Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям. Страхование является необходимым элементом любой рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Содержание и структура страхового рынка………………………………….......6
2 Анализ страхового рынка Республики Беларусь на современном этапе……..15
3 Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………
Из представленных
выше показателей
За 2012 год
по добровольному страхованию
имущества юридических лиц
В структуре
поступлений по обязательным
видам страхования по прежнему
ведущее место занимает
Всего по
обязательному страхованию в 2012
году заключено 6 310 238 договоров. По
сравнению с 2011 годом количество
заключенных договоров
По данным
Главного управления
По состоянию
на 01.01.2013 собственный капитал страховых
организаций республики
Среднесписочная
численность работников
На 1 января
2012 г. индивидуальные рейтинги
В 2012 году
страхование от несчастных
В 2012 году
страхование от несчастных
За 2012 год
в целом по Республике
По данным Министерства финансов Республики Беларусь Белгосстрах из года в год занимает лидирующие позиции на рынке страховых услуг в Республике Беларусь. Доля Белгосстраха на рынке страховых услуг по страховым взносам и по страховым выплатам на 01.08.2013 представлена в ПРИЛОЖЕНИИ И.
Крупнейшая страховая компания Беларуси «Белгосстрах» собрала в 2012 году 2,136 трлн. руб. взносов, и получила по итогам года наибольшую чистую прибыль в размере 130,9 млрд. рублей. На втором месте по величине чистой прибыли в 2012 году оказалась компания «Стравита», занявшая 7-е место по величине сборов (153,9 млрд. рублей). При этом ее чистая прибыль составила 117,8 млрд.руб. То есть, компания показала очень высокую эффективность деятельности. Впервые в этом году в числе убыточных страховых организаций оказалось ЗАСО "БелИнгосстрах". По итогам января-мая убытки компании составили 373,8 млн. рублей [13].
Таким образом,
на данный момент в Республике
Беларусь функционирует 25 страховых
организаций с различными
3 Проблемы и
перспективы развития
Оценка современных тенденций развития страхового рынка Республики Беларусь свидетельствует о его возрастающей роли в системе социально-экономических и финансовых отношений. Это говорит о необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.
Однако несмотря на определенные положительные результаты, уровень важнейших макроэкономических показателей, характеризующих потенциал страхового рынка Республики Беларусь, остается низким. Существует целый ряд проблем, которые сильно тормозят развитие страхования в стране.
Во-первых, отрасль страхования в структуре ВВП Республики Беларусь занимает незначительную долю.
Так, по данным 2012 года удельный вес страховых взносов в ВВП страны составил 0,82 %. Для сравнения: в странах Европейского союза данный показатель колеблется от 5 % до 16 %. В странах Центральной и Восточной Европы он равен приблизительно 4 %. Как уже отмечалось во второй главе работы, показатель суммы страховых взносов, приходящейся на одного человека, в Республике Беларусь также низкий – 55 долларов США, что как минимум в 1,5 раза меньше, нежели в странах Центральной и Восточной Европы . Подобная дифференциация показателей по странам тесно связана с общеэкономическими процессами в нашем государстве. Как видим, очевидна необходимость повышения обеспеченности страховой защитой граждан и предприятий [23].
Во-вторых, страховой рынок Республики Беларусь имеет низкий уровень капитализации. Суть этой проблемы заключается в том, что страховые организации ограничены в возможности принимать на себя риски. Это приводит к нестабильности в сфере страхования.
В-третьих, как уже было сказано во второй главе работы, в Республике Беларусь по-прежнему преобладают обязательные виды страхования (более половины в структуре собранных страховых премий). На сегодняшний день, правда, разница между удельными весами обязательного и добровольного страхования составляет лишь 2 %. Причиной этому послужило введение массовых видов обязательного страхования, что доказало пользу страхования для каждого гражданина республики и стимулировало спрос на соответствующие услуги по видам добровольного страхования. Однако, объем спроса на страховые услуги по отношению к величине рисков, традиционно подлежащих страхованию, остается невысоким. Развитие добровольного страхования находится в зависимости от уровня платежеспособного спроса на страховые услуги, а его динамика будет определяться эффективностью реализации мер стимулирующего характера, принятых на уровне государства.
В-четвертых, на страховом рынке Республики Беларусь отсутствует свободная конкуренция между государственными и частными страховыми компаниями (в том числе с иностранным капиталом). В нашей стране недостаточно используются рыночные принципы и подходы в страховании. Следствием этого является завышение страховых тарифов, отсутствие стимулов к развитию прогрессивных страховых продуктов, недостаточно высокое качество предоставляемых услуг и оперативности обслуживания. Отмечается также невозможность включения в себестоимость затрат по многим добровольным видам страхования, что препятствует их развитию, а также лишает хозяйствующих субъектов возможности работать по международным стандартам. Все это свидетельствует о необходимости его либерализации. В контексте либерализации экономики в целом и страхового сектора в частности, правительство рассматривает возможность допустить к страхованию жизни иностранные компании. Для этого они должны будут стать резидентами страны и осуществлять инвестиции от аккумулированных премий на территории страны. Допускается возможность постепенной либерализации других сегментов страхования, однако пока никаких конкретных решений в данном направлении правительством не принято.
В-пятых, в республике неразвит сегмент долгосрочного страхования (страхования жизни). Он мог бы являться важным источником внутренних инвестиций для экономики страны.
И в-шестых, по-прежнему низкой остается уровень страховой культуры населения, руководства предприятий. В нашей стране ярко выражена недооценка возможности страхования как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привычка не оценивать последствия наступления возможных событий и готовность покрывать возникающие убытки за счет иных «традиционных» источников («собственный карман», прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т.п.). Причиной этому во многом является неустойчивость страхового законодательства, его слабая направленность на стимулирование развития страхования.
В целом, сдерживающими факторами развития страхового рынка Беларуси и отдельных его сегментов в последнее время стали замедление темпов роста экономики в 2009–2011 гг.; относительно высокий уровень инфляции; нестабильное финансовое состояние организаций, а также относительно невысокий уровень доходов населения; преимущественная компенсация государством ущерба, причиненного различными природными и техногенными катастрофами, вне зависимости от наличия договора страхования.
Таким образом, можно утверждать, что развитие страхового сектора не является приоритетным в существующей государственной политике, сектор развивается по остаточному принципу. Страхование пока не рассматривается как важная составляющая рыночной экономики, фактор экономической безопасности, источник необходимых инвестиционных ресурсов для экономики.
Как видим, в Республике Беларусь имеется достаточное количество проблем, характеризующих страховой рынок.
Итак, приоритетные направления развития страхового рынка с учетом устранения имеющихся недостатков на ближайшую перспективу определены в Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011–2015 годы. В ней отмечены основные мероприятия по повышению роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
В соответствии со стратегическими целями развития страхового рынка Республиканской программой по развитию страховой деятельности разработаны перспективные направления его совершенствования на ближайшее пятилетие.
В достижении намеченных целей важная роль отведена Белорусской ассоциации страховщиков. В частности, планируется повысить эффективность ее работы в объединении участников страхового рынка для тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, а также в разработке новых и внесении изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.
Информация о работе Страховой рынок и его социально-экономическое содержание