Структура и особенности финансовой системы США

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы 20 в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный, наделенный внутренней логикой и достаточно эффективный механизм, обеспечивающий принятие самых разнообразных экономических решений и разработку бюджетной стратегии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты финансовой системы государства……….…………………………………………..………………….5
1.1. Структура финансовой системы……………...…….....……..5
1.2. Звенья финансовой системы государства…………...……..7
2. Структура и особенности финансовой системы США……………………………………….……………………………..………11
2.1. Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США……………………………………………….11
2.2. Методы государственного регулирования финансового рынка США……………………………………………………………………...14
2.3. Рынки капитала, контроль за рынком ссудных капиталов США…………………………………………………………………………..….16
2.4. Регулирование рынка ценных бумаг США…………...……26
3. Пути рационализации финансовой системы США…………….35
3.1. Макроэкономика. Фондовые рынки США на 2009 год…...35
3.2. «План спасения США на 2010 год»………….………….…..41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам - Структура и особенности финансовой системы США.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     Активность  рынка капитала в США определяется и тем фактом, что финансовые учреждения распределяют новые выпуски облигаций по более низкой по сравнению с другими иностранными рынками цене, что выгодно для покупателей, а это стимулирует продажи.

     Вследствие  огромных объемов на первичном рынке  выпуск облигаций более важен, чем  выпуск акций, но на вторичном рынке более важна торговля акциями из-за большого объема их оборота. В 1999 г. на Нью-йоркской фондовой бирже было продано 86% акций их общего объема продаж на всех фондовых биржах США, а ее доля в общем объеме выпуска акций составила 81%; это первый и наиболее значительный рынок капитала.

     Второй  крупнейший сектор рынка капитала - ипотечный рынок (вторичный рынок  закладных), соответствующий более 70% ВНП в конце 90-х годов. Закладные  по жилью соответствуют большей  части непогашенного долга, хотя правительственные агентства типа Государственной национальной ассоциации ипотечного кредита и др. выпустили огромное количество ценных бумаг, обеспеченных закладными.

     Третьим крупнейшим заемщиком является Государственное  казначейство, роль которого выполняет Министерство финансов США. Начиная с 1983 г. Казначейство увеличило объем своих заимствований, являющихся источником постоянного беспокойства многих экономистов. Причины беспокойства - вытеснение заемщиков частного сектора государственными расходами и возможность инфляционных эффектов.

     Иностранные держатели ценных казначейских бумаг (государственных облигаций) занимают второе место после правительственных  агентств СШA.

     Огромный  объем внутреннего государственного долга не может не влиять на стоимость  американского доллара в целом и на рынки акций и облигаций в частности.

     Важнейшую роль играет рынок промышленных облигаций, выпуск которых быстро возрастал  в 90-е годы. Налоговое законодательство США поддерживает финансирование путем  выпуска новых облигаций (поскольку уплата процентов по облигациям является налогом, подлежащим вычету из налога на прибыль корпораций).

     Известно, что общие объемы ссуд промышленным фирмам и потребительских кредитов непосредственно отражают условия  в экономике. Непрерывный экономический рост 90-х годов явился мощным стимулирующим фактором для деловых кругов к получению займов. Подобным же образом снижение процентных ставок поощряет возрастание заимствований частично для того, чтобы рефинансировать задолженность, но по более низкой стоимости.

     Заграничные облигации, так называемые yankee bonds (долларовые облигации, выпущенные иностранцами в  Нью-Йорке), выпускаются в ряде стран, в частности канадскими провинциальными  правительствами и Европейским  инвестиционным банком. Развивающиеся  страны имеют ограниченный доступ на Нью-йоркский рынок капитала из-за строгих требований Комиссии по ценным бумагам и биржам к предоставлению компаниями сведений о своей деятельности и рейтингов агентств кредитной информации (рейтинговых компаний Moody и Standard and Poor), так же как Россия и другие члены СНГ, страны Восточной Европы и Прибалтики.

