Современная кредитно-финансовая политика государства, ее значение, содержание, сущность, цели, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет кредитно-финансовая система в жизнедеятельности общества.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Без кредитно-финансовой системы невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Оглавление

Введение………………………………………….….…………………3
Теоретико-методологические основы кредитно-финансовой политики..……………………5
Понятие кредитно-финансовой политики, её цели и значение…………………………………………………..…..5
Механизмы и инструменты кредитно-финансовой политики............................10
Содержание кредитно-финансовой политики России……………………………………………………………15
Проблемы реализации кредитно-финансовой политики России на современном этапе развития ……………….…15
Направления совершенствования кредитно-финансовой политики РФ ……………………..………………..……….24
Заключение…………………………………………………………..30
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Таким образом, кредитно-финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

1.2 Механизмы и инструменты кредитно-финансовой политики

 

Реализация целей и задач кредитно-финансовой политики государства осуществляется через комплекс различных инструментов воздействия на систему финансов страны. Как правило, комплекс данных инструментов обобщенно называют механизмом финансовой политики.

Механизм кредитно-финансовой политики – это достаточно динамичный способ управления финансами. В зависимости от изменения внешней и внутренней среды он требует изменения своей структуры, совершенствования в целом или отдельных своих элементов, методов и инструментов. Необходимым условием для подобного совершенствования является определение сущности и составляющих элементов кредитно-финансового механизма. Изучение построения, содержания механизма финансовой политики позволяет выделить рычаги воздействия государства на финансовые отношения, определить наилучший вариант управленческих решений в области финансов для осуществления запланированной финансовой тактики и стратегии. В связи с этим вопрос построения механизма финансовой политики и определения его элементов имеет немаловажное значение для государства10.

Фундаментальные основы кредитно-финансового механизма (особенно государственного и муниципального) и корректировка его элементов в большей или меньшей степени регламентируются нормами публичного финансового права и закономерностями частно-хозяйственных финансов. Финансовый механизм приводит в действие систему финансов в соответствии с принятой государством концепцией финансовой политики. Следовательно, по его эффективности можно судить о степени соответствия данной концепции сложившейся социально-экономической ситуации в стране и наоборот.

Кредитно-финансовая политика государства направлена на управление финансовыми ресурсами страны. Поскольку движение финансовых ресурсов и доходов носит двусторонний характер, можно выделить механизм формирования финансовых ресурсов и механизм их использования. Различаются они не только спецификой форм, методов и инструментов, но и целевой установкой. Целью механизма формирования финансовых ресурсов является полноценное финансовое обеспечение органов публичной власти и хозяйствующих субъектов. В свою очередь механизмы использования финансовых ресурсов направлены на результативное и эффективное их расходование11.

Посредством элементов кредитно-финансового механизма государство осуществляет регулирование финансовых отношений, т. е. финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений. Ввиду большого разнообразия таких отношений структура финансового механизма является достаточно сложной. В нее входят различные элементы, соответствующие вариативности финансовых отношений.

Таким образом, множественность  финансовых взаимосвязей определяет большое  количество элементов механизма  финансовой политики.

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу структуры элементов финансового механизма. В.В. Глущенко, В.Н. Чехунов выделяют следующие основные элементы: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль12.

Экономист В. Барулин  выделяет три элемента финансового  механизма, созвучные функциям управления финансами: финансовое планирование; финансовое регулирование; финансовый контроль13.

По мнению А.М. Литовских, в структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы; финансовые рычаги; правовое обеспечение; нормативное обеспечение; информационное обеспечение14.

Однако большинство  ученых придерживаются точки зрения, согласно которой элементы финансового механизма включают в себя все многообразие видов, форм, методов организации финансовых отношений15.

