Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет кредитно-финансовая система в жизнедеятельности общества.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Без кредитно-финансовой системы невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Введение………………………………………….….…………………3
Теоретико-методологические основы кредитно-финансовой политики..……………………5
Понятие кредитно-финансовой политики, её цели и значение…………………………………………………..…..5
Механизмы и инструменты кредитно-финансовой политики............................10
Содержание кредитно-финансовой политики России……………………………………………………………15
Проблемы реализации кредитно-финансовой политики России на современном этапе развития ……………….…15
Направления совершенствования кредитно-финансовой политики РФ ……………………..………………..……….24
Заключение…………………………………………………………..30
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………32
Избирательный спрос банков на механизмы рефинансирования препятствует их использованию ЦБ РФ для регулярного управления ликвидностью в банковской системе, а при проведении процентной политики учету тенденции, складывающейся на мировых рынках денег и капиталов. Как результат – наиболее эффективные российские компании и финансовые институты предпочитают привлекать нужное им финансирование не на российском рынке, а за рубежом.
Подчинение процентной
политики ЦБ РФ интересам бюджета, а
также неэффективность
Во многом валютная политика в России в предстоящий среднесрочный период будет опираться на прежние установки. В настоящее время она направлена на решение трех основных задач:
а) удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты;
б) сокращение прямого вмешательства в процесс курсообразования;
в) подготовка субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса23.
Однако реализация перечисленных задач, являющихся внутренне противоречивыми, будет усиливать неопределенность в отношении возможных направлений динамики обменного курса рубля. А это, в свою очередь, будет укреплять дискреционный характер ДКП и вселять неуверенность хозяйствующих субъектов в национальной валюте.
В качестве наиболее серьезных можно выделить три важные проблемы.
1.Банк России уже
несколько лет объявляет о
намерениях перейти (
Центральный банк продолжает использовать валютный канал как основной канал предложения денег. В условиях создания в Москве международного финансового центра, контроля над инфляцией и перевода российской экономики на инновационный путь развития он заинтересован в укреплении обменного курса рубля.
Но для ограничения притока в страну спекулятивного капитала, стимулирования развития экспортных отраслей, снижения затрат на обслуживание внешнего долга крупнейших российских компаний (а также Правительства РФ и субъектов Федерации), поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса Банк России вынужден периодически понижать обменный курс рубля, и в этом плане он заинтересован в таргетировании обменного курса. Таким образом, в силу двойственности задач, стоящих перед Банком России, он, по сути, скрывает, что на практике будет вынужден продолжить политику режима «мягкой привязки» (soft pegs) обменного курса рубля.
2.В сфере валютных интервенций:
а) Банк России берет на себя обязательство снизить лишь прямое вмешательство, но ничто не мешает ему проводить на валютном рынке скрытые интервенции, используя для этих целей, например, Сбербанк РФ или ВТБ;
б) продолжая использовать механизм плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины, Банк России признает, что намерен и в будущем проводить валютные интервенции (операции покупки / продажи иностранной валюты), тем самым фактически подтверждая приверженность таргетированию валютного курса;
в) с одной стороны, Центральный банк предполагает проводить валютные интервенции «в заранее установленных объемах и интервалах», а с другой – формировать рыночные тенденции курсовой динамики, хотя эти задачи изначально противоречат друг другу24.
3.Банк России полагает,
что в предстоящий период
Одновременно подчеркивается,
что в среднесрочной
а) неопределенностей развития ситуации на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе;
б) вероятного сокращения положительного сальдо внешнеторгового баланса;
в) неясностей динамики потоков трансграничных капиталов.
Эти тенденции, по сути, означают, что, с одной стороны, Банк России видит основания для укрепления рубля, а с другой – не исключает возможностей для его девальвации. Поэтому, на наш взгляд, валютная политика Банка России в 2013-2015 гг. не претерпит серьезных изменений, она по-прежнему будет носить непоследовательный и противоречивый характер.
В рамках развития банковского сектора в настоящее время и предстоящий среднесрочный период Банк России предполагает осуществить ряд мероприятий, которые сведены в три самостоятельных раздела:
Из перечисленных направлений ДКП к мероприятиям, которые действительно могут повлиять (хотя их реалистичность вызывает сомнения) на трансформацию национальной банковской системы и банковского надзора, можно отнести лишь:
а) формирование более крупных банковских структур за счет стимулирования консолидации и повышения капитализации кредитных организаций;
б) переход от экстенсивной к интенсивной модели развития российских банков;
в) развитие процессов диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий и совершенствованием банковского регулирования;
г) создание риск-ориентированного надзора, включающего факторы снижения системных рисков26.
