Современная кредитно-финансовая политика государства, ее значение, содержание, сущность, цели, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет кредитно-финансовая система в жизнедеятельности общества.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Без кредитно-финансовой системы невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Оглавление

Введение………………………………………….….…………………3
Теоретико-методологические основы кредитно-финансовой политики..……………………5
Понятие кредитно-финансовой политики, её цели и значение…………………………………………………..…..5
Механизмы и инструменты кредитно-финансовой политики............................10
Содержание кредитно-финансовой политики России……………………………………………………………15
Проблемы реализации кредитно-финансовой политики России на современном этапе развития ……………….…15
Направления совершенствования кредитно-финансовой политики РФ ……………………..………………..……….24
Заключение…………………………………………………………..30
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы российская кредитно-финансовая система смогла отвечать всем этим требованиям, ей нужны деньги. Их следует брать из трех основных источников: это средства государства и различных фондов (Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, Фонда реформирования ЖКХ, Пенсионного фонда, ГК «Роснанотех»), капитализация активов (земля, недра, недвижимость) и средства населения. Причем для использования средств второго источника необходимо содействовать четкому оформлению прав собственности и совершенствовать залоговое законодательство, а из третьего – использовать механизм «вмененных сбережений» (типа ОСАГО), укреплять доверие населения к финансовой системе, развивать систему страхования вкладов и т.д32.

Важную роль в обеспечении кредитно-финансовой системы РФ деньгами должна сыграть стратегия развития кредитно-финансового рынка РФ до 2020 года.

Документ, подготовленный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), включает в себя несколько блоков. Одной из важных целей стратегии является формирование в России конкурентоспособного, самостоятельного финансового центра.

В рамках повышения емкости  и прозрачности финансового рынка  РФ предусмотрено внедрение механизмов, обеспечивающих защиту розничных инвесторов, меры по развитию производных финансовых инструментов и секьюритизации финансовых активов. В рамках этого же направления предлагается разработать порядок предложения финансовых услуг розничным инвесторам и систему информирования граждан о возможностях инвестирования на российских финансовых рынках33.

В рамках блока по обеспечению  эффективной работы биржевых инструментов планируется совершенствовать систему  нормативно-правового регулирования  биржи, в частности установить к  бирже более высокие по сравнению с другими торговыми субъектами требования, особенно в части гарантий исполнения сделок. В целом ФСФР предлагает заметно расширить полномочия бирж.

Стратегия содержит ряд  позиций, касающихся налоговой политики в отношении участников финансовых рынков. Предлагаемые ФСФР меры затрагивают расчеты НДС при операциях на финансовых рынках, налог на прибыль для участников финансовых рынков, а также налог на доходы физических лиц-инвесторов.

Также в стратегии  прописан блок мер по совершенствованию госрегулирования на финансовых рынках. Предлагается закрепить в законодательстве требования к саморегулируемым организациям (СРО) и унифицировать стандарты деятельности на финансовых рынках. В документе говорится, что правительству необходимо разработать 18 законопроектов в течение 2009г., касающихся работы финансовых рынков. В частности, речь идет о регулировании деятельности инвестконсультантов, об изменениях в законодательство о секьюритизации финансовых активов, а также проекте федерального закона о клиринге и клиринговой деятельности34.

В качестве меры по стимулированию розничных инвесторов в работе на рынке ценных бумаг предполагается создать общенациональную компенсационную  систему для розничных инвесторов. В рамках этой системы будет создан накопительный фонд. Его сформируют профессиональные участники рынка за счет регулярных взносов при участии государства. В дополнение ФСФР считает необходимым создать добровольную систему компенсаций. Она может быть сформирована за счет взносов саморегулируемых организаций.

Также стратегия предусматривает  создание целого класса новых финансовых инструментов для квалифицированных  инвесторов. При этом требования к  профессиональным участникам рынка, в  первую очередь, к брокерам, будут повышены.

Наряду с этим, развивая в целом кредитно-финансовую систему страны, следует развивать и каждый из ее сегментов. Это касается, в том числе и банковского сектора, для повышения конкурентоспособности которого необходимо внедрять новые инструменты, такие как финансовые фьючерсы, опционы, портфельный менеджмент, проектное финансирование, электронный банкинг и электронные деньги, секъюритизация и проч. 

