Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 11:22, реферат
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта регулирование процедуры банкротства.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- Изучить общие сведенья о банкротстве предприятия , условия и критерии банкротства, виды и признаки банкротства
- Рассмотреть судебные и внесудебные процедуры банкротства
- Исследовать судебные и внесудебные процедуры на примере США, Великобритании, Германии и Франции.
После удовлетворения ходатайства суд принимает меры к охране конкурсной массы. Для этого он созывает конкурсных кредиторов на собрание для решения вопроса о необходимости объявления должника несостоятельным и начале конкурсного процесса, а также избрания конкурсного управляющего.
По просьбе заинтересованных лиц суд может издать приказ об установлении охранного режима имущества должника и назначить куратора. В качестве куратора имущества должника выступает служащий Министерства торговли. С этого момента все действия должника строго контролируются и в случае совершения неправомерных действий суд может выдать ордер на арест должника, его торговых книг, бумаг и документов, если найдет, что существует вероятность того, что должник скроется от суда, чтобы избежать платежа по долгам, вручения ходатайства или присутствия на заседаниях суда при рассмотрении дела. Арест может последовать также, если должник готовится скрыть товары от передачи во владение куратору или существует угроза уничтожения должником торговых книг и других документов, а также в том случае, если после вынесения охранного приказа должник без разрешения куратора изымает из конкурсной массы имущество стоимостью более 60 фунтов стерлингов или без уважительной причины не является в заседание суда.
Несмотря на перечисленные меры, по законодательству Англии должник продолжает считаться собственником своего имущества, а куратор совершает свои действия от имени должника. Однако за должником сохраняется право требовать принадлежащее ему имущество, находящееся во владении других лиц, а также требовать исполнения обязательства по заключенным с ним ранее договорам. Однако всем этим имуществом он не вправе распоряжаться, а обязан передать его куратору.
Должник, имущество которого было передано куратору, имеет право выступать в суде в качестве истца, но не может быть ответчиком, поскольку потерял право на распоряжение имуществом.
Условия открытия конкурсного производства в Англии отличаются сложностью. Прежде всего, должник, в отношении которого предполагается открыть конкурсное производство, должен удовлетворять изложенным выше требованиям, предъявленным к должнику. Если эти требования соблюдены, то дополнительно для открытия конкурсного производства необходимо:
а) совершение общей передачи имущества должника в пользу всех кредиторов;
б) установление факта обманной передачи имущества третьим лицам;
в) предоставление ложных привилегий отдельным кредиторам;
г) укрывательство должника от кредиторов;
д) наложение ареста на имущество должника по исполнительному листу;
е) заявление должника о своей неплатежеспособности и подача ходатайства в суд;
ж) неисполнение условий уведомления кредиторов о возможном начале конкурсного производства;
з) уведомление о прекращении платежей.
Новое законодательство о банкротстве в уже объединенной Германии появилось в 1999 г., когда вступил в силу Закон Германии о регулировании порядка производства по делам о несостоятельности от 5 октября 1994 г. В законодательстве ФРГ закреплен обязательный нормативно установленный срок — 21 день, и в течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать в суд заявление о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование. В Германии процедура несостоятельности состоит из двух этапов: из предварительной процедуры и конкурсного производства.
Существенное внимание уделяется проблеме сохранения имущества несостоятельного должника от разворовывания. Перечень конкретных ограничительных мер, принимаемых судом для обеспечения сохранности конкурсной массы, определен в § 21 Закона. В частности, установлено, что суд обязан принять меры, необходимые для защиты кредиторов от неблагоприятных изменений в имущественном положении должника.
При открытии судом дела в отношении должника, прежде всего, вводится процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.
