C">
недостаточность
капитала у кредитных организаций;
недостаточно
квалифицированное управление
банковскими рисками (особенно кредитными
и валютными);
ориентация
банковского менеджмента на спекулятивные
операции на финансовых рынках и ограниченность
кредитования реального сектора экономики;
активный
рост заимствований российских
банков на международных финансовых
рынках в силу ограниченности
возможностей наращивания ресурсной базы
в России;
высокая зависимость
КО от бюджетных средств.
Повод
к началу кризиса: дефолт по ГКО-ОФЗ (ГКО
– государственные краткосрочные
облигации, ОФЗ – облигации федерального
займа) и девальвация рубля.
Последствия
кризиса:
- сокращение
количества КО;
- удар по ресурсной
базе КО (суммарный капитал (без СБ РФ)
сократился с 1.08.98 по 1.10.98 на 37,6%);
- убытки банковской
системы (без СБ РФ) с 1.08.98 по 1.01.99 составило
около 30 млрд. руб.;
- резко снизилось
доверие как к КО, так и к ЦБ РФ и Правительству
страны.
Основной
вывод: банковский кризис 1998 г. носил
системный характер, он вскрыл глубинные
противоречия переходного периода, но
не разрешил их в полной мере.
Период
с августа 1998 г. по
настоящее время. Имеет целью восстановление
жизнеспособности банковской системы
в целом путем ее реструктуризации.
Главные
задачи:
- быстро
очистить Банковскую систему
от неплатежеспособных банков (ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций» от 25.02.99; ФЗ «О реструктуризации
кредитных организаций» от 8.07.99);
- нарастить
собственный капитал дееспособных КО;
- повысить
качество банковского менеджмента;
- создать стимулы
экономического роста;
- повысить
прозрачность банковской деятельности;
- создать конкурентную
банковскую среду (в т.ч. за счет привлечения
иностранных банков).
Задачи
преодоления последствий кризиса
1998 г. к 2000 г. были в основном решены. АРКО
(Агентство по реструктуризации кредитных
организаций) успешно завершило реструктуризацию
кредитных организаций к 2003 году. Задачи
нового этапа развития были сформулированы
в официальном документе Правительства
и Банка России «Стратегия развития банковского
сектора». Этот программный
документ реализуется в два
этапа: с 2001 по 2004 гг. и с 2004 по 2008 гг.
Целью
государственной политики в кредитной
сфере является формирование конкурентоспособного
российского банковского сектора,
способного развиваться на собственной
основе, быть эффективным инструментом
обеспечения устойчивого экономического
роста, локомотивом национальной экономики.
Обеспечение
конкурентоспособности банковской системы
России обусловлено ее переходом
на международные стандарты
банковской деятельности. С 2004 г. КО уже
работают по международным стандартам
финансовой отчетности (МСФО), однако им
предстоит выйти на стандарты банковского
капитала, управления банковскими рисками,
банковского менеджмента и т.д. [Костерина
Т.М. - Банковское дело]
- Структура
современной банковской
системы России
Банковская
система России представляет собой
двухуровневую систему (рис.3): первый
уровень – Центральный банк России
(или Банк России); второй
уровень состоит из
трех звеньев:
- Сбербанк
и Внешэкономбанк, контрольные пакеты
акций которых принадлежат государству,
т.е. они по статусу полугосударственные,
в силу чего деятельность данных банков
гораздо теснее взаимосвязана с деятельностью
Центрального банка;
- Коммерческие
банки;
Прочие
кредитные учреждения. [№8 Самсонов Н.Ф.
- Финансы, денежное обращение и кредит,
стр. 131]
- Банк
России – центральное
звено банковской системы
Банк
России (или Центральный Банк РФ) является
главным банком страны – «Банк банков».
В своей деятельности он руководствуется
Конституцией РФ, Гражданским Кодексом
РФ, Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Цели
деятельности Банка
России:
- защита и
обеспечение устойчивости рубля;
- развитие
и укрепление банковской системы России;
- обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы.
Правовой
статус Банка России (ЦБ
РФ):
- Банк России
является юридическим лицом.
- Функционирует
на основе принципа независимости, т.е.
не входит в структуру федеральных органов
государственной власти.
- ЦБ РФ – особый
институт, обладающий исключительным
правом денежной эмиссии и организации
денежного обращения.
- Уставный
капитал и иное имущество Банка России
являются федеральной собственностью.
- Банк России
обладает финансовой независимостью,
т.е. осуществляет свои расходы за счет
собственных доходов и не регистрируется
в налоговых органах.
- Государство
не отвечает по обязательствам Банка России,
а Банк России – по обязательствам государства,
если они не приняли на себя таких обязательств.
- Банк России
подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания РФ. Органы власти всех уровней
не имеют права вмешиваться в деятельность
ЦБ РФ.
Комплекс
основных функций
Банка России закреплен
в Конституции
РФ (ст. 75):
- Денежной
единицей в Российской Федерации является
рубль. Денежная эмиссия осуществляется
исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия
других денег в Российской Федерации не
допускаются.
