Структура и особенности финансовой системы США

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы 20 в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный, наделенный внутренней логикой и достаточно эффективный механизм, обеспечивающий принятие самых разнообразных экономических решений и разработку бюджетной стратегии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты финансовой системы государства……….…………………………………………..………………….5
1.1. Структура финансовой системы……………...…….....……..5
1.2. Звенья финансовой системы государства…………...……..7
2. Структура и особенности финансовой системы США……………………………………….……………………………..………11
2.1. Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США……………………………………………….11
2.2. Методы государственного регулирования финансового рынка США……………………………………………………………………...14
2.3. Рынки капитала, контроль за рынком ссудных капиталов США…………………………………………………………………………..….16
2.4. Регулирование рынка ценных бумаг США…………...……26
3. Пути рационализации финансовой системы США…………….35
3.1. Макроэкономика. Фондовые рынки США на 2009 год…...35
3.2. «План спасения США на 2010 год»………….………….…..41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам - Структура и особенности финансовой системы США.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     Современная товарная фьючерсная биржа стала  универсальным (по составу объектов торгов) учреждением. Она сохраняет  первоначальную товарную специализацию (сельскохозяйственную, нефтяную) и в то же время имеет секции валютных фьючерсов (драгметаллы и инвалюта), финансовых фьючерсов (процентные и индексные контракты), опционов.

     Поскольку сделки с финансовыми контрактами  значительно преобладают над срочной товарной торговлей, то разграничение товарных и фондовых бирж утрачивает смысл.

     Радикальные сдвиги, которые произошли и продолжают происходить в движении ссудного капитала, в целом на финансовых рынках, способствовали нарастанию неустойчивости ситуаций на мировых, региональных и местных биржах. Переход в свое время к "плавающим" валютам увеличил вероятность валютных рисков. Отказ ФРС от регулирования процентных ставок требовал страхования тех рисков, которые были связаны с колебанием краткосрочных процентных ставок.

     На  рынке ценных бумаг появились  новые стратегии хеджирования, а  операции с производными инструментами  стали широко применяться. В частности, дериваты способствовали адаптации  фондового рынка к изменившимся условиям, став самым быстрорастущим и динамичным его сегментом.

     Американский  опыт прошедшего десятилетия показывает, что в условиях динамичного, стабильного  экономического роста крупного государства  проблема внутреннего долга перестает  быть актуальной. 
Изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг (в частности, размещение подавляющей части обязательств среди небанковских инвесторов) позволили федеральному правительству ослабить воздействие бюджетных дефицитов на расширение денежного обращения. Рост государственного долга так и не привел к повышению рыночного процента. Не происходило и ухудшения условий финансирования частных капиталовложений. Увеличение государственных займов сочеталось с интенсивным расширением частных кредитных операций. Соответственно государственная задолженность перестала рассматриваться как приоритетная проблема экономической политики правительства США.

     Это нашло свое концентрированное отражение  в бюджете США на 2001 г. В этом бюджете заложены начальные шаги к погашению внутреннего долга  США, объем которого хотя и составляет 5,7 трлн. долл., но не оказывает в условиях стабильного роста скольконибудь серьезного негативного воздействия на финансовое состояние страны. Тем не менее, скрытая угроза в такой ситуации очевидна, она может реализоваться при стечении определенных обстоятельств. Поэтому финансовая и бюджетная политика США отныне исходит из приоритетности задачи погашения этого долга к 2013 г.

 

      3. Пути рационализации  финансовой системы  США.

     3.1. Макроэкономика. Фондовые рынки США на 2009 год.

     Прошедший 2009 год характеризовался бурным ростом на всех мировых фондовых площадках. Бывшего драйвера мировой экономики, США, эта участь также не обошла стороной, хотя темп роста американских активов всё же был менее масштабным, нежели подъем развивающихся рынков. От своего минимума в марте месяце индекс DOW JONES вырос более чем на 50%, преодолев в конце осени отметку в 10000 пунктов. Столь стремительный рост фондового рынка США, равно, как и других мировых площадок, обусловлен, прежде всего, многомиллиардными инъекциями ликвидности в финансовые рынки. Напомним, что ФРС Соединенных Штатов с начала острой фазы кризиса бесперебойно вкачивала в банковскую систему сотни миллиардов дешевых долларов для оздоровления финсектора. При этом регулятор надеялся, что впоследствии щедро предоставленная им ликвидность через систему финансовых посредников поступит в реальную экономику. Но до сегодняшнего дня избыточные ресурсы уходили преимущественно на фондовые и товарно-сырьевые рынки, провоцируя бурный рост и надувание очередных спекулятивных пузырей.