     Внутренний  денежный рынок США также является крупнейшим в мире, составляя более 40% ВНП. Как правило, ликвидность  краткосрочного рынка (выпуск большого числа депозитных сертификатов для финансирования ссуд производственным и иным фирмам), необходима для обеспечения экономического роста, которому противопоказано такое понятие, как "дефицит средств".

     Тенденция роста выпуска казначейских векселей и ценных бумаг правительственных организаций отражает увеличение государственного дефицитного финансирования (т.е. операции правительства осуществляются за счет размещения новых государственных обязательств). В этом смысле рынок федеральных резервных фондов является уникальным краткосрочным денежным рынком США. В основном это рынок, где коммерческие банки ссужают и заимствуют излишние резервные фонды, хранимые как депозиты в банках ФРС.

     Займы дилерам и брокерам значительно  возросли в 90-е годы прежде всего  вследствие высокой активности по операциям с акциями и облигациями, связанным с разницей в курсах ценных бумаг.

     Нью-Йоркский денежный рынок используется крупнейшими  банками, корпорациями и другими  организациями для повышения  ликвидности в краткосрочных  операциях. Нью-йоркский банк ФРС занимает стратегические позиции в проведении операций на открытом рынке, являющихся базой кредитно-денежной политики США и непосредственно воздействующих на ликвидность денежного рынка.

     Нью-Йорк - один из трех крупнейших валютных рынков мира. Он объединен с валютными рынками в других странах и мировым рынком и включает коммерческие сделки "банк-клиент" в рамках розничного сектора и "банк-банк" (оптовый межбанковский сектор), помимо этого прямые сделки или сделки через брокеров и операции ФРС с иностранной валютой: валютные интервенции, валютные свопы, сделки с международными финансовыми организациями.

     Организация эффективного контроля над огромными рынками  аккумуляции и движения ссудного капитала чрезвычайно сложна, она является следствием потребностей экономики и большого исторического опыта. В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

  • законодательных актов и постановлений Конгресса;
  • институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);
  • механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);
  • апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

     Система законодательных актов и постановлений. Законодательные основы системы регулирования финансовых рынков были заложены целым рядом законов США в период президентства Ф. Рузвельта, когда, опираясь на государство, преодолевались губительные законы либерализма: законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом о фондовых биржах 1934 г. Закон о ценных бумагах регулирует следующие вопросы:

  • порядок регистрации новых выпусков ценных бумаг (содержание заявления на регистрацию, санкции в случае нарушения установленных правил и прямого обмана);
  • порядок продажи бумаг новой эмиссии;
  • изъятие из общего правила регистрации самих бумаг и некоторых операций с ними, а также ряд других (в том числе технических) аспектов.

     Если  Закон о ценных бумагах, по сути, регулирует первичный фондовый рынок, то Закон о фондовых биржах, принятый годом позже, регламентирует операции с выпущенными ценными бумагами. В частности, он охватывает следующие аспекты:

  • систему регистрации самих бирж, их членов (брокеров, дилеров, специалистов) и ценных бумаг, котируемых на биржах;
  • механизм ограничения кредитов, предоставляемых брокерам;
  • минимальные нормы поведения биржевиков, в том числе запрещение манипулирования курсами бумаг, обязательное информирование клиентов и ограничение некоторых операций на бирже, в первую очередь сделок с использованием конфиденциальной информации;
  • порядок получения доверенностей от акционеров;
  • систему учета и отчетности и др.

     Самым важным в этом законе считается положение  о создании в составе государственного аппарата нового органа, которому было поручено осуществлять контроль за исполнением данного акта, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Кроме того, законодательством 1933-1934 гг. определенные функции по регулированию биржевой деятельности были возложены на Совет управляющих ФРС.

     В части регулирования внебиржевого оборота фондовых ценностей Закон о фондовых биржах 1934 г. и поправки к нему 1936 и 1938 гг. (Акт Мэлони) предусматривали создание особого механизма, каковым стала образованная в 1939 г. Национальная ассоциация фондовых дилеров (НАСД) саморегулируемая организация дилеров внебиржевого рынка, осуществляющая регулирование и внебиржевой контроль.

