серебра. Золотые монеты имели определенный вес, соблюдение которого при их чеканке строго контролировалось.
Однородность, прочность и делимость, концентрация высокой ценности в малых количествах благородного металла делали золото и серебро идеально удобными для функционирования в качестве меры стоимости. Цена каждого товара выступала как какое-то количество золота, при этом все золото превращалось в воплощение общественного богатства.
Хотя стоимость самого золота как товара изменялась, масштаб цен
оставался неизменным, поскольку он был выражен в одних и тех же весовых единицах: 1 грамм чистого золота всегда является одной тысячной килограмма золота, как бы при этом ни менялась ценность самого золота как товара.
Позднее, когда золото было
выведено из обращения и
Масштаб цен, принятый на
Средство накопления.
Функция средства накопления — тезаврации — является второй функцией денег. Функция средства накопления порождается развитием обмена и переходом от эпизодических и разрозненных обменных актов к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности.
Выступая как средство
Люди могут накапливать богатства путем покупки драгоценностей, недвижимости, антиквариата и т.п. Однако использование в качестве средства накопления именно денег имеет одно существенное преимущество. Это преимущество состоит в их абсолютной ликвидности, т.е. в способности быть использованными в качестве платежного средства (или превратиться в платежное средство) в любой момент без потери своей номинальной стоимости.
Любой другой актив, для того
чтобы использоваться для