Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 03:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: сравнение банковских систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, с целью выявления схожих и различных признаков.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть основы банковских систем в России и США
- Проанализировать методы нормативно правового регулирования банковской системы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы банковской системы 5
1.1. Сущность и виды банковской системы в США И РОССИИ. 5
ЦБ и Федеральная Резервная Система. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование банковских систем 10
Глава 2. Анализ банковских систем США и России. 15
2.1. Особенности российской банковской системы. 15
2.2 Особенности банковской системы США 17
Глава 3. Совершенствование банковской системы США и России. 24
3.1. Новые подходы к совершенствованию банковской системы США и России. 24
3.2 Перспективы развития банковской системы России и США 28
Перспективы банковского сообщества в США 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Есть штаты, где открывать отделения или филиалы запрещено (Техас, Иллинойс и др., всего 15). Другие разрешают делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Каролина). В третьих сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних округах. С точки зрения регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:
Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают средства в депозиты (вклады до востребования и срочные), предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям. федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству) выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного кредита. Между коммерческой и трастовой деятельностью банков проходит “китайская стена”, информация, полученная одним отделом, не может передаваться в другой.
В отличие от коммерческих банков специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Как правило, можно выделить одну или несколько их основных операций. Эти институты доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. Важным направлением специализации банков является инвестиционная деятельность. Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству) посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных обязательств.
Классический тип инвестиционных банков характерен для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями). В настоящее время в США около 700 инвестиционных банков.
Банковская система России неидеальна, и требует усовершенствований, как, впрочем, и любая банковская система любой страны.
Западная двухуровневая банковская система для России не подходит. Она хороша в Англии или Люксембурге, но для крупных стран вообще непригодна. Ведь даже в США, фактически, имеет место отнюдь не двухуровневая, а многоуровневая банковская система. Для России тоже единственно приемлемой является многоуровневая банковская система с диверсифицированными связями.
Один из многочисленных подходов к совершенствованию банковской системы настаивает на том, что в банковскую систему должны быть встроены и отделения Сбербанка, причем их желательно расположить в самом низу банковской пирамиды для того, чтобы деньги физических лиц участвовали в депозитной мультипликации. А сама отдельная банковская система Сбербанка должна быть, естественно ликвидирована. Однако, по мнению авторов этой концепции организационную пирамиду Сбербанка надо сохранить, но не в виде многофилиальной банковской системы, а в виде банковской холдинговой структуры. Таким образом, совершенствование банковской системы России может происходить в рамках существующей банковской системы лишь изменением характера связей между банками.
Суть изменений,
согласно этому подходу, состоит в преобразовании
филиалов Банка России в самостоятельные
банки, т.е. изменение связи между Центральным
банком России и ее филиалами с филиальных
на корреспондентские. Филиалы превращаются
в самостоятельные территориальные банки,
причем каждой административно-
Формальными учредителями территориальных банков являются органы власти соответствующей территории, по организационной структуре это унитарные предприятия при соответствующем органе власти. Все доходы этих банков поступают в бюджет соответствующей территории.
Самый нижний этаж этой пирамиды составляют районные гражданские банки, в которые преобразуются соответствующие отделения Сбербанка РФ. Как единый банк Сбербанк РФ ликвидируется, на его месте создается банковский холдинг "Гражданские банки России", который осуществляет административное управление этими банками.
Деньги населения помещаются в самый низ банковской пирамиды и работают наиболее эффективно на всех уровнях этой пирамиды в соответствии с депозитной мультипликацией в многоуровневой банковской системе. При этом внутри банковской системы создается оборот денег. Деньги, получаемые физическими лицами в качестве зарплаты и личных доходов, сразу закачиваются на самый низ банковской пирамиды. Затем эти деньги тратятся в различных предприятиях, счета которых могут быть размещены в банках на самых различных уровнях этой пирамиды, а затем из этих банков снова в качестве зарплаты закачиваются на самый низ.
В территориальных банках могут размещать свои счета любые предприятия. В системе территориальных банков верхний банк дает страховку банкам нижнего уровня. Таким образом, размещение в этих банках максимально безопасно, но условия хранения и кредитования, видимо, будут менее выгодными, чем в коммерческих банках. Впрочем, ввиду того, что банки являются чисто счетными, надежность этой банковской системы чрезвычайно высока.
Коммерческие банки могут подключаться к иерархии территориальных банков на любом уровне, который они выбирают самостоятельно. Крупные банки, естественно, будут прикрепляться к территориальным банкам верхнего уровня, так как там можно получить большие кредиты, малые банки прикрепляются к нижним уровням иерархии, так как там выше проценты на депозит, меньше кредитные проценты. Все банки платят своим лоро-банкам как обычным клиентам по депозиту счета и снимают проценты по кредиту (овердрафту).
Денежные коммуникации в этой системе обладают максимальной экономичностью. Деньги района движутся через районный банк, деньги области — через областной банк и т.д.".
Таким образом, получается весьма стройная и надежная банковская система, которая наследует лучшие, а не худшие черты советской банковской системы и опыт самых передовых западных корреспондентских банковских систем. Важно также, что ни новых банков, ни каких-то существенных изменений в самих банках не требуется. Все банковские институты имеются, речь идет только об изменении связей между банками. Эта банковская система ставит в особое положение именно человека, именно деньги физических лиц играют в этой банковской системе особо важную роль, и их выгоды от ее создания будут наиболее ощутимыми.
Что касается путей совершенствования банковских систем в США, то следует сказать, что, в последние 10 лет в финансовом секторе экономики США происходили стремительные перемены. Следует отметить, что и до сих пор финансовая система находится в состоянии изменения. Существовавшее ранее законодательство довольно строго определяло задачи и виды деятельности, разрешенные различным финансовым учреждениям.
Например, коммерческие банки должны были открывать текущие счета и предоставлять ссуды предприятиям и потребителям. Функция ссудо-сберегательных ассоциаций сводилась к приему сберегательных вкладов и выдаче этих сбережений для ипотечного кредитования. Но усилившееся в последние годы давление конкуренции, а также дерегулирование и нововведения, взятые в совокупности, расширили функции различных финансовых институтов и размыли традиционные различия между ними. Мы уже показали, каким - изобретательным образом сберегательные учрежденния включились в банковские операции коммерчесних банков, обладая при этом преимуществом уплаты процента вкладчикам. Коммерческие банки ответили на это выделением автоматических счетов трансфертных услуг, которые позволили им обойти юридический запрет на уплату процента на чековые счета. Банки и сберегательные учреждения вторглись так же в сферу деятельности маклерских фирм и страховых компаний. В свою очередь, нефинансовые фирмы, такие, как «Сиарс», распространили свою активность на банковскую и финансовую область. Создавались банковские холдинг-компании, позволяющие управлять несколькими формально самостоятельными банками как единым целым и, таким образом, обходить юридические ограничения на систему банковских филиалов.
Несмотря на существующий механизм контроля, и мониторинга в деятельности банков США, существует высокий показатель непредсказуемых банкротств и ликвидации банков. Это вызывает финансовые кризисы, недовольство и недоверие к системе в целом, а в частности, к власти, менеджменту, внешним независимым аудиторам.
Современные предложения американских экономистов по совершенствованию системы банковского регулирования в США включают:
Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.
Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.
Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.
Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.
Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.
Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики – от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики – золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.
Информация о работе Сравнительный анализ банковской системы России и США