Страховой рынок и его социально-экономическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям. Страхование является необходимым элементом любой рыночной экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Содержание и структура страхового рынка………………………………….......6
2 Анализ страхового рынка Республики Беларусь на современном этапе……..15
3 Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

курсовая теория финансов.docx

— 199.33 Кб (Скачать)

Итак, во-первых, перспективным направлением устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций за счет внутренних (прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь) и внешних (инвестиции нерезидентов Республики Беларусь) источников. Это станет возможным при повышении статуса и привлекательности страховых организаций Республики Беларусь на международном уровне за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики; создании благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности; повышении требований к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций. Здесь же можно отметить, что приоритетом современной экономической политики государства является обновление основных производственных фондов. Однако данное направление обязательно должно подкрепляться организацией страхования рисков, возникающих в ходе осуществления инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала.

Во-вторых, в  соответствии с Республиканской программой страховой деятельности на 2011 – 2015 гг. приоритетными направлениями развития страхового рынка страны являются обеспечение оптимального сочетания обязательной и добровольной форм страхования, введение новых видов обязательного страхования и совершенствование действующих, а также обеспечение финансовых гарантий в сферах общественной жизни, связанных с использованием источников повышенной опасности и возникновением крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества в целом.

В-третьих, немаловажным остается рост конкуренции на страховом рынке страны. Результатом этого призвано стать повышение качества страховых услуг, снижение их стоимости, активное внедрение новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и предполагает реализацию следующих мер:

- поэтапная либерализация  национальной системы страхования  и перестрахования;

- повышение уровня открытости  информации о деятельности страховых  организаций;

- построение системы  рейтинговых оценок страховых  организаций для стимулирования  неценовой конкуренции между  ними [20].

В-четвертых, перспективным будет и развитие долгосрочного страхования (добровольного страхования жизни). В первую очередь потребуется совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни, юридических лиц – на осуществление страхования жизни своих сотрудников. Это станет возможным при применении налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также при отмене ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны - страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг [20].

В-пятых, большое значение должно быть уделено развитию страхового законодательства, а именно: должна быть создана единая система законодательных актов в сфере страхования, определены четкие условия взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставлены всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

В-шестых, рост роли страхования в стране в перспективе будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Основные направления реализации задачи перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:

- определение ключевых  рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных  подходов и методов их анализа  в соответствии с международными  нормами;

- сбор и систематизация  данных, необходимых для определения  показателей, позволяющих количественно  оценить уровень подверженности  страховых организаций рискам;

- поэтапный переход на  международные стандарты финансовой  отчетности;

- разработка методологической  базы по расчету показателей  финансовой устойчивости;

- внедрение в практику  анализа специальных методов  и алгоритмов оценки рисков  на страховом рынке (стресс-тестирование);

- оценка уровня достаточности  собственных средств на основе  рискового подхода и расчета  экономического капитала (с использованием  принципов платежеспособности, разработанных  Международной ассоциацией органов  страхового надзора).

Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования [20].

Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Таким образом, если говорить о конкретных показателях, то в соответствии с Республиканской программой развития страховой деятельности к 2016 году планируется обеспечить среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129–131 %, в том числе по видам добровольного страхования 140–142 %; достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза; обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2–1,3 % (при приросте номинального ВВП в 2011–2015 годах на 140 %); достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2–2,5%. [20].

 Итак, Республика Беларусь, как свидетельствует проведенный  анализ, имеет несовершенный страховой  рынок. Основными тормозящими его  развитие факторами является  его низкая интегрированность в мировой экономическое пространство, сильная концентрация, отсутствие должного уровня конкуренции и излишнее государственное регулирование. Путем реализации мероприятий Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы по совершенствованию  развития рынка страхования планируется создать эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь; повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования; сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В процессе написания курсовой работы по теме «Страховой рынок и его социально-экономическое содержание» был рассмотрен страховой рынок с точки зрения его содержания и структуры, проанализирован рынок страховых услуг в Республике Беларусь. В ходе рассмотрения данной темы были поставлены задачи и изучены различные подходы к определению страхового рынка, основных его составляющих. На основе произведенного анализа и полученных результатов были определены основные проблемы, которые сдерживают развития белорусского страхового рынка, а также намечены возможные перспективы. Можно сделать следующие выводы.

         1. Страховой рынок – очень важное звено финансовой системы, которое выступает регулятором воспроизводственных процессов на макро- и микроуровне. Оно является важным инструментом обеспечения непрерывности, стабильности развития общественного воспроизводства и главным образом средством защиты бизнеса и благосостояния граждан.