Кроме того, важно развивать  рынки, дополняющие банковский: рынок  синдицированного кредитования, рынок  корпоративных облигаций, рынок межбанковского кредитования и проч.

Отметим, что для эффективного развития финансово-кредитной системы  РФ нужно применять «нестандартные решения», к которым можно отнести, в частности, обязанность «дочек»  иностранных банков, проработавших  некоторое время в России, выходить на IPO именно здесь.

В целом, в современных условиях государство должно особое внимание уделять развитию различных кредитно-финансовых институтов и отношений, разрабатывая продуманную и взвешенную кредитно-финансовую политику, включающую следующие направления:

  • повышение уровня финансового развития и финансовой глубины экономики (степени монетизации ВВП, суммы внутреннего кредита и капитализации рынка ценных бумаг), способствующее росту конкурентоспособности финансовой системы до уровня, сопоставимого с финансовыми системами развитых стран;
  • переход к новым инструментам денежно-кредитного регулирования, обеспечивающим спрос экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности за счет рефинансирования банков Банком России;
  • стимулирование сбережений населения и предприятий, рост нормы накопления при переориентации финансовой политики на цели модернизации и развития;
  • снижение регулятивных издержек и налоговой нагрузки, использование значимых инновационно-инвестиционных налоговых стимулов, ориентированных на содействие модернизации экономики;
  • концентрация усилий на устранение структурных диспропорций в финансовой сфере и деформаций финансовой системы;
  • увеличение бюджетных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений инновационного развития экономики, повышение эффективности бюджетных расходов;
  • реструктуризация и укрепление кредитно-финансовой системы, совершенствование ее регулирования, контроль за системными рисками.

 

Заключение

 

В заключение курсовой работы можно сделать вывод, что кредитно-финансовая политика – это политика, направленная на обеспечение стабильности цен, полной занятости, экономического роста и развития, макроэкономической эффективности, справедливого распределения доходов и богатств.

Кредитно-финансовая политика государства реализует следующие цели:

    • предоставление общественных благ;
    • перераспределение доходов или богатства;
    • стабилизация экономики.

Достижение целей кредитно-финансовой политики государства возможно благодаря  её механизму. Механизм кредитно-финансовой политики – это достаточно динамичный способ управления финансами. Кредитно-финансовый механизм включает в себя три крупных элемента: финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. Они используют для реализации своих задач определенный инструментарий, состоящий из видов, форм, методов организации финансовых отношений.

В тоже самое время кредитно-финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. С этой точки зрения основными ее элементами являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная, таможенная политика.

Развитие финансово-кредитной  системы РФ отличается сложным и  противоречивым характером, наличием проблем во всех его секторах: финансах домашних хозяйств, финансах государственного, реального и банковского сектора. Сложившаяся ситуация в кредитно-финансовой системе РФ обусловлена во многом непродуманной кредитно-финансовой политикой государства. В курсовой работы было выявлено, что отсутствие у Банка России эффективных монетарных механизмов абсорбации избыточной ликвидности, подчинение ДКП задачам государственной бюджетной политики не позволяет достичь намеченных уровней по темпам инфляции и обменному курсу рубля. Реализация мер денежно-кредитной политики в настоящее время в значительной мере определятся налогово-бюджетной политикой Минфина России и носит дискреционный характер.

Наличие перечисленных  проблем обуславливает необходимость  модернизации финансово-кредитной политики РФ.

В сложившихся условиях совершенствование финансово-кредитной политики России в русле обеспечений адекватности финансово-кредитной системы задачам экономического роста должна исключать копирование монетарной политики, соответствовать основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития на перспективу. Основными финансово-кредитными факторами поддержания темпов экономического роста должны стать доступность кредитных ресурсов и качество финансовых ресурсов. При этом необходимо ускорять процессы укрепления и роста банковской капитализации.

