Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночных процессов. Роль государства в регулировании денежного оборота довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.1
Введение…………………………………………………………………………....................
Часть 1 . Теоретические основы современной денежно-кредитной
политики.
1.1 Содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции………….................................................................................................................
1.2. ЦБ и их роль в денежно- кредитном регулировании экономики ..................................
1.3. Цели, субъекты и объекты денежно-кредитной политики .....................................
1.4.Функции ЦБ РФ.................................................................................................................
Часть 2 . Анализ единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на среденесрочную перспективу……....
2.2. Цели, инструменты денежно-кредитной политики в 2010 - 2011 гг..........................
Часть 3 . Анализ международного опыта в области монетарной политики
3.1.Практика денежно- кредитного регулирования в США...............................................
3.2.Возможность использования опыта КНР в сфере денежно- кредитного
регулирования..........................................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..................
Список использованной литературы....................................................................................
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что современные подходы к денежно-кредитной политики представляют собой синтез монетаризма и кейнсианства , в котором сплетены рациональные моменты каждой из теорий. Говоря о долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Однако в краткосрочном периоде государство может непосредственно воздействовать на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования .
1.2.Основные инструменты денежно-кредитной политики.
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке являются на сегодняшний день одним из основных методов денежно- кредитного регулирования. Осуществляется это с помощью скупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг. Также Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда .
Обычно операции на открытом рынке проводятся Центральным банком совместно с несколькими крупными банками и другими финансово-кредитными учреждениями .
Схема проведения операций на открытом рынке выглядит следующим образом .
1. Если на денежном рынке имеется избыток денежной массы в обращении, тогда Центральный банк ставит перед собой задачу по уменьшению или устранению данного излишка, тем самым ограничив объем денег в обращении . В этом случае Центральный банк начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам и населению, которые приобретают эти ценные бумаги. Так как предложение государственных ценных бумаг растет , то их рыночная стоимость идет вниз, а процентные ставки , в свою очередь, по ним увеличиваются . Вследствие этого растет привлекательность этих ценных бумаг для инвесторов .Коммерческие банки начинают активно покупать государственные ценные бумаги, что приводит к уменьшению банковских ресурсов. Снижение банковских ресурсов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
2. Если же на складывается ситуация дефицита денежных средств в обращении. В этой ситуации Центральный банк проводит политику, целью которой является увеличение денежного предложения, то есть Центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Эти действия Центрального банка повышают спрос на правительственные ценные бумаги. В итоге их рыночная стоимость увеличивается , а процентная ставка по ним снижается , что в свою очередь делает эти ценные бумаги непривлекательными для их собственников. Коммерческие банки и население начинают резко продавать правительственные ценные бумаги, что приводит к росту банковских резервов.
Можно также отметить , что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка , увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов .Регулируя резервы коммерческих банков , Центральный банк контролирует сумму банковских денег , которые они могут создавать . 2
Изменение учетной ставки .
Учетная ставка представляет собой второй по важности метод кредитно- денежной политики , которой используется Центральным Банком с целью контроля за предложением денег .
Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам , учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Но Центральный банк дает этот кредит не всем коммерческим банкам , а лишь тем, которые имеют хорошую кредитную историю и имеют прочное финансовое положение , но временно нуждаются в дополнительных денежных средствах. Как уже было сказано , ключевую роль в установлении ставки рефинансирования имеет Центральный банк. Ее снижение делает для коммерческих банков займы более выгодными. Вследствие этого коммерческие банки хотят получить этот кредит, при этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении . Обратный процесс можно наблюдать при увеличение учетной ставки , что конечно же делает эти займы просто невыгодными для коммерческих банков . Также некоторые коммерческие банки, которые имеют заемные ресурсы, пытаются от них избавиться. Это в свою очередь приводит к сокращению банковских ресурсов, а далее это приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Тем самым они образуют основу процесса мультипликативного расширения денежного предложения .
Также необходимо упомянуть о том ,что деньги которые банки дают друг другу в форме межбанковских ссуд , не оказывают никакого воздействия на общий объем банковских резервов , они только перемещаются со счетов одного банка на счета другого банка . А деньги взятые у Центрального банка , представляют собой чистые дополнительные ресурсы .