         Таким образом, это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера экономических  отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируются  спрос и предложение на нее. Участниками страхового рынка  являются страховщики, страхователи, страховые посредники, объединения  страховщиков, профессиональные оценщики  страховых рисков  и убытков  и органы страхового надзора. Функции страхового рынка в целом можно разделить на общерыночные и специфические, присущие только ему. Значение страхового рынка сводится не только к защите имущественных интересов участников рыночных отношений, обеспечению сильной психологической мотивации экономической деятельности и стремлению получить прибыль, рискнуть, но и к стимулированию общей хозяйственной активности в условиях рыночной экономики.

        2. На данный момент в Республике Беларусь функционирует 25 страховых организаций с различными видами собственности, имеющими разветвленную сеть филиалов по регионам. Осуществляют свою деятельность и страховые брокеры, агенты, а также  Белорусская ассоциация страховщиков.

Анализ функционирования страхового рынка в РБ за последние 4 года свидетельствует о его динамичности. Наблюдаются положительные тенденции в изменении основных показателей страхового рынка. Но по этим показателям Республика Беларусь значительно уступает развитым странам. Этому препятствует не только состояние национальной экономики в целом, но и особенности регулирования страхового рынка в стране. Поскольку страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики, для Республики Беларусь, как государства, ставшего на рыночный путь развития, совершенствование страховых отношений является перспективным направлением.

        3.  Республика Беларусь, как свидетельствует проведенный анализ, имеет несовершенный страховой рынок. Основными тормозящими его развитие факторами является его низкая интегрированность в мировой экономическое пространство, сильная концентрация, отсутствие должного уровня конкуренции и излишнее государственное регулирование. Путем реализации мероприятий Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы по совершенствованию  развития рынка страхования планируется создать  эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь; повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования; сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций.

Следовательно, только при решении этих вопросов могут быть полностью реализованы социальная, инвестиционная и иные функции страхования, будет гарантирован стабильный и динамичный рост развития страхования в республике, на что и надеется страховое общество.

            Таким образом, динамика и уровень развития страхового рынка свидетельствует о степени развития экономики страны. Каждое государство должно рационально использовать собственные рычаги развития страхового рынка, а также заимствовать, но с учетом национальных особенностей, опыт зарубежных стран, имеющих успехи в этом сегменте экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

        1 В Беларуси зарегистрирована страховая компания «Вартма Иншуранс» // Новости страховых организаций [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Белорусской ассоциации страховщиков. – Режим доступа:  http:// www.belasin.by/news/ news165/news.aspx?id=345. – Дата доступа: 24.10.2011.

        2 Влияние кризиса на страховую отрасль: анализ и прогнозы // Страхование в Беларуси. – 2008. – №12. – С. 17–22.

       3 Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник / А.А. Гвозденко.–М.: Финансы и статистика, 2003.-320 с.

       4 Гламбоцкая, А. Основные проблемы страхового рынка Беларуси в контексте либерализации экономики: анализ и рекомендации / А. Гламбоцкая // Исследовательский центр ИМП. Немецкая экономическая группа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by/pdf/pp2009r01.pdf. – Дата доступа: 29.10.2013.

       5 Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности: учеб. пособие / Н.Б. Грищенко. – М.: Финансы  и статистика, 2006. – 352 с.

       6 Денисова, И.П. Страхование: учеб. пособие / И.П. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 228 с.

       7 ИСЗАО  «Генерали» // О компании ИСЗАО «Генерали» [Электронный ресурс] / Офиц. сайт ИСЗАО «Генерали». – Режим доступа: http://www.generali./ about/. – Дата доступа: 24.10.2011.

       8 ИСП  «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» // О компании. Визитная карточка [Электронный  ресурс] / Офиц. сайт ИСП «ЦЕПТЕР  ИНШУРАНС». – Режим доступа: http://www.zepterinsurance.by/О_компании/Визитная_карточка.aspx  . – Дата доступа: 24.10.2011.

       9 Краткая  характеристика страхового рынка  Республики Беларусь // Корпоративным  клиентам [Электронный ресурс]  / Страховой брокер «СтрахЭкспертГрупп». – Режим доступа: http://www.belbroker.com/ index.php?option=com_ content&view=article&id=105&Itemid=507. – Дата доступа: 03.11.2013.

      10 Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 13-го англ. изд. /К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XXXIV,974 с.

Информация о работе Страховой рынок и его социально-экономическое содержание