Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночных процессов. Роль государства в регулировании денежного оборота довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.1
Введение…………………………………………………………………………....................
Часть 1 . Теоретические основы современной денежно-кредитной
политики.
1.1 Содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции………….................................................................................................................
1.2. ЦБ и их роль в денежно- кредитном регулировании экономики ..................................
1.3. Цели, субъекты и объекты денежно-кредитной политики .....................................
1.4.Функции ЦБ РФ.................................................................................................................
Часть 2 . Анализ единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на среденесрочную перспективу……....
2.2. Цели, инструменты денежно-кредитной политики в 2010 - 2011 гг..........................
Часть 3 . Анализ международного опыта в области монетарной политики
3.1.Практика денежно- кредитного регулирования в США...............................................
3.2.Возможность использования опыта КНР в сфере денежно- кредитного
регулирования..........................................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..................
Список использованной литературы....................................................................................
Регулирование нормы обязательных резервов состоит в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны сохранять в центральном банке в процентах к привлеченным средствам. Обязательные резервы являются инструментом глубокого действия и выполняют две функции: во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечениям обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации; во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. С помощью изменения нормы обязательных резервов центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков. Режим обязательных резервов впервые был внедрен в США.
Процентная политика состоит в изменении учетной ставки и других процентных ставок по кредитам, которые их центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Исторически понятие учетной ставки связано с деятельностью центрального банка по переучету векселей, предоставленных коммерческими банками. В современных условиях содержание операций центрального банка по рефинансированию означает не только покупку векселей (учетный кредит) или займа под залог ценных бумаг (ломбардный кредит), а и предоставление всех видов кредитов коммерческим банкам. Процентные ставки на кредиты рефинансирования определяет центральный банк в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции и межбанковского рынка кредитов.
Также центральный банк с целью влияния на курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам осуществляет валютные интервенции путем покупки-продажи валютных ценностей на валютных рынках и таким образом обеспечивает управление золотовалютными резервами.
С целью изъятия лишней ликвидности банковской системы центральный банк активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции разрешают оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. Они могут быть сроком на один день, на неделю, на две недели.
3.2.Возможности использования опыта КНР в сфере денежно-кредитного регулирования.
В разделе приводиться анализ целей и инструментов кредитно-денежной политики Китая. Вплоть до недавнего времени Китаю удавалось успешно решать сложную проблему одновременного сдерживания инфляции и предотвращения чрезмерного укрепления национальной валюты в условиях высокого активного сальдо торгового баланса. Российским денежным властям, также сталкивающимся с проблемой избыточного внешнего притока средств (нефтедоллары, займы и инвестиции), пока не удается найти ее эффективного решения. Анализ опыта США в области денежно-кредитного регулирования и его сопоставление с отечественным позволяет сделать вывод о необходимости существенного пересмотра российскими денежными властями подхода к обеспечению сбалансированности денежного и валютного рынков. Такой пересмотр позволит замедлить темпы укрепления рубля, сбалансировать давление на цены и высвободить инвестиционные ресурсы бюджета
Ряд проблем, на решение которых нацелена денежно-кредитная политика КНР, характерный и для России, в частности:
- высокий профицит платежного баланса, порождающий давление на курс рубля и денежное предложение;
- существенная несбалансированность сбережений и инвестиций;
- угроза позициям национального финансового сектора в связи с ростом открытости финансовых и денежных рынков8
В связи с этим представляется обоснованной постановка вопроса о возможности использования опыта Китая в решении данных проблем, в том числе инструментами денежно-кредитной политики.
При этом, однако, следует учитывать ряд глубоких различий между ситуациями в двух странах:
- качественно разный масштаб банковских систем (пятикратный разрыв по показателю отношения активов к ВВП); как следствие - различные возможности стерилизации денежного предложения за счет нагрузки на банки;
- ситуацию недоинвестирования в России и избыточности сбережений в Китае; отсюда - нежалательность торможения динамики кредитов предприятиям в России при обратной ситуации в КНР.
Анализ этих различий позволяет сделать вывод об ограниченных возможностях применения в России таких активно используемых в КНР мер регулирования денежного предложения, как повышение нормативов обязательного резервирования и расширение выпуска собственных облигаций центрального банка.
Повышение нормативов обязательного резервирования при более высоких, чем на мировых рынках, ставках, усугубит неравенство цен привлечения кредитных ресурсов внутри страны и за рубежом. Это приведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских банков. С учетом соотношения ставок внешнего и внутреннего рынка в России стратегия «покупка иностранных активов - выпуск облигаций» будет являться источником убытков, а не прибыли центрального банка (в отличие от Китая).