Эти ссуды не должны использоваться банками
для кредитования своих клиентов. Они
предоставляются банкам только в случаях,
когда у них возникают временные трудности
с ликвидностью. Но это правило не является
очень строгим и не всегда соблюдается.
Устанавливает учетную ставку сам центральный
банк, исходя из текущих целей монетарной
политики. Если ставится задача снизить
банковскую процентную ставку, центральный
банк снижает учетную ставку. Это создает
у коммерческих банков стремление получить
больше дешевых кредитов у центрального
банка. В результате возрастают избыточные
ресурсы коммерческих банков , что в свою
очередь вызывает мультипликационный
рост объема денег в обращении .
В заключении хотелось бы отметить , что среди методов денежно- кредитного регулирования политика изменения учетной ставки занимает второе место после операций на открытом рынке , а некоторых странах является важнейшим инструментом контроля за предложением денег. Для правильного проведения денежно- кредитной политики Центральный банк должен сочетать оба этих инструмента.
Регулирование нормы обязательных резервов .
В основе действия этого инструмента лежит механизм воздействия банковской сферы на денежное предложение через банковский мультипликатор, а именно:
1) при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов , это приводит к уменьшению избыточных ресурсов банков и к мультипликативному снижению денежного предложения;
2) если Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов , то происходит мультипликативное увеличение предложения денег .
Данный инструмент денежно – кредитной политики является, наиболее длительным и достаточно эффективным , так как затрагивает основы банковской системы в целом . Даже самое малое изменение нормы обязательных резервов ведет к резкому изменению объема банковских депозитов и денежной политики в целом .
В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.
В конце нужно отметить , что этот инструмент монетарной политики является, по мнению многих специалистов, наиболее мощным, так как затрагивает основы всей банковской системы. По этой причине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической системой он используется редко. В российской переходной экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействиям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обязательных резервов способно заменить эмиссию денег.
Дополнительные методы
Выше были рассмотрены три наиболее распространенных метода воздействия на денежно-кредитную систему. В зависимости от состояния финансовой системы эти методы могут дополняться рядом других. Рассмотрим несколько их них.
1)Денежная реформа («нуллификация», «деноминация») проводится государством, когда темпы инфляции слишком высоки и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой. В этом случае «старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития. Данная мера является крайней и применяется в исключительных случаях.
В условиях переходной экономики правительство иногда прибегает к денежным реформам в скрытом виде – к «либерализации» цен, то есть снимает всякий контроль над ними. Такую политику правительство России начало проводить в 1992 году. В результате денежная масса увеличилась в 2,2 раза, а цены – в 30 раз, то есть денежная масса относительно товарной резко уменьшилась: фактически произошло прямое изъятие из обращения денежной массы;
2)Регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке
3)Ограничение
потребительского кредита:
1.3.
Цели , объекты и субъекты денежно-кредитной
политики государства
Цели денежной политики можно сгруппировать таким образом :
Конечные цели:
Макроэкономические цели монетароной политики государства :
Основываясь на Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации » (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
За основу при формировании денежно-кредитной политики России 90-х годов встала задача достижения следующих целей:
- стабилизация финансового рынка и фиксация достигнутых результатов.
- уменьшение темпов инфляции;
- появления условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
-понижение реальных процентных ставок в экономике;
-обеспечение стабильности курса национальной валюты;
-увеличение устойчивости платежного баланса страны;
-достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста;
- прекращение использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.4
Как уже было сказано , высшей целью денежно-кредитной политики государства , является обеспечение эффективной занятости, стабильности цен , роста реального объема ВНП и стабильности платежного баланса . Это достигается благодаря мероприятиям в рамках денежно-кредитной регулирования , которые осуществляются медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной ситуации . Отсюда следует , что текущая денежно-кредитная политика направлена на более конкретные и достижимые цели, чем указанные ранее серьезные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.5
Для реализации конечных целей денежно- кредитная политика используется в связке с фискальной , внешнеторговой , валютной, структурной и другими видами государственной политики . А промежуточные цели относятся к деятельности Центрального банка и реализуются , как правило, благодаря косвенным инструментам . В процессе формирования банковской системы в странах с переходной экономикой , идет процесс усиления независимости Центрального Банка в проведении денежной- кредитной политики .
Конечно, осуществление любой
государственной политики
Информация о работе Современная денежно - кредитная политика