В заключение курсовой работы можно сделать вывод, что научно обоснованная кредитно-финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения кредитно-финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

 

 

Список  использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. №4. ст. 445.
  2. Бюджетный  кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ. – М.: Юрист, 2012.
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1  «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 492.
  4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013-2014 гг. // http: //www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012(2013-2014).pdf
  5. Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.)» / под ред. Миркина Я.М. – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2010.
  6. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности // Банковское дело. 2011. №12.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2011.
  8. Барулин С.В. Финансы. – М.: КНОРУС. 2009.
  9. Всяких Ю.В. Трансформация денежно-кредитной политики государства в посткризисных условиях // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 3.
  10. Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы. Библиотека Exsolver. URL: http: //exsolver.narod. ru/Books/Fininvest/Finance/c8.html.
  11. Гришанков Д. Экономике РФ нужна более развитая финансовая система // http://www.fintools.ru.
  12. Гусейнова А.А. Эволюция теоретических взглядов на финансовую политику // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 11.
  13. Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления // Финансы и кредит. 2012. №8.
  14. Игонина Л.Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции // Финансы и кредит. 2012. №3.
  15. Красавина Л.Н., Абрамова М.А. Проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014гг.»: мнения экспертов // Банковское дело. 2011. №12.
  16. Кузулгуртова А.Ш. Понятие, содержание и сущность государственной финансовой политики.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. №5.
  17. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. Конспект лекций. URL: http: //polbu.ru/ litovskih_finmanage/ch 15_i.html
  18. Масгрейв Ричард А., Масгрев Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас. 2009
  19. Мищенко С.В. Механизмы координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2.
  20. Ржевская Т.Г. Финансовая система и финансовая политика России в эволюционном аспекте // Экономические науки. 2011. № 80.
  21. Сабитова Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей // Финансы и кредит. 2010. №27.
  22. Сенчагов В.К. Цели, приоритеты, риски модернизации финансовой системы России.// Федерализм. 2012. №2.
  23. Щербина О.Ю. Финансовый рынок: концепции перспектив развития // Экономические науки. 2010. № 1.
  24. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  25. Финансы/Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: ЮРАЙТ, 2009.
  26. Финансовая политика: учеб. пособие / под ред. М.В. Васильева, Н.А. Малий, JI.В. Перекрестова. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.

1 Масгреив Ричард А., Масгрев Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. - М.: Бизнес Атлас. 2009. С.20

2 Гусейнова А.А. Эволюция теоретических взглядов на финансовую политику.// Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 11. С. 81

3 Масгреив Ричард А., Масгрев Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. - М.: Бизнес Атлас. 2009. С.21

4 Сабитова Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей.// Финансы и кредит. 2010. №27. С.12

5 Там же

6 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2011.  - С.112

7 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2010.  - С.182

8 Там же

9 Гусейнова А.А. Эволюция теоретических взглядов на финансовую политику.// Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 11. С. 83

10 Кузулгуртова А.Ш. Понятие, содержание и сущность государственной финансовой политики.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. №5. С.44

11  Барулин С.В. Финансы. - М.: КНОРУС. 2009. С.640.

12 Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы. Библиотека Exsolver. URL: http://exsolver.narod. ru/Books/Fininvest/Finance/c8.html.

13 Барулин С.В. Финансы.  - М.: КНОРУС. 2009. С.641.

14 Литовских А. М. Финансовый менеджмент. Конспект лекций. URL: http://polbu.ru/ litovskih_finmanage/ch 15_i.html.

15 Финансовая политика: учеб. пособие / под ред. М. В. Васильева, Н. А. Малий, JI. В. Перекрес- това. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. С. 220

16 Кузулгуртова А.Ш. Понятие, содержание и сущность государственной финансовой политики.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. №5. С.45

17 Финансы / Под ред. М.В. Романовского и др. - М.: ЮРАЙТ, 2009. – С.23.

18 Там же.

19 Игонина Л.Л. Модернизация финансовой системы России: задачи, императивы, тенденции.// Финансы и кредит. 2012. №3. С. 2

20 Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика банка России в 2012-2014гг.: намерения и возможности.// Банковское дело. 2011. № 12. С. 27

21 Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности.// Банковское дело. 2011. № 12. С. 28.

22 Красавина Л.Н., Абрамова М.А.  Проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014гг.»: мнения экспертов// Банковское дело. 2011. № 12,. С. 35

23 Красавина Л.Н., Абрамова М.А.  Проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014гг.»: мнения экспертов// Банковское дело. 2011. № 12,. С. 36

24 Всяких Ю.В. Трансформация денежно-кредитной политики государства в посткризисных условиях.// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 3. С. 87

Информация о работе Современная кредитно-финансовая политика государства, ее значение, содержание, сущность, цели, задачи