Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям. Страхование является необходимым элементом любой рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Содержание и структура страхового рынка………………………………….......6
2 Анализ страхового рынка Республики Беларусь на современном этапе……..15
3 Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………
3. Поддержание правопорядка
в отрасли. Орган государственного
страхового надзора имеет
В итоге государственное регулирование страховых отношений реализуется посредством создания государственных страховых организаций, разработки специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров, а также установления с учетом интересов всего общества обязательных видов страхования.
Итак, страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Участниками страхового рынка являются страховщики, страхователи, страховые посредники, объединения страховщиков, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков и органы страхового надзора. Функции страхового рынка в целом можно разделить на общерыночные и специфические, присущие только ему. Значение страхового рынка сводится не только к защите имущественных интересов участников рыночных отношений, обеспечению сильной психологической мотивации экономической деятельности и стремлению получить прибыль, рискнуть, но и к стимулированию общей хозяйственной активности в условиях рыночной экономики. В идеале государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.
Таким образом, страховой рынок
является одним из важнейших
элементов любой рыночной
2 Анализ страхового рынка Республики Беларусь на современном этапе
Страховой рынок, являясь частью
финансово-кредитной системы, затрагивает
практически все аспекты
Современный этап развития
На 1 января 2013 г. страховой сектор Республики Беларусь включал в себя 25 страховых организаций, в том числе 4 организации, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП "Белорусская национальная перестраховочная организация".
Страховой рынок Республики
страховых организаций по признаку собственности:
В ПРИЛОЖЕНИИ В представлен перечень белорусских страховых организаций. В соответствии с данными таблицы В.1 в Беларуси страховая деятельность осуществляется по трем направлениям: страхованию жизни, страхованию не жизни и перестрахованию.
Что касается добровольного и обязательного страхования, то согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента № 530 от 25.08.2006, только государственные страховые организации и страховые компании, в уставных фондах которых более 50 % государственного капитала имеют право заниматься обязательными видами страхования [19]. В Республике Беларусь таких организаций восемь: БРУСП «Белгосстрах», ЗАСО «Промтрансинвест», ЗАСО «Белнефтестрах», БРУПЭИC «Белэксимгарант», ЗАСО «ТАСК», СООО «Белкоопстрах», РДУСП «Стравита», РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация». Причем эти организации, как видно из приведенной таблицы, осуществляют страхование жизни, не жизни, и одна занимается перестраховочной деятельностью [18].
В то же время в белорусском законодательстве существуют и ограничения по некоторым видам добровольного страхования. Например, добровольным страхованием жизни, имущественных интересов государственных организаций, а также обслуживанием поставок для государства, запрещено заниматься страховым компаниям с долей иностранного капитала более 49 % [19].
Кроме страховщиков, на страховом
рынке Республики Беларусь
Полноправным участником
Белорусская ассоциация страховщиков была создана в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республики Беларусь, введенным в действие Указом Президента Республики Беларусь № 530 от 25.08.2006.
Ассоциация является некоммерческой организацией. Основная цель ее существования – координация деятельности ее членов, защиты их интересов, совместного решения задач в сфере страхования. Также функциями Ассоциации являются:
- подготовка предложений
по совершенствованию
- определение и выполнение членами Ассоциации совместных программ деятельности;
- учреждение и издание
периодических изданий по
- организация проведения
теоретических и практических
симпозиумов, круглых столов, конференций,
семинаров по страховому делу,
направленных на повышение
- информационное обеспечение
деятельности страховщиков, а также
помощь в установлении и
Сегодня Белорусская ассоциация страховщиков включает в себя 25 страховых организаций и 4 страховых брокера и является единственным профессиональным их объединением в Республике Беларусь. Она взаимодействует в рамках заключенных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с Всероссийским страховым союзом, Лигой страховых организаций Украины, Польской страховой палатой, Австрийским союзом страховщиков, Ассоциацией белорусских банков [14].
В последние годы в Республике Беларусь наблюдается рост почти всех показателей деятельности страховых компаний.
В ПРИЛОЖЕНИИ Г отражена динамика поступления страховых взносов с 2009 года. Как видим, в 2010 году наблюдается положительная динамика объёмов взносов по сравнению с 2009 годом. Затем происходит спад в 2011 году по сравнению с 2010 годом почти на 16%. Это связано с падением доходов населения и предприятий, в результате чего сократился спрос на услуги страхования, особенно по добровольному страхованию наземных транспортных средств физических лиц. В 2012 году страховые организации Республики Беларусь продемонстрировали неплохую финансовую стабильность и увеличение страховых сборов.
Одновременно с ростом
страховых взносов в Беларуси
происходил рост страховых
Тем не менее в 2012 г. уменьшилась доля собранных страховых взносов по отношению к ВВП, составив 0,82% (в 2011 г. – 0,86%, в 2010 г. – 0,82%, 2009 г. – 0,81%). По данному показателю Беларусь значительно отстает от большинства развитых европейских стран, где данный показатель варьируется от 5 до 10%. Среди стран СНГ уровень развития страхового рынка Беларуси сопоставим с показателем Казахстана. Данные о доле страховых взносов к ВВП представлены В ПРИЛОЖЕНИИ Г [23].
Расходы как физических, так и юридических лиц на страхование в Беларуси остаются низкими. США. Если в Западной Европе сбор страховых премий составляет свыше 600 долларов на душу населения, в соседних Польше и России – 220-230 долларов, то в Беларуси в 2012 году данный показатель составил всего 55 долларов. Однако следует отметить, что в 2011 году размер страхового взноса на душу населения составил и того меньше – 52 доллара, в 2010 – 44 долл. США [23].
Для страхового рынка Республики Беларусь характерно превосходство рынка обязательного страхования над добровольным. Хотя в последние годы наблюдается положительная динамика увеличения доли добровольного страхования. Наиболее активный рост в сфере добровольного страхования в
Беларуси отмечался в 2010 году.
Рост удельного веса
взносов в начале 2000х гг. объяснялся постепенным введением новых видов обязательного страхования. Во второй половине текущего десятилетия, после некоторых проведенных реформ, доля обязательного страхования в общем объеме страховых взносов снизилась и составила на 1 января 2013 года 51%.
В 2012 году по добровольным видам
страхования получено
25,1%; имущественного страхования
– 68,4%, страхования ответственности
– 6,5%. По обязательным видам
страхования получено
По итогам
2012 года рост страховых взносов
был зафиксирован во всех
Сборы по
добровольному имущественному
Существенное
место в добровольном
Информация о работе Страховой рынок и его социально-экономическое содержание