- Защита и
обеспечение устойчивости рубля – основная
функция ЦБ РФ, которую он осуществляет
независимо от других органов государственной
власти.
В
ст. 4 Федерального закона
«О Центральном банке
Российской Федерации (Банке
России)» выделены
следующие функции ЦБ
РФ:
- разрабатывает
и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику;
- монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег
и организует их обращение;
- является
кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;
- устанавливает
правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
- осуществляет
государственную регистрацию, выдает
и отзывает лицензии кредитных организаций
и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды
банковских операций, необходимых для
выполнения своих основных задач;
- осуществляет
валютное регулирование, включая
операции по покупке и продаже
иностранной валюты; определяет
порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами;
- организует
и осуществляет валютный контроль как
непосредственно, так и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- принимает
участие в разработке прогноза платежного
баланса Российской Федерации и организует
составление платежного баланса Российской
Федерации;
- проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом
по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых
ценовых отношений; публикует соответствующие
материалы и статистические данные, а
также выполняет иные функции в соответствии
с федеральными законами.
Операции
Банка России
Банк
России имеет право
осуществлять следующие
операции (гл. 8 ФЗ «О
Центральном Банке РФ (Банке
России)»):
- предоставлять
кредиты на срок не более одного года под
обеспечение;
- покупать
и продавать чеки и векселя со сроком погашения
не более шести месяцев;
- покупать
и продавать государственные ценные бумаги
на открытом рынке, покупать и
продавать иные ценные бумаги со
сроком погашения не более одного года;
- проводить
эмиссию облигаций и размещать их от своего
имени среди КО;
- покупать
и продавать иностранную валюту, платежные
документы и обязательства в инвалюте,
выставленные кредитными организациями;
- покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы
и иные виды валютных ценностей;
- проводить
расчетные кассовые и депозитные операции,
принимать на хранение и в управление
ценные бумаги и иные ценности;
- выдавать
гарантии и поручительства;
- осуществлять
операции с финансовыми инструментами,
используемыми для управления финансовыми
рисками;
- открывать
счета в российских и иностранных кредитных
организациях;
- выставлять
чеки и векселя в любой валюте;
- осуществлять
другие банковские операции от своего
имени, если это не запрещено законом.
Организационная
структура Банка
России
Высшим органом Банка России является
Совет директоров - коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности
и осуществляющий руководство и управление
Банком России.
В
состав Совета директоров входят: Председатель
Банка России и 12 членов. Срок полномочий
членов Совета директоров составляет
4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ
утверждает Государственная Дума по представлению
президента РФ.
При
Банке России действует Национальный
банковский совет, состоящий из представителей
Совета Федерации ФС РФ, Государственной
Думы, Президента РФ, Правительства РФ
и Председателя Банка России, – всего
12 человек.
Банк
России представляет
собой единую централизованную
систему с вертикальной
структурой управления (рис. 4)
Инструменты
и методы денежно-кредитной
политики Банка России
Банк России совместно с Правительством
РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную
политику.
Основные
цели денежно-кредитной
политики:
- достижение
финансовой стабилизации;
- снижение
темпов инфляции;
- укрепление
курса национальной валюты;
- обеспечение
устойчивости платежного баланса страны;
- создание
условий для стимулирования экономического
роста.
Основные
инструменты и
методы денежно-кредитной
политики:
- Процентные
ставки по операциям
Банка России.
Представляют собой минимальные ставки,
по которым он осуществляет свои операции
(известны ставка рефинансирования,
учетная, депозитная, ломбардная
ставки). В практике Банка России ведущую
роль играет ставка
рефинансирования – при кредитовании
Банком России других банков, включая
учет и переучет векселей. Для проведения
операций с векселями может быть установлена
и самостоятельная ставка – учетная.
Ломбардной ставкой является
процентная ставка по краткосрочному
кредиту банкам под залог государственных
ценных бумаг.
- Нормативы
обязательных резервов,
депонируемых в
Банке России (резервные
требования). Используются в качестве
инструмента регулирования масштабов
кредитно-расчетных операций банков и
контроля за состоянием денежной массы.
Минимальные
резервы выполняют
следующие функции:
- как ликвидные
резервы служат обеспечением обязательств
КБ по депозитам их клиентов;
- являются
инструментом, используемым ЦБ
для регулирования объема денежной
массы в стране. Посредством изменения
норматива резервных средств ЦБ регулирует
масштабы активных операций КБ, а, следовательно,
и возможности осуществления ими депозитной
эмиссии. Кредитные институты могут расширять
ссудные операции, если их обязательные
резервы в ЦБ превышают установленный
норматив. Когда масса денег в обороте
превосходит необходимую потребность,
ЦБ проводит политику кредитной рестрикции
путем увеличения нормативов отчисления.
Тем самым он вынуждает банки
сократить объем активных операций.