     Помимо  указанных актов в тот же период (1940 г.) был принят Закон об инвестиционных компаниях, который определял возможные  варианты создания компаний, занимающихся инвестиционной практикой, оговаривал запрещенные виды их деятельности и устанавливал правила акционеров.

     Указанные акты, заложившие основы регулирования  фондовых операций, остаются краеугольным камнем системы государственной  регламентации рынков ценных бумаг  и биржевой деятельности по сей день. Вместе с тем в 70-е годы в США прошла волна реформ биржевого механизма, направленных на изменение государственного регулирования операций с ценными бумагами. В частности, в 1975 г. Конгресс США принял закон, предписывающий (без указания конкретных сроков) проведение централизации и создание единого национального рынка ценных бумаг, который объединил бы все существовавшие в те времена самостоятельные структурные единицы.

     Комиссия  по ценным бумагам и биржам создана  Законом 1934 г. В ее состав входят пять членов, которые назначаются Президентом и утверждаются Сенатом сроком на пять лет. В ее функции входит общий надзор за осуществлением законов 1933 и 1934 гг. с поправками, внесенными впоследствии. В частности, она следит за правильностью оформления заявлений на регистрацию эмиссий ценных бумаг (но не устанавливает их надежности), за соблюдением биржами и корпорациями определенных законом норм поведения в фондовой торговле, обладает правами привлекать к административной или судебной ответственности нарушителей этих норм.

     Комиссия  по торговле товарными фьючерсами учреждена  Конгрессом США в 1974 г. Ее функции  во многом сходны с функциями Комиссии по ценным бумагам и биржам (т.е. установление общих правил торговли, регистрации, учета и отчетности), но действует она на другой части рынка фиктивного капитала на рынке финансовых фьючерсов.

     Министерство  финансов воздействует на фондовые рынки  опосредованно через выпуск казначейских векселей, среднесрочных и долгосрочных облигаций и в этом смысле выступает в качестве конкурента корпораций на рынке ссудных капиталов, воздействуя тем самым на положение на фондовых рынках.

     Государственные учреждения, представляющие сложную  и разветвленную систему регулирования  и контроля финансовой деятельности сотен тысяч организаций, сталкиваются с немалыми трудностями прежде всего в силу значительной численности этих организаций и разнообразия их деятельности. Поэтому об эффективности этого контроля можно говорить довольно условно. Прежде всего, велика насыщенность страны финансовыми учреждениями. Их число, включая страховые и риэлторские фирмы, составляло в 1998 г. более 600 тыс. единиц, на них было занято 7,1 млн. работников. На одно предприятие приходилось в среднем 12 работников, что указывает на густую сеть сравнительно небольших предприятий (отделений). Коммерческие банки и разного рода сберегательные учреждения имели 103 тыс. предприятий (главных контор и отделений) при среднем числе занятых 20 человек. Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются от других стран необычайно большим числом самостоятельных банков регионального и местного типа (более 12 тыс.). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышает 2 тыс.

     Все финансовые учреждения являются частными: либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в такой области, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

     Система внутреннего регулирования фондовых рынков. Под общим надзором Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая является государственным учреждением, функционирует целый ряд органов, созданных самими биржевиками или банковскими учреждениями, участвующими в фондовых операциях. Эти органы регулируют деятельность определенных секторов рынка ценных бумаг.

     Национальная  ассоциация фондовых дилеров. Ассоциация некоммерческая организация, которая  была создана в соответствии с  Актом Мэлони по совместной инициативе Конференции банкиров инвестиционных банков и Комиссии по ценным бумагам  и биржам. Она объединяет практически все брокерские фирмы, осуществляющие операции на внебиржевом рынке, занимается стандартизацией практики внебиржевого оборота, разработкой норм этики в фондовой торговле, поддерживает контакты с правительством и инвесторами от имени инвестиционных банков, следит за соблюдением правил внебиржевой торговли фондовыми ценностями и принимает дисциплинарные меры в случае их нарушения.

Информация о работе Структура и особенности финансовой системы США