Но указанных направлений ДКП, их явно недостаточно. За рамками остались ключевые вопросы, затрагивающие реформы всей структуры национальной банковской системы, развития регионального сектора, способного оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, функционирующим на региональном и местном уровнях российской экономики.
Мероприятия по совершенствованию финансовых рынков Банком России сгруппированы в шесть самостоятельных направлений. Большинство из них носит рекомендательный характер и связано, как правило, с его участием в тех или иных мероприятиях. Например, участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность и круг обязанностей по организации биржевой торговли. Это прописано и в прошлом Документе, однако они так и не были реализованы.
Мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ в 2012-2014 гг., «направленные на укрепление финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности», также невозможно оценить. Из текста следует лишь, что «основные мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы Банка России будут осуществляться в рамках разработки Стратегии развития национальной платежной системы, создания национального стандарта осуществления безналичных расчетов и совершенствования системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России».
Следует особо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика Банка России тесно связана с бюджетной политикой РФ. При реализации ДКП в настоящее время учитывается, что государственная бюджетная политика направлена на постепенное сокращение бюджетного дефицита, регулирование избыточной ликвидности происходит по бюджетному каналу абсорбирования средств. Тем самым, можно говорить о тесной взаимосвязи между монетарной и фискальной политикой, а с другой, вновь ставит ДКП в зависимость от задач бюджетной политики. В частности, в 2012 году бюдежтная политика носит расширительный характер, что подтверждают меры по увеличению социальных трансфертов и военного заказа в 2012 г27.
В заключение параграфа можно сделать вывод, что отсутствие у Банка России эффективных монетарных механизмов абсорбации избыточной ликвидности, подчинение ДКП задачам государственной бюджетной политики не позволяет достичь намеченных уровней по темпам инфляции и обменному курсу рубля.
Реализация мер денежно-
2.2 Направления совершенствования кредитно-финансовой
политики РФ
В настоящее время, по мнению многих аналитиков, российская финансово-кредитная система достаточно слаба и не отвечает задачам развития экономики, в том числе заявленным в «Стратегии 2020». Действительно, российская финансово-кредитная система по своим масштабам не соответствует уровню развития экономики страны, более того, она находится в сильной зависимости от внешних рынков, в том числе и в результате значительных кредитных заимствований. Совокупные активы финансового сектора экономики РФ составляют лишь 60% ВВП, что крайне мало даже по меркам развивающихся стран28.
Указанное определяет необходимость
модернизации финансово-кредитной
системы Российской Федерации, под
которой понимается переход от сырьевой,
спекулятивной и волатильной
модели к качественно новой финансово-
Для эффективного развития финансового сектора необходимо выработать четкий комплекс мер, которые должны быть направлены на достижение основной цели – обеспечение экономического роста и социальной стабильности, а также суверенитета и конкурентоспособности российской экономики.
В среднесрочной перспективе развития российской финансовой системы важно также учесть, что она является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками.
В будущем прогнозируется сохранение зависимости динамики российского финансового рынка от движения цен на зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов29.
В среднесрочной перспективе будет продолжена глобализация финансов, сформируется мультиполярная финансовая архитектура при сохранении доминирующей роли англо-саксонской модели, увеличатся финансовая глубина и секьюритизация мировой экономики, будет развита международная система финансового регулирования. Для России это означает возможность длительной, пронизанной рисками трансформации своего статуса как сырьевой экономики, теряющей технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, поддерживающей затратную военную инфраструктуру, в новую индустриальную экономику, обеспечивающую устойчивый экономический рост, национальную безопасность, в т.ч. за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни.
Аналитиками прогнозируется,
что посткризисное
Хотя основой выбора модели финансового рынка для России в 90-е годы прошлого века стала англо-саксонская модель, сверхконцентрированная структура собственности, огосударствленная природа российского капитализма, международная практика развивающихся рынков указывают на то, что в России должна существовать смешанная модель финансовой системы. Прогнозируется, что в этом качестве она будет существовать в 2012 – 2015 гг. и в более отдаленной перспективе31.
В сложившихся условиях
среди основных требований, которым
должна отвечать развитая финансовая
система РФ в долгосрочной перспективе,
в частности, удовлетворение потребностей
экономики в длинных