Сравнительный анализ банковской системы России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 03:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: сравнение банковских систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, с целью выявления схожих и различных признаков.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть основы банковских систем в России и США
- Проанализировать методы нормативно правового регулирования банковской системы

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы банковской системы 5
1.1. Сущность и виды банковской системы в США И РОССИИ. 5
ЦБ и Федеральная Резервная Система. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование банковских систем 10
Глава 2. Анализ банковских систем США и России. 15
2.1. Особенности российской банковской системы. 15
2.2 Особенности банковской системы США 17
Глава 3. Совершенствование банковской системы США и России. 24
3.1. Новые подходы к совершенствованию банковской системы США и России. 24
3.2 Перспективы развития банковской системы России и США 28
Перспективы банковского сообщества в США 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

курсач диана (1).docx

— 71.11 Кб (Скачать)

- Постановление Правительства  РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях  антимонопольного контроля на  рынке финансовых услуг и об  утверждении методики определения  оборота и границ рынка финансовых  услуг финансовых организаций"9;

- Распоряжение Правительства РФ  от 2 апреля 2002 г. N 454-р О прекращении  участия федеральных государственных  унитарных предприятий и федеральных  государственных учреждений в  уставных капиталах кредитных  организаций10

Что касается Соединенных Штатов Америки, то следует отметить, что в этой стране на протяжении многих лет создавалась широкая система контроля и регулирования деятельности банков на федеральном уровне и на уровне штатов. В основу регулирования банковской деятельности в США положены два принципа:

Первый принцип — обеспечение устойчивости и предотвращение крахов кредитных институтов. С этой целью осуществляются два типа регулирования:

- законодательно ограничены операции  банков с повышенным риском и снижением ликвидности путем установления, например, предельной суммы кредита одному заемщику;

- в 1934 г. учреждена общенациональная  система страхования банковских депозитов с целью предотвращения массового изъятия вкладов.

Второй принцип — ограничение концентрации капитала в немногих банках и недопущение монопольного контроля над денежным рынком. Этот принцип основан на ограничении концентрации банковского капитала, а также поддержании конкуренции и соперничества на денежном рынке. С этой целью установлены территориальные ограничения на открытие банками отделений в пределах одного штата, введен контроль ФРС за созданием холдинговых компаний, а также установлен контроль различных органов за банковскими слияниями.

В результате столь строгого законодательства в США в отличие от западноевропейских стран сохранилась внешне децентрализованная и раздробленная банковская система. В частности, сохранилось множество бесфилиальных банков: из 15,5 тыс. банков 7 тыс. не имеют отделений.

Надзор за деятельностью банков в США осуществляет одна из самых сложных систем контрольных органов, которая включает раздельный контроль за двумя группами банков, а именно:

- система национальных банков  подчиняется федеральным властям  — контролеру денежного обращения (г. Вашингтон);

- система банков штатов, которая  находится под юрисдикцией отдельных штатов.

Кроме того, надзор за деятельностью банков в США осуществляют Федеральная резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация за страхованием депозитов (ФКСД), членами которой являются 98% банков страны.Федеральная резервная система контролирует деятельность 1056 штатных банков-членов, которые находятся в прямом ее подчинении, а также деятельность 5,6 тыс. холдингов с 8,8 тыс. дочерних банков.

Кроме этих органов надзора за деятельностью банков в США, они находятся также под влиянием решений Министерства юстиции по вопросам слияний и банковских холдингов, Комиссии по биржам и ценным бумагам (допуск на биржу и эмиссия акций), Федеральной торговой комиссии и др.

Имеются также и неправительственные органы контроля за деятельностью кредитных институтов: Американская ассоциация банкиров, Ассоциация независимых банков, комитеты клиринговых палат разных городов и др. Задачей этих неправительственных органов контроля является разработка стандартов обслуживания клиентуры, решение технических вопросов осуществления банковских операций, контакты с Конгрессом и прессой.

 

2. Анализ банковских систем США  и России.

2.1. Особенности  российской банковской системы.





 





Рис. 1. Банковская система России

Принятая в 1990 концепция разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой потребовала новой схемы банковской системы, основанной на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно такая схема принята в мировой, западной практике, где наряду с центральным банком действуют многочисленные частные и государственные кредитные институты. Банковская система, состоящая, с одной стороны, из центрального эмиссионного банка (банка банков), не обслуживающего клиентов (за исключением других банков), и с другой стороны, деловых (коммерческих) банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. Данная практика соответствует задачам создания нового экономического механизма России, и она была реализована.

Разделение банковских функций дало возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточиться на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой деятельности.

Что касается коммерческих банков, то они находятся ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность. Они могут оперативнее решать конкретные задачи, которые возникают перед ними в процессе хозяйственной деятельности.

В России был создан также Сберегательный банк с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности в интересах вкладчиков банка и развития народного хозяйства. Банк занимается кредитно-платежным обслуживанием хозяйственных структур, осуществляет валютные операции по расчетам клиентов с иностранными партнерами. С переходом страны к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбережений населения в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения средств производства и самостоятельной предпринимательской деятельности.

В современных условиях развития экономических методов хозяйствования роль банков значительно повысилась, они стали центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, необходимым звеном управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих банковские операции. Для сравнения отметим, что США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет—с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.

