Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 11:22, реферат
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта регулирование процедуры банкротства.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- Изучить общие сведенья о банкротстве предприятия , условия и критерии банкротства, виды и признаки банкротства
- Рассмотреть судебные и внесудебные процедуры банкротства
- Исследовать судебные и внесудебные процедуры на примере США, Великобритании, Германии и Франции.
Содержание
Актуальность заключается в том, что современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.
Причиной банкротства предприятий в период общего кризиса являются неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, нестабильность финансового рынка. Собственно процедура банкротства представляет завершающую стадию неудачного функционирования предприятия. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности.
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта регулирование процедуры банкротства.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- Изучить общие сведенья о банкротстве предприятия , условия и критерии банкротства, виды и признаки банкротства
- Рассмотреть
судебные и внесудебные
- Исследовать
судебные и внесудебные
Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника(гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Под термином «банкротство» также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработку мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, — на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника
В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность.
За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:
1) Принцип
неоплатности. В соответствии с
этим принципом должник может
быть признан банкротом, если
сумма общей кредиторской
2) Принцип
неплатежеспособности. В конце XIX века
практически все
Банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации.
Несостоятельность - признанная судом или должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по оплате заработной платы;
Под несостоятельностью понимается неспособность должника индивидуального предпринимателя или юридического лица - удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества.
Согласно Закона о банкротстве, признак банкротства. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено Законом о банкротстве.
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридические лица, вытекающего из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение ли ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство.
1. Собственник
имущества должника (уполномоченный
им орган), учредитель (участник) и/или
должностные лица юридического
лица - должника несут субсидиарную
ответственность перед
Должностное лицо юридического лица - банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.
2. Если заявление
о признании банкротом подано
должником в суд при наличии
возможности удовлетворить
3. В случае
обнаружения конкурсным
Меры по финансовому оздоровлению предприятия могут быть предприняты как в судебных процедурах несостоятельности (банкротства), так и во внесудебных процедурах.
В том случае, если в отношении организации-должника в арбитражном суде возбуждено дело о его несостоятельности (банкротстве), должник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспособность. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве (далее — Закон о банкротстве) арбитражный суд может ввести одну из двух процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника: либо процедуру финансового оздоровления, либо процедуру внешнего управления.
Помимо реабилитационных для должника процедур, Законом о банкротстве предусматриваются также процедуры наблюдения, конкурсного производства и мирового соглашения.
Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения.
Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на срок не более чем два года при наличии ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия либо третьих лиц к первому собранию кредиторов должника о введении финансового оздоровления. При финансовом оздоровлении органы управления должника действуют с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Данная процедура основывается на реализации плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
При внешнем управлении полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. Данная процедура прежде всего нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов должника, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов должника для восстановления его платежеспособности возможно привлечение и финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов).
Одной из важных особенностей внешнего управления является разработка внешним управляющим плана внешнего управления, который должен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника. План внешнего управления не имеет строго регламентированной формы, вместе с тем он должен содержать исчерпывающие обоснования возможности достижения в установленные арбитражным судом сроки (в общем случае — не более 18 месяцев, данный срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев) цели внешнего управления — восстановления платежеспособности организации-должника. Кроме того, внешнее управление обусловливается введением моратория на выполнение требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего управления. Следует отметить также, что мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, проводятся под наблюдением его кредиторов.
Помимо судебных процедур, направленных на оздоровление организации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных процедурах. При этом роль кредиторов в ряде случаев может быть столь же значимой, как и в судебных процедурах. Тем не менее, инициатива в проведении мероприятий, направленных на восстановление и укрепление платежеспособности предприятия, как правило, исходит от самого предприятия либо его собственника.
Законом о банкротстве предусмотрены меры по предупреждению банкротства организаций. Учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В качестве меры по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Данная мера является процедурой досудебной санации.
Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства
Наряду с федеральным законодательством отдельные вопросы несостоятельности регулируются законодательством штатов. Особые правила применения норм о несостоятельности, имеющие процедурный характер, издаются Верховным судом США.
Следует иметь в виду, что открытие конкурсного производства — не обязательное последствие несостоятельности того или иного должника. Законодательство США позволяет должникам и кредиторам использовать правовые средства, направленные на предупреждение конкурсного производства и ликвидацию имущества несостоятельного должника. Эти средства использовались в праве уже давно.
Речь идет, прежде всего, о мировой сделке между должником и кредиторами, в результате которой достигается либо отсрочка исполнения требований, либо их уменьшение, либо то и другое вместе. При этом принятая большинством по численности кредиторов и 3/4 по размеру доказанных требований мировая сделка должна быть утверждена судом. Только в этом случае она становится обязательной для всех кредиторов.
Кроме мировой сделки законодательство некоторых штатов в США допускает установление доверительной собственности в пользу личных кредиторов должника на ипотеку имущества должника, а также цессию, т.е. передачу прав на имущество должника в пользу кредиторов.
Хотя законодательство США все еще считает главной формой конкурсного процесса ликвидацию имущества несостоятельного должника, тем не менее, оно предусматривает широкие возможности для ее предотвращения. Это достигается разными путями. Так, для муниципальных корпораций предусмотрены специальная процедура урегулирования долгов и различные виды реорганизации, не связанные с ликвидацией имущества.
Заключительным актом конкурсного производства является вступление в законную силу решения суда о прекращении производства и освобождении должника от долгов. Однако прекращение конкурсного производства автоматически не ведет к освобождению от долгов. Суд может отказать в освобождении от долгов, если должник:
1) передал
кому-либо, уничтожил или ухудшил
имущество в течение года до
подачи ходатайства о начале
конкурсного производства с
2) утаил, фальсифицировал или уничтожил информацию относительно своего финансового положения или торговых сделок;
3) сознательно
сделал ложное заявление или
предъявил подложное
4) не представил
удовлетворительного
5) отказался
исполнить законный приказ
Информация о работе Соотношение судебных и внесудебных процедур банкротства в зарубежных странах