Структура и особенности финансовой системы США

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы 20 в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный, наделенный внутренней логикой и достаточно эффективный механизм, обеспечивающий принятие самых разнообразных экономических решений и разработку бюджетной стратегии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты финансовой системы государства……….…………………………………………..………………….5
1.1. Структура финансовой системы……………...…….....……..5
1.2. Звенья финансовой системы государства…………...……..7
2. Структура и особенности финансовой системы США……………………………………….……………………………..………11
2.1. Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США……………………………………………….11
2.2. Методы государственного регулирования финансового рынка США……………………………………………………………………...14
2.3. Рынки капитала, контроль за рынком ссудных капиталов США…………………………………………………………………………..….16
2.4. Регулирование рынка ценных бумаг США…………...……26
3. Пути рационализации финансовой системы США…………….35
3.1. Макроэкономика. Фондовые рынки США на 2009 год…...35
3.2. «План спасения США на 2010 год»………….………….…..41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам - Структура и особенности финансовой системы США.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

     Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг.

     Быстрые темпы НТП повышают требования к  качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным  образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

     Собственно  правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Структура и особенности финансовой системы США.

     2.1 Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США

     Федеральная резервная  система США - это, во-первых, Центральный банк страны, во-вторых, банк для банкиров и, в-третьих, банк американского правительства. Известно, что любой центральный банк страны имеет одну важнейшую функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике. Это относится и к ФРС. Если экономическая активность ухудшается и занятость работников сокращается, ФРС будет пытаться увеличить денежную массу и кредит, стремясь повысить деловую активность. Но если расходы при этом становятся угрожающе избыточными, в результате чего растут цены и появляется много свободных рабочих мест, тогда ФРС стремится использовать все свои возможности в целях сокращения денежной массы и кредита.

     Некоторые специалисты рассматривают ФРС  в качестве образца для центральных  банков других стран. Закон о ФРС  США был принят в 1913 г. Конгрессом. С тех пор ФРС претерпела значительные изменения, а ее роль стала огромной. Крупные реформы были проведены в 1933 и 1935 гг. в период Великой депрессии, когда президент Рузвельт "социализировал" американский капитализм. Тогда же был создан Совет управляющих ФРС, который впоследствии и сосредоточил в своих руках управление рычагами кредитно-денежной политики, т.е. операциями на открытом рынке, регулирование учетных ставок и контроль за резервными требованиями.

     Совет управляющих ФРС устанавливает  также основное направление политики в отношении платежного баланса. Кроме того, наряду с другими федеральными ведомствами, регулирующими банковскую деятельность. Совет устанавливает основные принципы надзора и контроля над коммерческими банками и их деятельностью.

     Федеральная резервная система состоит из 12 региональных федеральных резервных  банков. При осуществлении своей политики Совет управляющих ФРС опирается на эти банки. Однако общее направление политики по всей кредитно-банковской системе определяет именно Совет управляющих. Он осуществляет регулярные проверки резервных банков и их отделений в целях контроля за проведением политики в нужном направлении.

     На  кредитно-денежной политике ФРС отразился Закон 1978 г. "О полной занятости и сбалансированном росте", иногда называемый законом Хэмфри Хокинса. Этот Закон ставит своей целью достижение высокого уровня занятости и устойчивых цен в качестве целей кредитноденежной политики, связывая их с ростом денег в обращении и объемом кредитования, признавая тем самым существование связи между количеством денег в обращении и объемом кредитования, с одной стороны, и экономическими показателями и инфляцией с другой.

     В основу этого Закона положена концепция, что со временем темп инфляции совпадает с темпами роста денег и кредита, а необходимым условием понижения инфляции является снижение отмечаемого роста денежной массы и объемов кредитования. Устойчивость цен обеспечивается ростом денежной массы и объемов кредитования, близких к росту потенциального объема производства.

     В указанном Законе кредитноденежная политика рассматривается в масштабе всей страны (на макроуровне), тем самым  подразумевается, что достижение эффективной кредитноденежной политики по отдельным отраслям экономики или регионам невозможно.

     Наиболее  важным органом в ФРС является Совет управляющих, находящийся  в Вашингтоне, федеральный округ  Колумбия. Совет состоит из семи членов, каждый из которых назначается  на 14летний срок Президентом США. Столь длительный срок, как предполагается, должен обеспечивать преемственность, стабильность и независимость Совета, хотя на практике лишь немногие из управляющих занимают свой пост в течение полного срока.

     Совет возглавляется председателем, назначаемым президентом из состава управляющих. Председатель Совета управляющих - это наиболее могущественное лицо всей резервной системы. Его мнение обычно доминирует как в Совете, так и в ФРС в целом. Председатель назначается на 4летний срок; в случае если после четырех лет нахождения на этом посту он не получает подтверждения полномочий на следующий цикл, то обычно подает в отставку.

     Нынешний  председатель ФРС Алан Гринспен назначен на новый срок в качестве председателя в январе 2000 г. в пятый раз в силу его непререкаемого авторитета, признания как творца и проводника экономической политики США чуть ли не двух последних десятилетий.