В то же время можно выделить ряд инструментов из арсенала НБК, использование которых российскими монетарными властями способно обеспечить существенный позитивный результат - упростить поддержание баланса на валютном и денежном рынках и одновременно повысить конкурентоспособность отечественных банков и компаний.
Поддержка инвестиций российских предприятий в стратегически значимые сектора за рубежом. Российская компания по поддержке зарубежных инвестиций могла бы войти в структуру Государственной корпорации «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации».
Появление такого инструмента способствовало бы, с одной стороны, повышению сбалансированности валютного рынка, с другой стороны - усилению конкурентоспособности российских компаний (интеграция в международные производственные цепочки, связанные с созданием высокотехнологичной продукции).
Поддержка капитализации российских банков за счет инвестирования части средств суверенных инвестиционных фондов (Резервный фонд и ФНБ). При этом могла бы быть реализована схема, аналогичная использованной в 2003 г. китайской государственной корпорацией Central Huijin Investment Corp. при рекапитализации BoC и CCB за счет валютных резервов.
В рамках этой схемы средства, полученные банками от Central Huijin Investment Corp. на пополнение капитала, были размещены ими в высоконадежные иностранные активы. Поскольку эти средства не были выведены на внутренний рынок, то операция по рекапитализации банков не привела к росту денежного предложения. В качестве посредника при рекапитализации крупных и высоконадежных российских банков могла бы выступить Государственная корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации».
Недостаточный объем собственного капитала в настоящее время является одним из основных «узких мест» российской банковской системы, не позволяющей ей на равных конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в сфере кредитования крупных отечественных компаний. В свою очередь вытеснение российских банков из этого сегмента лишает их значительной части доходов и как следствие сужает возможности их капитализации. Последнее создает условия для их дальнейшего вытеснения с рынка.
Реализация этой схемы позволила бы остановить данный процесс. Кроме того, она способна создать заметный стерилизационный эффект. Замещение зарубежных кредитов привело бы к уменьшению предложения валюты на рынке, что в свою очередь должно вызвать сокращение денежной эмиссии.
Формирование развитого межбанковского рынка обращаемых долговых обязательств компаний. Реализация перехода центрального банка к рефинансированию данных бумаг по ставкам, меньшим средних ставок по кредитам конечным заемщикам, позволит создать доступный для значительного числа банков инструмент рефинансирования обязательств реального сектора. Это в свою очередь приведет к уменьшению ставок по предоставляемым банками кредитам. Последнее, наряду с другими мерами, ограничит привлечение компаниями зарубежных заимствований, что уменьшит нагрузку на валютный рынок и будет способствовать снижению эмиссии.
Создание данного механизма предполагает следующие меры:
На современный этапе
Ясно, что нормальное функционирование экономики сегодня не мыслится без
четкой и
эффективной денежно –
Денежно – кредитная политика
по аналогии с фискальной
Напомню , что современные подходы к денежно-кредитной политики представляют собой синтез монетаризма и кейнсианства , в котором сплетены рациональные моменты каждой из теорий. Говоря о долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход.
Отсюда следует, что целевые
задачи денежно-кредитной
Для реализации этих целей денежно- кредитная политика используется в связке с фискальной , внешнеторговой , валютной, структурной и другими видами гсударственной политики .
Основными же инструментами государственной
денежно-кредитной политики
Операции на открытом рынке являются насегодняшний день одним из основных методов денежно- кредитного регулирования. Напомню , что действует этот инструмент посредством покупки или продажи Центральным Банком государственных ценных бумаг на открытом рынке с целью регулирования денежной массы в обращении .
Далее хотелось бы отметить , что среди методов денежно- кредитного регулирования политика измения учетной ставки занимает второе место после операций на открытом рынке. Ее снижение делает для коммерческих банков займы более выгодными. Вследствие этого коммерческие банки хотят получить этот кредит, при этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении .Обратный процесс можно наблюдать при увеличение учетной ставки.
Далее следует еще один немало важный инструмент денежно- кредитной политики это изменение нормы обязательных резервов, в основе действия этого инструмента лежит механизм воздействия банковской сферы на денежное предложение через банковский мультипликатор, а именно:
1) при увелечении Центральным банком нормы обязательных резервов , это приводит к уменьшению избыточных резервов банков и к мультипликативному снижению денежного предложения;
2) если Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов , то происходит мультипликативное увелечение предложения денег .
Ну теперь хотелось бы сказать несколько слов о том как эта политика реализуется на практике , а именно об основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на краткосрочную перспективу и долгосросрочный период .
В ближайшей перспективе денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических показателей .
Информация о работе Современная денежно - кредитная политика