В России в настоящее время функционируют разнообразные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

 

 

Таким образом, можно выделить следующие особенности банковской системы России.

Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом кредитных организаций. Однако перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационном плане. Коренное же изменение качественных показателей работы банков, их отношений с предприятиями, организациями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. В сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами это обстоятельство является крупным тормозом на пути успешного функционирования большинства банков. В результате за последние годы свое существование прекратило больше банков, чем было создано новых, а общая численность коммерческих банков существенно сократилась. Это значит, что динамику создания и прекращения деятельности коммерческих банков в настоящее время можно оценить как завершение экстенсивного этапа развития банковской системы.

Несмотря на быстрый рост банков, общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и отдаленных районах. Практически отсутствуют некоторые виды банков. В частности, только начинают зарождаться инвестиционные, ипотечные и муниципальные банки, поскольку для их создания отсутствует правовая база.

2.2 Особенности банковской системы США

 

Банковская система США является одной из крупнейших банковских систем в мире, состоящей из 7830 банков с совокупными активами в 13220 млрд. $ (по состоянию на 2 квартал 2010 года). На долю коммерческих кредиторов (4265) и международных банков (4) приходится 56% от общего числа активов, что является самым низким показателем в глобальном масштабе. В этом секторе занято чуть более 2 миллионов человек.

В начале XX в. в США имелось не менее 5 тыс. эмиссионных банков (так называемые национальные банки), каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из них был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (хотя они и не были законными платежными средствами). Все эти банки находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения. Даже эта короткая справка позволяет видеть, что еще в начале текущего столетия в США банковская система просто отсутствовала. Центральный банк то возникал, то прекращал свою деятельность (первый Банк Соединенных Штатов получил чартер, или лицензию, от Конгресса в 1791 г. сроком на 20 лет, второй Банк Соединенных Штатов - в 1811 г.). Дело в том, что эта страна очень долго и мучительно шла к единой денежной системе. В настоящее время банковская система США состоит из следующих основных элементов:

  • Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка страны;
  • коммерческие банки;
  • инвестиционные банки;
  • сберегательные банки;
  • ссудо-сберегательные ассоциации;
  • почтовые сберегательные кассы;
  • финансовые компании;
  • кредитные кооперативы;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды;
  • фонды социального страхования;
  • общества взаимного кредита;
  • институты страхования депозитов и пр.

Рис.2. Организационная структура ФРС США

Следует отметить, что в банковской системе США немалую роль традиционно играют небольшие (так называемые общинные) коммерческие банки. Знакомо американцам и понятие “уполномоченного банка”. В чистом виде, вероятно, единственным уполномоченным банком Америки является так называемый Эксимбанк США (Export-Import Bank of the United States, или сокращенно EXIM). Фактически это полностью контролируемый правительством США банк, выполняющий роль ведущего федерального агентства по стимулированию за счет средств государственного бюджета американского экспорта в другие страны. Несмотря на свое имя, этот банк не имеет ничего общего с импортом. Его задача - максимально эффективно использовать выделяемые правительством бюджетные фонды и имеющиеся собственные средства для поддержки экспортных фирм США путем предоставления им страхования по экспортным кредитам или прямых экспортных кредитов. Задачи, которые выполняет Эксимбанк, можно свести к трем основным направлениям: принять на себя некоторые риски, связанные с экспортом товаров и услуг; предоставить финансирование иностранным покупателям американской продукции и услуг в том случае, когда они не могут получить его в обычных коммерческих банках; помочь американским экспортерам успешно конкурировать на мировых рынках с экспортерами других развитых стран. Данный вид банков не имеет аналогов в российской практике.

Что касается уникальных особенностей американской банковской системы, то они следующие. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских корпораций. Целями образования ФРС были создание здорового экономического климата в стране, поддержка банков и контроль за их деятельностью. Совет управляющих ФРС состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом Конгресса на срок 14 лет. Один из членов Совета назначается председателем Совета на срок 4 года. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками - членами ФРС являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 14 тыс.), на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов. Банки - члены ФРС - это наиболее крупные частные коммерческие банки. Они являются акционерами и одновременно клиентами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный капитал 6-процентный дивиденд.

В своей функции “банка банков” ФРС осуществляет всестороннее обслуживание банков-членов. Федеральные резервные банки являются держателями депозитов последних. Эти депозиты - основная часть всех определенных законом резервов банков-членов. В настоящее время наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как свидетельствуют американские специалисты, процесс длительный, эволюционный. ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 млрд. до 20 млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих. Право “чеканить монету” и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее - Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. По своей структуре ФРС представляет собой довольно сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена. Повседневную оперативную связь с коммерческими банками осуществляют федеральные резервные банки, каждый из которых возглавляется правлением директоров. В правлениях широко представлены крупные банки и промышленные компании. Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков - членов ФРС. Банки в США двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что часть коммерческих банков (национальные банки) лицензируются, контролируются и надзираются федеральным правительством, а другая их часть - властями отдельных штатов. Первые - это члены, вторые - не члены ФРС. При этом банки сами определяют свою юрисдикцию то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. Подобной практики нет не только в других странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. И это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными).

Информация о работе Сравнительный анализ банковской системы России и США