     При этом, к сожалению, в реальную экономику  избыточные долларовые резервы банков так и не попали, не оправдав ожиданий финансовых властей США.

     Давайте посмотрим на ситуацию с кредитованием. Ниже изображена динамика роста потребительского кредитования в 2009 году:

     

     Как видно, объемы выданных потребительских  кредитов в уходящем году падали из месяца к месяцу, вплоть до октября. С января 2009 года наблюдалось стабильное снижение кредитования, которое с начала года упало с $2564,4 млрд. до $2482,9 млрд.

     Ситуация  с жилищным кредитованием в начале года, похоже, начала улучшаться. Из представленного  ниже графика хорошо видно, что с января по май объемы выданных кредитов на покупку недвижимости показывали некоторый рост и в мае достигли $3874,3 млрд. Но темпы роста сохранить не удалось, и повышательная тенденция кредитования сменилась его снижением. А к октябрю объемы real estate loans и вовсе упали до $3748,6 млрд., что является минимальным значением за весь 2009 год.

     

     В первой половине года объемы общего банковского  кредитования показывали смешанную динамику. Но, начиная с мая, наблюдается общее снижение объемов выданных кредитов.

     

     Роста кредитования мы не наблюдаем. Получается, что сверхдешевые доллары, попавшие в финансовый сектор, так там и остались, не дойдя до конечного потребителя, и не повысив, тем самым, спрос на товары. Вместо того, чтобы кредитовать корпоративный сектор, банки предпочли вкладывать средства в более высокодоходные активы.

     Рассмотрим динамику промышленного производства.

     

     Итак, промпроизводство в первой половине 2009 года падало ускоренными темпами, достигнув максимальных годовых  темпов снижения в мае - июне. При  этом, несмотря на замедление падения  во второй половине года, общий уровень  производства по-прежнему в октябре  был ниже аналогичного показателя годом ранее на 7,1%.

     Как и ожидалось в нашем прогнозе на 2009 год, антикризисные меры по стимулированию экономики, предпринятые новой администрацией США в конце 2008 - начале 2009 года, дали результат лишь спустя несколько  кварталов. Так, в III квартале был зафиксирован рост ВВП в 2,8% годовых. При этом в первом полугодии ключевой экономический индикатор стремительно снижался, а ведь именно в это время наблюдался бурный рост на фондовых рынках.

     

     В 2009 году продолжала расти безработица. Это связано, прежде всего, с массовыми  сокращениями на существующих предприятиях, а также с возросшим числом банкротств, количество которых, по данным бюро кредитных историй Equifax Inc, только среди предприятий малого бизнеса выросло в III квартале на 44%. А ведь предприятия малого бизнеса обеспечивают бóльшую часть рабочих мест в стране. Число обанкротившихся в 2009 году банков в США уже превысило отметку в 100 организаций.

     

     Рост  безработицы, как и предполагалось в нашем прогнозе на 2009 год, в свою очередь привел к дальнейшему  снижению покупательской активности населения. Наметившийся рост персональных расходов во второй половине года обусловлен государственными программами по стимулированию частного спроса, такими, как выплата премии за старый автомобиль при покупке нового, а также налоговых послаблений при первой покупке дома. Но данные программы подошли к концу, тенденцию к увеличению расходов при таком высоком уровне безработицы удержать будет крайне сложно.

     

     Таким образом, столь внушительные темпы  роста фондовых рынков не имеют под  собой крепкого макроэкономического  фундамента. В итоге бóльшую часть  роста на финансовых рынках нельзя объяснить иначе, кроме как надуванием очередного спекулятивного пузыря, который грозится лопнуть уже в середине 2010 года, как только финансовые власти примут решение о сворачивании стимулирующих программ и ужесточении монетарной политики.

     Подобные  шаги властей вполне могут спровоцировать массовое закрытие позиций по рисковым операциям и уход в «надежные» долларовые активы. При этом, если окажется, что экономике не удалось выйти на самоподдерживающийся рост, ситуация будет стремительно усугубляться. Падение стоимости активов приведет к их переоценке и убыткам финансовых организаций, снижению так и не восстановившегося кредитования, новому витку дефляционных процессов.

     Пристальное внимание следует также обратить на ситуацию на рынке недвижимости. Именно с «истоков» финансового, а затем и экономического кризиса  может начаться общее устойчивое восстановление.

     

     В новом году безработица, которая  уже находится на самом высоком  уровне с 1983 года (10%), может несколько стабилизироваться (как подтверждение - данные за ноябрь). И все же, по-прежнему слабый рынок труда не будет способствовать быстрому увеличению потребительского спроса и росту персональных расходов. С другой стороны, сохраняющийся доступ к дешевой ликвидности будет всё еще оказывать поддержку восходящей динамике на фондовом рынке США в первой половине 2010. В итоге мы не исключаем, что весной индекс Dow Jones Industrial Average еще «надуется» до уровня 11600 пунктов, после чего возможна коррекция, на фоне ужесточения монетарной политики со стороны ФРС США.

