Современная денежно - кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночных процессов. Роль государства в регулировании денежного оборота довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.1

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....................
Часть 1 . Теоретические основы современной денежно-кредитной
политики.
1.1 Содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции………….................................................................................................................
1.2. ЦБ и их роль в денежно- кредитном регулировании экономики ..................................

1.3. Цели, субъекты и объекты денежно-кредитной политики .....................................
1.4.Функции ЦБ РФ.................................................................................................................
Часть 2 . Анализ единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на среденесрочную перспективу……....
2.2. Цели, инструменты денежно-кредитной политики в 2010 - 2011 гг..........................
Часть 3 . Анализ международного опыта в области монетарной политики
3.1.Практика денежно- кредитного регулирования в США...............................................
3.2.Возможность использования опыта КНР в сфере денежно- кредитного
регулирования..........................................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..................
Список использованной литературы....................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

           Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым ¾ по насыщению экономики денежными ресурсами.

    Кроме того, чрезвычайно  важное  значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. 6 

    1.4.Функции ЦБ РФ .

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом « Оцентральном банке Российской федерации ( Банке России)  и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:     

- во  взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую денежно-кредитную  политику;   

- монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;    

- является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;   

- устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;   

- устанавливает правила проведения банковских операций;    

- осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное  не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;   

- осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;   

- принимает  решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;   

- осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;    

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;    

- осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;   

- организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;   

- определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями,  иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;   

- устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;   

- устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;   

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;   

- устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");   

- проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;   

-  осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.7

Часть 2 . Основные направления  единой государственной  денежно- кредитной  политики  период 2010 -  2012  гг .10

   2.1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

    В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9—10% в 2010 году и 5—7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

    Банк  России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

    В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для  применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

    Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

    Сокращение  объема интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может  существенно повлиять на динамику международных  резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

    На  успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении  внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

    По  мере замедления инфляционных процессов  Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее  влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут  оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

    В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять  доступ кредитных организаций к  инструментам рефинансирования. При  дальнейшем развитии внутреннего финансового  рынка и его инфраструктуры это  будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

    В то же время решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и  состояния финансового рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

    Банк  России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования  для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

   Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер. 

   2.2. Цели, инструменты денежно-кредитной политики в 2010 -  2011 гг .

Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.

   Основываясь основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010 - 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция  4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

    Система расчетов  по денежной программе на 2009-2011 года осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

    Данная денежная программа на 2010 -2012 годы представлена в четырех вариантах, которые соответствуют сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 -2012 годы, рассматриваемым Банком России.

   В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может составить 14-22%, в 2010 году - 12-20%, в 2011

году - 9-17%.

   При уточнении показателей денежной программы на 2010-2012 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств   Правительства Российской Федерации.  
 

Чистые международные резервы  на протяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличения денежной базы, а потребность банковского сектора в существенном увеличении валового кредита сформируется лишь к 2011 году.

     1)  вариант денежной программы  в 2009 году рассчитан  сокращение чистых международных резервов на 4 млрд. долларов США (или 0,1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2008), вследствие чего требуется увеличение чистых внутренних активов на 0,84 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 0,55 трлн. рублей Банку России потребуется увеличить чистый кредит банкам более чем на 0,8 трлн. рублей.

Основываясь на этом прогнозе  платежного баланса в этом варианте в 2010 году предусматривается снижение ЧМР на 0,35 трлн. рублей, а в 2011 году - на 0,87 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. рублей соответственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. рублей, в 2011 году -на 3,5 трлн. рублей.

2) вариант денежной программы в 2009 году прирост ЧМР ожидается на уровне 1,45 трлн. рублей, что превышает потребности роста денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, и вызывает необходимость снижения ЧВА на 0,6 трлн. рублей. Объем чистого кредита банкам в этом варианте программы может возрасти в 2009 году на 0,63 трлн. рублей.

Информация о работе Современная денежно - кредитная политика