С целью предотвращения конкурсного производства и объявления должника несостоятельным законодательство ФРГ допускает возможность заключения мировой сделки. С этой целью еще в 1935 году был принят специальный закон, урегулировавший все проблемы, возникающие при заключении мировой сделки. Закон разрешает должнику подать заявление в суд и просить начать дело о предотвращении открытия конкурсного производства и разрешить ему заключить мировую сделку с кредиторами. В заявлении должник дает обязательство удовлетворить требования кредиторов не менее чем на 35% суммы долга, если он просит отсрочку платежа на срок до одного года. Если же должник просит отсрочить платежи на срок до полутора лет, то он должен дать обязательство, что кредиторы в этот период могут быть удовлетворены не менее 40% их требований. Если же должник просит отсрочить конкурсное производство более чем на полтора года, он должен сделать заверение, что погасит долги кредиторов более чем на 40%.
Вопрос о принятии или отклонении мировой сделки решается собранием кредиторов. Для положительного решения необходимо согласие на мировую сделку не менее 3/4 кредиторов, исходя из размеров их требований.
Решение собрания о согласии на заключение мировой сделки должно быть утверждено судом, после чего оно становится обязательным для всех кредиторов. Мировая сделка подлежит принудительному исполнению в случае, если ее условия не будут исполняться должником. Если же должник будет уличен в злостном банкротстве, то мировая сделка отменяется решением суда. В этом случае проблема погашения долгов решается по правилам конкурсного процесса.
Как уже сказано, Законом о борьбе с экономическими преступлениями в ФРГ были отменены статьи Конкурсного устава, предусматривающие уголовную ответственность за банкротство. Однако это не означает, что после этого законодательство ФРГ считает банкротство безобидным явлением, против которого нет необходимости защищаться уголовно-правовыми средствами.
В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20 — 25 тыс. евро. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.
Неплатежеспособность таких компаний является основанием для принудительного их прекращения.
Согласно законодательству Франции применяются две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. Выбор той или иной процедуры зависит от величины предприятия, которое подлежит банкротству. Так, упрощенная используется в отношении предприятий (компаний) со штатом персонала не более 50 человек и ежегодным оборотом финансовых средств, не превышающим 20 млн. франков; обычная (общая) — для иных, более крупных предприятий.
В законодательстве Франции особый упор делается на соблюдение прав работников предприятия, которое может оказаться банкротом. Так, после принятия ходатайства о несостоятельности предприятия начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.
По французскому праву субъектами несостоятельности могут быть коммерсанты, в том числе и иностранные, осуществляющие свою торговую деятельность в пределах Франции. Для субъектов несостоятельности установлен возрастной ценз: ими могут быть только совершеннолетние лица, не находящиеся под опекой или попечительством. Законодательство устанавливает, что субъектом несостоятельности могут быть юридические лица, члены которых несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам данного юридического лица. В частности, такими субъектами могут быть полные и коммандитные товарищества.
Под полными товариществами имеются в виду объединения под общей фирмой двух или более лиц для занятия предпринимательской деятельностью. Имущество полного товарищества по французскому законодательству принадлежит самому товариществу. Члены такого товарищества несут ответственность по его долгам и всем лично принадлежащим им имуществом.
Коммандитное товарищество, или «товарищество на вере», состоит из двух групп участников. Одни из них называются «полными товарищами» и несут ответственность всем своим имуществом за долги товарищества, поскольку именно они осуществляют ведение дел товарищества. Вторая группа участников называется коммандитистами. Они участвуют в деятельности товарищества лишь своими вкладами. Деятельность полных и коммандитных товариществ регулируется французским Торговым кодексом и Законом о товариществах 1966 г.
Согласно ст. 101 Закона о товариществах допускается объявление конкурса над имуществом руководителей юридического лица, объявленного несостоятельным, в случае использования служебного положения в личных целях.
Субъектами возбуждения дел о несостоятельности во Франции считаются прежде всего должники. Согласно Закону 1978 года несостоятельными должниками могут быть объявлены: физические лица; товарищества и корпорации. Не подпадают под действие Закона страховые и банковские корпорации, строительные учреждения и союзы.