     3.2. «План спасения  США на 2010 год».

     В феврале 2010 года переназначенный на второй срок глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке представил в финансовом комитете Конгресса США план перехода к ужесточению кредитной политики. Уже понятно, о чём пойдёт речь: ФРС намерена завершать программу стимулирования таким образом, чтобы не повредить росту занятости, восстановлению экономики и не вызвать опасения инфляции.

     Новость сильно насторожила участников фондового  рынка, хотя ФРС еще на прошлом  заседании дала понять, что готовится  к рассмотрению подобных мер. С 1 февраля  ФРС свернула пять программ по насыщению рынка ликвидностью. В конце марта ФРС планирует прекратить покупку инструментов, обеспеченных ипотечными кредитами. "В настоящее время речь идет, в основном, о вопросе времени начала повышения ставок. Ранее никаких подробностей касательно стратегии выхода из этих программ представлено не было, поэтому мы считаем, что подробный план даст участникам рынка понять, чего ожидать от ЦБ. Это положительный момент. В целом, мы не ждем неожиданностей. Инвесторам лишь напомнили о том, что эра дешевых денег подходит к концу", - отметил Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал".

     Очевидно, что Бернанке будет говорить о  стратегии выхода из программы антикризисных  мер, но пока интрига сохраняется  относительно мер, которые он предложит, отмечает Ольга Беленькая, зам. руководителя аналитического департамента ООО "СОВЛИНК". "Возможно, что будут сформулированы некоторые критерии и условия, при которых ФРС начнет повышение процентных ставок. Некоторые ожидают, что оно может начаться не с базовой ставки, составляющей сейчас 0-0,25%, а, например, с депозитных, выплачиваемых ФРС по избыточным резервам банков. Может быть, он будет говорить и о других инструментах изъятия с рынка избыточной ликвидности (обратное репо, продажа на рынке выкупленных ранее ипотечных бумаг), и о планах их применения", - считает аналитик.

     С другой стороны, вряд ли ФРС начнет повышать ставки в ближайшие месяцы, замечает Ольга Беленькая. Выход  из антикризисных мер денежной политики уже фактически начался, ввиду того что в I квартале заканчивается действие многих антикризисных программ, и ФРС, очевидно, их не собирается продлевать. Переход к повышению ставок сопряжён с тем, что кредитование для экономики станет менее доступным, в то время как банки и так весьма осторожны в кредитовании: видно, что снижается объём потребительского кредитования, кредит остаётся малодоступным для малого и среднего бизнеса. "Несмотря на то, что на финансовых рынках многие видят угрозу формирования новых пузырей, в реальный сектор экономики кредит идёт с большим трудом. В этих условиях повышение ставок - дополнительный риск того, что начавшееся экономическое восстановление окажется под угрозой, - предупреждает г-жа Беленькая. - Поэтому от завтрашнего выступления Бена Бернанке я скорее ожидаю услышать, при каких условиях можно ожидать дальнейшего ужесточения денежной политики, и какие инструменты будут при этом задействованы".

     Есть  ещё одна причина, по которой выступление  Бернанке ожидается с таким любопытством. Все ждут в нём развития предложений Барака Обамы по изменению банковского регулирования. "Эти предложения развивают существующую с 30-х годов прошлого века систему регулирования банковской деятельности применительно к новым условиям ведения бизнеса, новым финансовым инструментам, появившимся на рынке, и новым задачам, которые стоят перед экономикой США и состоят в необходимости увеличения инвестиций банков в реальном секторе экономики, снижении бюджетных рисков на этом фоне", - отмечает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

     Основные  отличия новой системы отношений  в кредитно-финансовом секторе США  следующие: во-первых, это изменение  системы функционирования регулирующих структур, разграничение их полномочий, усиление дисциплины, что в итоге  отражается в концентрации финансовой власти в руках ФРС. Она, как предполагается, станет главным бенефициаром реформы. Резервная система будет не только отслеживать финансовые данные отдельных кредитных организаций, но и станет следить за системными рисками американкой экономики в целом. Для этого, помимо имеющихся в ее распоряжении возможностей монетарного регулирования, Fed получит и административные рычаги управления, в частности, американский центробанк сможет не только регулировать деятельность любых финансовых организаций, но и национализировать их в случае неплатежеспособности. Административное регулирование фондового, долгового, товарно-фьючерсного рынков, таким образом, усилится.

Информация о работе Структура и особенности финансовой системы США