     В Совет управляющих ФРС входят четыре президента федеральных резервных  банков, меняющихся на ротационной основе, и президент НьюЙоркского федерального резервного банка (постоянно). Из девяти директоров, занимающихся вопросами регулирования и надзора, шесть избираются банкамичленами (из состава директоров более чем 5 тыс. банков), а три директора назначаются Советом управляющих.

     Федеральные резервные банки осуществляют чековокассовые операции внутри ФРС, что обеспечивает эффективное осуществление расчетов между округами и внутри их. Эти  банки осуществляют надзор за выполнением  решений и предписаний ФРС  и изучают экономическую ситуацию в своих округах. Они предоставляют Совету управляющих оперативные и аналитические материалы по каждому из 12 округов и тем самым обеспечивают руководящее звено ФРС материалами об экономическом положении в стране.

     Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC). Этот комитет принимает решения о курсе денежной политики США, определяя необходимый уровень денежной массы и процентных ставок. Он состоит из 12 членов, в том числе семи членов Совета управляющих, президента НьюЙоркского федерального резервного банка и президентов четырех других банков федеральных округов (последние включаются в состав FOMC на основе принципа ротации). Руководит этим комитетом председатель ФРС.

     Бюро  по операциям на открытом рынке. Это  бюро является органом оперативного воздействия на сферы денежной политики указанного выше Комитета, поскольку он может решать, например, такие важнейшие вопросы, как продажа правительственных ценных бумаг. 

     2.2 Методы государственного регулирования финансового рынка США.

     Методы  воздействия государства на финансовый рынок носят прямой и косвенный характер. Методы прямого воздействия включают:

  • весь комплекс законотворческой деятельности Конгресса США по этому направлению;
  • постановления и распоряжения органов исполнительной власти по данному вопросу;
  • меры, принимаемые по своим секторам Комиссией по ценным бумагам и биржам и Комиссией по торговле товарными фьючерсами, в том числе принятие новых и изменение старых положений и норм биржевой практики, привлечение к ответственности (по административной линии или через суд) лиц, нарушивших такие нормы и др.

     Методы  косвенного государственного регулирования  осуществляют: Совет управляющих  ФРС, Министерство финансов и упомянутые комиссии. Кроме того, эти органы могут оказывать влияние на биржи  с помощью представителей государственных учреждений (так называемых независимых представителей), входящих в советы директоров некоторых бирж и упомянутых выше корпораций.

     В систему методов косвенного воздействия  входят:

  • контроль за денежной массой в обращении и объемом кредитов с помощью влияния на учетные ставки;
  • налоговая политика государства;
  • гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам частного сектора и т.п.;
  • экономические мероприятия государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, стимулирование экспорта и т.д.);
  • внешнеполитические мероприятия государства (развитие и свертывание внешнеполитических договоров и др.);
  • выход государства на рынки ссудных капиталов (выпуск казначейских векселей, среднесрочных и долгосрочных облигаций, эмиссия обязательств определенных государственных учреждений и т.п.), создающий прямую конкуренцию за кредиты между государством и корпорациями.

     Регулирование деятельности бирж осуществляется через  довольно сложную сеть государственных  и полугосударственных органов. Определенное противоречие, заложенное в главном принципе такого регулирования, - минимальный уровень вмешательства в практику фондовой торговли в сочетании с довольно жестким отстаиванием непосредственных интересов государства и защитой потребителя (инвестора) прямо сказывается на всей системе государственного регулирования. 

     2.3 Рынки капитала, контроль за рынком ссудных капиталов.

     В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные  рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: рынок государственных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит.

     Краткосрочный рынок включает такие рынки, как  денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

     Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, - это наиболее чувствительная сфера  свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

     США обладают крупнейшим в мире рынком капитала, объем которого, если судить по общей сумме задолженности по ценным бумагам в условиях стабильно действующей экономики, включая акции и обязательства, которая составила более 20 трлн. долл. в 1998 г. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

     Два десятилетия, 80-90е годы, все крупнейшие инвестиционные банки, такие, как "Соломон бразерс" (Solomon Brothers), "Мэрилл Линч" (Merrill Lynch), "Голдмен Сакс" (Goldman Sachs), "Шеарсон Леман" (Shearson Lehman), "Ферст Бостон" (First Boston) и "Морган Стэнли" (Morgan Stanley), осуществляли и осуществляют в настоящее время финансовые операции в Нью-Йорке, гарантируя размещение ценных бумаг на первичном рынке, а также действуя как брокеры для клиентов на вторичном рынке. Как дилеры они торгуют ценными бумагами за свой счет. Рост притока иностранного капитала стимулировал открытие иностранных отделений и филиалов в Нью-Йорке. Большинство из них представляют Великобританию, Западную Европу и Японию, а также некоторые азиатские, арабские и латиноамериканские страны.

Информация о работе Структура и особенности финансовой системы США