Представляется, что отнесение видов, форм, методов организации финансовых отношений к отдельным элементам финансового механизма не совсем оправданно, поскольку они функционируют лишь относительно самостоятельно, являясь одновременно взаимосвязанными и взаимозавиимыми. Финансовый механизм призван регулировать финансовые отношения, которые имеют, как уже отмечалось, многосторонний характер. Виды, формы, методы организации финансовых отношений регулируют лишь конкретную сторону финансовых отношений, выступая, таким образом, своеобразным инструментарием в рамках определенного элемента регулирования.

Следовательно, виды, формы, методы организации финансовых отношений изменяются в зависимости от того, в рамках какого элемента механизма управления они используются, становясь своеобразным инструментарием конкретного элемента. Они формируют уже конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой форме.

В связи с этим следует  согласиться с точкой зрения С. В. Барулина, согласно которой элементами финансового механизма выступают  финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. Состоятельность данного вывода обусловлена рядом факторов.

Во-первых, сущность кредитно-финансовой политики выражается в определенной управленческой деятельности государственных органов. Следовательно, элементы финансового механизма призваны обеспечивать эффективное управление финансовыми ресурсами в сфере публичных финансовых отношений.

Во-вторых, основными  функциями управления являются планирование, регулирование и контроль.

Значит можно утверждать, что финансовый механизм включает в  себя три крупных элемента: финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. Они используют для реализации своих задач определенный инструментарий, состоящий из видов, форм, методов организации финансовых отношений. Набор элементов финансового инструментария зависит от того, какие задачи ставит перед собой государство на том или ином промежутке времени, а также от того, в рамках какого элемента управления они применяются.

В тоже самое время кредитно-финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. С этой точки зрения основными ее элементами являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная, таможенная политика.

Кратко охарактеризуем элементы государственной финансовой политики. Итак, бюджетная политика это система формирования, консолидации и направления денежных ресурсов на достижение целей, определяющих социально-экономическую политику государства. Основной ее задачей является выбор основных параметров бюджета, среди которых выделяют сбалансированность бюджета, величину государственного долга и определение долей Федерации и регионов в распределении бюджетных средств16.

Налоговая политика – это система действий, направленная на формирование налоговой системы страны и использование налогового механизма. В свою очередь, налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания17.

Инвестиционная политика – это политика, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций, определения структуры и масштабов, а также сферы их использования. Инвестиционная политика тесно связана с денежно-кредитной политикой.

Денежно-кредитная политика – проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в устойчивом состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов.

Таможенная политика представляет собой взаимодействие налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок иностранных товаров и услуг, и поощряя или сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями и регионами18.

Таким образом, государственная кредитно-финансовая политика реализуется посредством механизма, позволяющего государству осуществлять свои функции путем формирования финансовых отношений, направленных на регулирование распределения и перераспределения ресурсов с целью создания условий для устойчивого развития страны.

 

2. Содержание кредитно-финансовой политики России

 

2.1 Проблемы реализации кредитно-финансовой политики России  
на современном этапе  развития

 

Особенности современного состояния и архитектуры финансово-кредитной  системы Российской Федерации объективно детерминированы атрибутивными  свойствами и тенденциями развития национальной экономики. Модель российской экономики основана на концентрированной собственности, олигополистической структуре производства и расширенном государственном участии. Она ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, объективно подвержена высоким конъюнктурным колебаниям цен (центры образования которых находятся за пределами Российской Федерации), объемов и структуры спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов. Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется:

  • расширением финансового регулирования;
  • доминированием денежных потоков и финансовых институтов, базирующихся на производстве и экспорте сырья;
  • низкой финансовой глубиной;
  • спекулятивной моделью финансового рынка;
  • повышенной зависимостью от доступа к мировым рынкам капитала и внешних инвестиций;
  • высокой фискальной нагрузкой;
  • высокой волатильностью19.

В этих условиях особую роль приобретает кредитно-финансовая политика государства, главной целью которой является решить сформировавшиеся противоречия развития финансово-кредитной системы РФ и повысить её эффективность.

Основой кредитно-финансовой политики РФ являются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013-2014 гг».