Закон обязывает всех коммерсантов и юридических лиц, независимо от рода предпринимательской деятельности, прекративших платежи, в течение двух недель подать ходатайство в суд о начале процедуры судебного урегулирования или ликвидации имущества. Такое ходатайство может быть подано и правопреемником должника. Помимо должников правом подачи ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности наделены и кредиторы.
Ходатайство о начале производства в связи с неплатежеспособностью должно быть подано в надлежащий суд, которому подсудно и подведомственно рассмотрение дел такой категории. Во Франции эти дела рассматривают главным образом коммерческие суды и некоторые гражданские суды. Торговым судам подведомственны дела о несостоятельности должников, имеющих статус коммерсантов. Дела о несостоятельности неторговых юридических лиц подведомственны судам так называемой высокой инстанции. Важное значение для определения подведомственности и подсудности имеет местожительство физического лица и место нахождения юридического лица. Дела о прекращении платежей физическими лицами рассматриваются судами по месту их жительства. Что касается коммерсанта, действующего в качестве юридического лица, то при определении подсудности решающую роль играет место нахождения его предприятия. Если коммерческая деятельность ведется в разных местах, то дело рассматривается тем судом, где осуществляется руководство предприятием либо находится финансовый центр.
Во Франции ходатайство в суд о начале производства в связи с неплатежеспособностью подается, так же как и в других странах, в письменной форме. К ходатайству должны быть приложены те же документы, которые прилагаются в США и Англии.
Суд, приняв дело о несостоятельности к производству, проверив материалы, выслушав кредиторов и должников, вправе объявить сразу же должника несостоятельным при условии, что ходатайствующие кредиторы доказали наличие долга и его неоплатность, и вынести решение о начале конкурсного производства. Это решение должно быть опубликовано в Официальном бюллетене гражданских и коммерческих объединений.
Как уже отмечено, признав должника несостоятельным и открыв конкурсное производство, суд может решить провести одну из двух процедур: судебное урегулирование долгов, представляющее собой по сути дела процедуру осуществления мирового соглашения, направленного на предотвращение ликвидации имущества должника, и ликвидацию имущества путем проведения конкурсной распродажи.
Несостоятельный должник лишается права управления и распоряжения имуществом. Это право по закону переходит к так называемому синдику, который осуществляет функции конкурсного управления. Для осуществления конкурсного процесса во Франции может быть назначено от одного до трех синдиков. Закон гласит, что синдиком не может быть назначен родственник или свойственник должника или кого-либо из кредиторов.
Во Франции с целью наблюдения за ходом конкурсного производства законодательством предусмотрено назначение судом от одного до трех контролеров. Эти контролеры назначаются из числа кредиторов и выполняют функции, которыми наделены в США и Англии комитеты и комиссии кредиторов.
Что касается собрания кредиторов, то его состав также предусмотрен законом, в котором отмечается, что оно должно быть собрано судом после вынесения решения об объявлении должника несостоятельным и начале конкурсного производства. Таким образом, центральное место в конкурсном процессе во Франции, подобно другим странам, занимает суд.
Вместе с тем и синдик, выполняющий функции конкурсного управляющего, наделен весьма важными полномочиями. Так, закон обязывает его востребовать все обеспеченные ипотекой долги, которые оказались не востребованными несостоятельным должником, и составить ведомость платежей, подлежащих зачислению в конкурсную массу. Он осуществляет и другие функции, характеристика которых дана в предыдущих параграфах главы первой. Конкретно все требования кредиторов, независимо от их привилегий, в том числе и требования государственной казны, должны предъявляться синдику. Эти требования должны подаваться в срок, определенный по усмотрению суда. Причем предусматривается, что пропущенный кредитором срок влечет для него неблагоприятные последствия. В частности, такие кредиторы не могут участвовать в очередном разделе имущества и уплате платежей. Правда, суду предоставлено право восстанавливать в правах кредиторов, пропустивших срок, в случае если кредитор докажет суду, что просрочка с подачей заявления об удовлетворении требования произошла по независящим от него обстоятельствам.
Информация о работе Соотношение судебных и внесудебных процедур банкротства в зарубежных странах