Современная денежно - кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночных процессов. Роль государства в регулировании денежного оборота довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.1

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....................
Часть 1 . Теоретические основы современной денежно-кредитной
политики.
1.1 Содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции………….................................................................................................................
1.2. ЦБ и их роль в денежно- кредитном регулировании экономики ..................................

1.3. Цели, субъекты и объекты денежно-кредитной политики .....................................
1.4.Функции ЦБ РФ.................................................................................................................
Часть 2 . Анализ единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на среденесрочную перспективу……....
2.2. Цели, инструменты денежно-кредитной политики в 2010 - 2011 гг..........................
Часть 3 . Анализ международного опыта в области монетарной политики
3.1.Практика денежно- кредитного регулирования в США...............................................
3.2.Возможность использования опыта КНР в сфере денежно- кредитного
регулирования..........................................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..................
Список использованной литературы....................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

   Основываясь на этом варианте в 2010 году предусматривается рост ЧМР на 0,79 трлн. рублей, в 2011 году - снижение на 0,36 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличиваются при этом на 0,04 и 1,15 трлн. рублей соответственно. В 2010 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 1,9 трлн. рублей, а в 2011 году -на 3,6 трлн. рублей.

3)вариант денежной программы в 2009 году прогнозируется прирост ЧМР на 1,7 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы, соответствующей целевому ориентиру по инфляции, это потребует снижения чистых валютных активов  на 0,79 трлн. рублей. В структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству снизится на 2,1 трлн. рублей, а чистый кредит банкам возрастет на 0,63 трлн. рублей.

   Основываясь на этом варианте в 2010 году  предусматривается увеличение ЧМР на 1,5 трлн. рублей и снижение ЧВА на 0,55 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 1,6 трлн. рублей Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 1,6 трлн. рублей.  Уже в 2011 году третий вариант программы предусматривает рост ЧМР на 0,43 млрд. рублей, что является недостаточным для обеспечения запланированных темпов прироста денежной базы и требует увеличения ЧВА на 0,52 трлн. рублей. Чистый кредит банкам в этой ситуации возрастет на 3,23 трлн. рублей.

4)вариант денежной программы предпологает прирост ЧМР может составить в 2009 году почти 3 трлн. рублей, в 2010 году - 4,25 трлн. рублей, в 2011 году -2,74 млрд. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребуется снижение ЧВА на 1,8; 2,9 и 1,4 трлн. рублей соответственно. Чистый кредит расширенному правительству в этом варианте снижается в 2009 году на 2,7 трлн. рублей, а в 2010 и 2011 годах -на 2,8 трлн. рублей. При этом в 2009 году возникает необходимость обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 0,15 трлн. рублей, в 2010 году - на 0,19 трлн. рублей, а в 2011 году - на 2,2 трлн. рублей.

    Основные параметры денежной программы не являются  жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

   Банк России учитывает опыт текущего года, показавший, что в условиях мирового финансового кризиса переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам) может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленных вариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с Правительством Российской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.

Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

         Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.

   В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.

   Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные  кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.

   Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России

    В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.

   Банк России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных

торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.

   В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2010-2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.

   В 2010- 2011  годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков.  Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности  использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежной массы . 1 
 
 

3.1. Практика денежно-  кредитного регулирования  в США.

Для начала  рассмотрим практику денежно-кредитного регулирования в США. Федеральная Резервная Система США определяет такие основные цели проведения денежно-кредитной политики:

- максимальная занятость;

- стабильность цен;

- умеренные  процентные ставки.

Каждая  из этих целей является   очень  важной для общества, а потому властные структуры ставят перед собой задачу реализовать их максимально полно. Но с помощью лишь денежно-кредитной политики одновременно достичь всех целей невозможно. Поэтому, учитывая значительный опыт США в сфере денежно-кредитного регулирования, рассмотрим названные цели более детально.

Максимальный уровень занятости желателен, но какая граница этого уровня?

С какого уровня можно сказать, что экономика  работает в условиях полной занятости? Можно ли рассматривать это явление  при условии, что безработица равняется нулю? Однозначный ответ на эти вопросы дать очень сложно. Целью высокого уровня занятости должен быть уровень безработицы, которая превышает нуль, но равняется предложению на работу и отвечает занятости, при которой спрос на работу равняется предложению работы. Такой уровень в экономических кругах называют естественным уровнем безработицы. Экономический рост очень тесно связан с целью обеспечения высокого уровня занятости, так как предприятия более интенсивно вкладывают средства в инвестиции для повышения производительности работы.

Т.е., если уровень безработицы низкий, наблюдается  экономический рост. Экономический  рост можно обеспечить и политикой  прямого поощрения субъектов  хозяйствования осуществлять инвестиции или поощрение людей экономить, что дает возможность предприятиям увеличивать средства для вложений. Так, например, политика Р. Рейгана была построена на экономической концепции предложения, направленной на ускорение экономического роста через создание благоприятной налоговой среды для предприятий, которые осуществили инвестиции в оборудование,  модернизацию производства, и для среднего налогоплательщика, чтобы он мог больше экономить. Снижение уровня налогообложения в России  могло бы обеспечить достижение таких же результатов, а потому принятия Налогового кодекса является неотложной задачей.

Стабильность  цен желательна, так как инфляция порождает состояние неопределенности в экономике, усложняет планирование на будущее, может заострять социальную напряженность в обществе. Воздержание долгосрочных процентных ставок является важным элементом развития экономических процессов , так как завышенные и очень непостоянные колебания процентных ставок могут создавать неопределенность и не дают возможности осуществлять долгосрочные инвестиции и разрабатывать прогнозы развития.

Использование того или другого инструмента  регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной  политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулированности вопросов фискальной политики и т.п..

Денежно-кредитная  политика может проводиться с  помощью административных и рыночных инструментов регулирования .Административными есть инструменты, которые имеют форму директив, инструкций центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Такие методы управления денежно-кредитным рынком были присущи социалистической экономике, когда органы государственного управления непосредственно вмешивались в экономические процессы.

Рыночные  методы денежно-кредитной политики - это способы влияния центрального банка на денежно-кредитную сферу  путем формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.

К основным рыночным инструментам денежно-кредитной  политики, с помощью которых обеспечивается проведение центральными банками монетарной политики в той или другой стране, принадлежат такие:

- осуществление операций на открытом рынке;- установление минимальных обязательных резервов для банков;- процентная политика;- осуществление операций на валютном рынке;- депозитные операции центрального банка и др.

Операции  на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики заключаются в купле-продаже центральным банком ценных бумаг. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности и наоборот. Впервые этот инструмент начал использоваться в ХХ ст., в частности, в США в 20-х годах, в Великобритании - в 30-х. Это было обусловлено высоким развитием рынка ценных бумаг этих стран.

Основными видами ценных бумаг, с которыми проводятся операции на открытом рынке, есть: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственных займов правительства и местных органов власти, облигации отдельных частных компаний, допущенные к биржевой торговле, а также некоторые другие первоклассные краткосрочные ценные бумаги. Чаще всего центральные банки используют государственные долговые обязательства. Операции на открытом рынке не являются инструментами глубокого действия, их влияние быстрее краткосрочное. Тем не менее их преимуществами есть: гибкость, оперативность, автономность центрального банка при их осуществлении, возможность быстрого изменения направления их действия и др.

Информация о работе Современная денежно - кредитная политика