Рассматривая содержание данного документа, отметим, что важным направлением кредитно-финансовой политики РФ последних лет является таргетирование инфляции. В 2011 году  ЦБ РФ поставил задачу «подготовки к введению режима таргетирования инфляции», а в 2012 году уже говорится о «завершении перехода к таргетированию инфляции» – цель, которая представляется как минимум преждевременной, поскольку условия, необходимые для перехода к таргетированию инфляции, в 2011 г. Банком России не были созданы. В качестве наиболее важных предварительных условий следует выделить успешное завершение дезинфляции и отказ от манипулирования обменным курсом. Во-первых, в 2011 г. Банку России не удалось провести эффективную дезинфляцию. Свидетельством тому приводимые им данные о темпах инфляции – 9,4-9,6%, намного превышающие намеченные количественные параметры желательных темпов инфляции на текущий год и предстоящий период. Расширительная фискальная политика и подчинение ДКП интересам бюджетной поддержки национальной экономики не дадут возможности Центральному банку эффективно сдерживать в установленных пределах темпы инфляции. Одной из причин является тот факт, что Банк России даже не предполагает отказываться от проведения валютных интервенций, порой маскируя их объемы валютными операциями квазигосударственных институтов20.

Банк России разъясняет, что его политика вмешательства  в курсообразование рубля привязана  к притокам / оттокам иностранного капитала в страну. Но вместо сглаживания  избыточной волатильности такой  подход ее только усиливает, что не преминуло сказаться на стоимости бивалютной корзины.

Неопределенность направления  валютной политики Банка России вместо заявленного в «Основных направлениях» «избежания рисков для стабильности» российской финансовой системы будет их усиливать. Рост девальвационных ожиданий субъектов (в силу неопределенности валютной политики) не позволит Банку России сдерживать инфляционные ожидания.

Как «Основных направлениях» Банк России берет на себя обязательство повысить роль процентной политики. Более того, конкретизируется, что регулятор намерен использовать в качестве основного политического инструмента «краткосрочную ставку рынка межбанковских кредитов». Однако повысить роль процентной политики не удалось. Так, Банк России признает, что в 2011 г. «поэтапно повышал процентные ставки по операциям рефинансирования» (до 8,25%), но при этом «средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась до 7,9% годовых». Это говорит о том, что ценообразование на банковские продукты на российском рынке никак не зависит от процентной политики Центрального банка. Более того, снижение уровня банковской ликвидности, которое наметилось в 2011 г., было связано с изъятием средств по бюджетному каналу. Процентный канал трансмиссионного механизма ДКП в настоящее время на российском рынке не работает, поэтому он не может передавать участникам рынка никаких сигналов, а Банк России не в состоянии, меняя ставку рефинансирования (или краткосрочную политическую ставку), воздействовать на спрос в экономике21.

Рассматривая особенности  реализации денежно-кредитной политики в РФ, отметим, что из года в год Банк России использует стандартный набор инструментов. В частности, речь идет об одном и том же – о нормативах обязательных резервов, операциях Банка России по абсорбированию и предоставлению ликвидности.

В 2011-2012 гг. эффективность использования данных инструментов была остается невысокой. И если первые два (нормативы обязательных резервов, операции Банка России по абсорбированию ликвидности) так и не смогли компенсировать те 1300 млрд. руб. (за первое полугодие 2011 г.), которые он потерял в результате изъятия ликвидности кредитных организаций через бюджетный канал, то третий инструмент (операции по предоставлению ликвидности) практически не работал22.

И Банк России об этом свидетельствует, констатируя, что спрос кредитных  организаций на большинство инструментов рефинансирования был незначительный – банки обращались к ним лишь в отдельные периоды (обращение кредитных организаций к механизмам рефинансирования Банка России преимущественно было обусловлено необходимостью осуществления налоговых платежей.

Информация о работе Современная кредитно-финансовая политика государства, ее значение, содержание, сущность, цели, задачи