Современная банковская система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы являлось рассмотрение материала по теме «Современная банковская система России», проведение сравнительного анализа российской и швейцарской банковских систем, а также составление заключения о настоящем состоянии банковской системы России. Для чего использовались аналитический и сравнительный методы исследования.

В ходе работы все поставленные задачи были выполнены, что позволило сделать следующий вывод - банковская система России отличается от банковских систем других стран с рыночной экономикой, в частности швейцарской банковской системы:
Швейцарская банковская система более разветвленная, чем российская.
Большая насыщенность банками в Швейцарии и нехватка и неравномерность их распределения в России.
Трехступенчатая структура контроля за деятельностью кредитных организаций в Швейцарии (Федеральная банковская комиссия, Национальный Банк и Швейцарская банковская ассоциация) и одноступенчатая в России (ЦБ РФ).
Древнейшая (более 300 лет) и надежнейшая система обеспечения банковской секретности Швейцарии и еще совсем молодая (с 1990 г.) и развивающаяся российская.
Кроме того, в Швейцарии функционирует независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку - Банковский комитет. Он контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода прав установленных нормативов, защищает интересы акционеров, может высказывать свое мнение при назначении людей на руководящие банковские посты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ 4
Банковская система и ее характеристика 4
1.2 Современная банковская система России. Этапы формирования 9
Структура современной банковской системы России 13
13
Банк России – центральное звено банковской системы 14
Кредитные организации. 24
ГЛАВА 2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРИИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ И ШВЕЙЦАРСКОЙ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 32
2.1 Особенности банковской системы Швейцарии 32
2.2 Сравнительная характеристика банковских систем России и Швейцарии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список литературы: 38

Файлы: 3 файла

Аннотация.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Современная банковская система России.doc

— 506.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное  в  законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными.

  1. Операции на открытом рынке, т.е. операции  купли-продажи  Банком  России  государственных  ценных  бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного  рынка  покупать  ГКО  при  высоком  уровне  доходности  и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных  инвестиций),  однако  прямой  зависимости  здесь  нет; должно  быть  еще много  других  стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.).
  2. Рефинансирование банков, т.е. кредитование ЦБ других банков, когда последние испытывают финансовые трудности, т.е. ЦБ выступает кредитором последней инстанции или банком банков.
  3. Валютное регулирование. Осуществляется  путем  проведения валютных  интервенций  Банка  России,  т.е.  купли-продажи  иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В  случае  недостатка  в  стране  твердой  валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный  контроль,  который позволяет повысить  внешнюю и  внутреннюю стабильность национальной валюты.
  4. Прямые количественные ограничения, т.е. установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством РФ.

     Целевые ориентиры денежно-кредитной  политики в ближайшей  перспективе:

  • обеспечение низкого уровня инфляции;
  • дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;
  • снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

     Банковское  регулирование и  надзор

     В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Исходя  из этой цели, Банк России должен решать следующие  задачи:

  1. предупреждать  возможность  возникновения  системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
  2. защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
  3. не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
  4. способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

     В международной банковской практике известны четыре способа организации  банковского регулирования и надзора:

  1. под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
  2. под  эгидой  Правительства,  как  правило,  в  лице  Министерства Финансов (Франция);
  3. независимое агентство несет ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);
  4. смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

     Банковский  надзор  может  быть  двух  видов:  прямой  (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используется сочетание этих методов. Зарубежная банковская  теория  использует  термин  «разумный  банковский надзор» (рис. 5).

 

     Механизм  регулирования и  надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

     Методы  делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

     Административные  методы  включают  лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение  страховых  операций  с  клиентами,  назначение  временной администрации в проблемные банки.

     Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

     Банк  России широко  использует  нормативный  метод  путем издания  специальных  инструкций  и  организации  контроля  за  их исполнением.

     Регулирующие  методы направлены на снижение банковских рисков.  К ним относятся разработанные Банком России  инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и  банковской  деятельности» и нормах международного банковского права.

     Они  предполагают  использование  как административных,  так и экономических методов.

     Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ. Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

  1. анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
  2. проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
  3. проведение  внешнего  аудита  аудиторской  фирмой.  Сведения  о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

     Кроме  того,  все  кредитные  организации обязаны осуществлять  внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчеты о прибылях и убытках.

     Если  в  результате  надзорной  деятельности  Банк  России  выявил нарушение коммерческим банком банковского  законодательства или  отдельных нормативов, он имеет право:

  • взыскать штраф;
  • назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
  • отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

     Основные  тенденции развития банковского регулирования  и надзора в  России:

  • постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
  • введение  системы «раннего  оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
  • переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
  • укрепление банковского менеджмента;
  • совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
  • ограничение деятельности финансово несостоятельных КО.

     Совершенствование  регулирования и надзора Банк  России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской  деятельностью»,  сформированными Базельским комитетом.

     С 31 декабря 1999 г. все  кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

  • баланс;
  • отчет о прибылях / убытках.
  • размер капитала;
  • норматив достаточности капитала;
  • величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

     Банк  России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО. [№5 Костерина  Т.М. - Банковское дело.]

      1. Кредитные организации.

     Всего Банком России по состоянию на 1 сентября 2010 г были зарегистрированы 1158 кредитных организаций. Из общего числа кредитных организаций 1097 являлись банками и 61 - небанковскими кредитными организациями.

     Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 24 июля 2004 г.

     В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

     Кредитная организация образуется на основе любой  формы собственности как хозяйственное  общество. Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на отдельные операции.

Коммерческие  банки как основное звено банковской системы

     Коммерческие  банки России по своей величине в основном мелкие и средние. По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (паевые). Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки, или банки с участием государства. Наиболее крупным из них являлся Сберегательный банк.

     Банкам  принадлежит исключительное право осуществлять банковские операции. К ним относятся:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  2. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  8. выдача банковских гарантий;
  9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

     Помимо  перечисленных банковских операций кредитная  организация вправе осуществлять следующие сделки:

  1. выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  4. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  6. лизинговые операции;
  7. оказание консультационных и информационных услуг.

     Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Организационная структура коммерческого банка (рис.6)

Современная банковская система РФ.ppt

— 115.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Современная банковская система России