Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:06, реферат
Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Содержание финансов
некоммерческих организаций
Построение социально-
Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:
с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;
с другими организациями
и физическими лицами по поводу формирования
внебюджетных источников доходов (взносов
учредителей, паевых и членских взносов,
целевых поступлений, включая гранты,
пожертвования, а также доходов
от осуществления
с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;
со своими работниками
по поводу формирования и использования
фондов оплаты труда и фондов целевого
назначения (материального поощрения,
производственного и
Исходя из этого
финансы некоммерческих организаций
— это отношения, связанные с
формированием и использованием
финансовых ресурсов организаций для
достижения целей деятельности, предусмотренных
в уставе организации. При этом некоммерческая
организация может выполнять
один или несколько видов
Содержание финансовых
отношений в каждой из групп определяется
организационно-правовой формой, в
которой создается
Некоммерческие
организации могут создаваться
в различных организационно-
В Российской Федерации
большинство некоммерческих организаций
созданы в форме бюджетных
учреждений, правовой статус которых
впервые определен Бюджетным
кодексом РФ. Необходимость законодательного
определения статуса бюджетного
учреждения было вызвано тем, что
Гражданский кодекс РФ содержит определение
только учреждения как организационно-правовой
формы некоммерческой организации.
При этом в определении учреждения
не конкретизированы собственник и
источник финансирования учреждения.
Бюджетный кодекс РФ уточняет эти
моменты и определяет бюджетное
учреждение как организацию, созданную
органами государственной власти РФ,
субъектов Федерации, органами местного
самоуправления для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда на основе сметы доходов
и расходов (ст. 161 БК РФ). К бюджетным учреждениям
относятся учреждения общего и профессионального
образования, здравоохранения и социального
обеспечения, научно-исследовательские
учреждения, органы государственной власти
и органы местного самоуправления, суды
и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка
и безопасности государства.
Содержание отношений
некоммерческих организаций с бюджетами
разных уровней зависит главным
образом от правового статуса
организации. Для бюджетных учреждений
ввиду необходимости их финансирования
собственником характерны двусторонние
отношения в части получения финансирования
из бюджета соответствующего уровня в
зависимости от подчиненности учреждения
и уплаты налогов в бюджетную систему.
Двусторонние отношения возникают независимо
от того, осуществляет бюджетное учреждение
предпринимательскую и иную приносящую
доход деятельность или нет. В случае отсутствия
внебюджетных источников доходов учреждение,
получая бюджетное финансирование, тем
не менее уплачивает налоги, связанные
с бюджетной деятельностью (налог на доходы
физических лиц, единый социальный налог),
ассигнования на уплату которых предусмотрены
в соответствующих статьях сметы доходов
и расходов. Если учреждение помимо бюджетной
осуществляет еще и предприни-, мательскую
деятельность, оно уплачивает налоги,
связанные с этой деятельностью (налог
на добавленную стоимость, налог на прибыль,
земельный налог и др.), при этом источником
уплаты налогов является выручка или прибыль
от реализации продукции, работ или услуг.
Односторонние отношения с соответствующим
бюджетом возникают только у учреждений,
не финансируемых собственником за счет
бюджетных средств (например, у органов
вневедомственной охраны), в части уплаты
налогов, связанных с оказанием платных
услуг организациям и гражданам.
Отношения некоммерческих
организаций иных организационно-правовых
форм (кроме бюджетных учреждений)
с бюджетами также могут быть
двусторонними или
Разная организационно-правовая
форма некоммерческих организаций,
получающих бюджетное финансирование,
определяет и различные формы
предоставления бюджетных средств.
Для некоммерческих организаций, созданных
в форме бюджетного учреждения, законодательство
предусматривает единственную форму
финансирования — ассигнования на
содержание бюджетных учреждений (ст.
69 БК РФ). Некоммерческим организациям
иных организационно-правовых форм (общественные,
религиозные организации, фонды), бюджетные
средства предоставляются не на их
содержание, а в рамках выполнения
ими федеральных целевых
Для бюджетных
учреждений применяется два разных
способа доведения до них бюджетных
ассигнований: либо через орган управления,
которому подчинено бюджетное
Второй способ
применяется в отношении
Отношения некоммерческих
организаций с другими
Все некоммерческие
организации являются плательщиками
единого социального налога, а
также страховых взносов на обязательное
пенсионное и социальное страхование,
уплачиваемых в бюджеты соответствующих
государственных внебюджетных фондов.
Однако различный правовой статус некоммерческих
организаций определяет разные источники
уплаты налогов и страховых взносов:
бюджетные ассигнования, предусмотренные
на эти цели в смете доходов
и расходов, - в бюджетных учреждениях,
выручка от реализации продукции, работ
и услуг — в организациях иных организационно-правовых
форм. Начисленные в соответствии с налоговым
законодательством суммы единого социального
налога и страховых взносов в полном объеме
перечисляются в бюджеты Пенсионного
фонда РФ и фондов обязательного медицинского
страхования. Единый социальный налог,
зачисляемый в Фонд социального страхования
РФ, перечисляется в виде разницы между
суммой начисленного единого социального
налога и произведенных организацией
расходов по выплате различных пособий
(по временной нетрудоспособности, беременности
и родам и др.), предусмотренных законодательством.
Финансовые отношения
между некоммерческой организацией
и трудовым коллективом опосредуют
распределение выручки от реализации
продукции (работ, услуг), формирование
и использование фондов оплаты труда,
фондов целевого назначения (материального
стимулирования, производственного
и социального развития) в бюджетных
учреждениях, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, и в некоммерческих
организациях иных организационно-правовых
форм.
Материальными
носителями финансовых отношений в
некоммерческих организациях выступают
финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы
некоммерческих организаций представляют
собой совокупность денежных доходов,
поступлений и накоплений, используемых
на текущее содержание и расширение
деятельности этих организаций. Источники
финансовых ресурсов, принципы их формирования
и использования зависят от вида
услуг, оказываемых некоммерческими
организациями, и характера их предоставления.
Современная рыночная
экономика представляет собой смешанную
экономику, в которой механизм рыночной
саморегуляции сочетается с государственным
регулированием. Более того, рыночная
экономика предполагает высокий уровень
государственных гарантий в получении
социально значимых услуг, социальной
защиты граждан от отрицательных последствий
рынка. Именно это определяет способ удовлетворения
отдельных видов потребностей в услугах
некоммерческих организаций (платный
или бесплатный) и соответственно источники
финансирования этих потребностей.
Одна часть
общественных потребностей неделима,
и ее удовлетворение возможно только
в коллективной форме. К ним относятся
потребности в обороне, национальной
безопасности, государственном управлении,
защите экологии, санитарно-эпидемиологических
мероприятиях и др. Эти потребности
касаются всех членов общества, и для
их удовлетворения используются исключительно
государственные средства (средства
бюджетов всех уровней и внебюджетных
фондов).
Другая группа
общественных потребностей (в образовании,
здравоохранении, культуре, социальном
обеспечении и др.) имеет индивидуальную
форму удовлетворения. Источником финансирования
этих потребностей могут быть как
бюджетные средства, так и средства
организаций и населения. Данные
потребности имеют особую социальную
значимость, их удовлетворение обеспечивает
реализацию важнейших прав человека
на охрану здоровья, образование, пользование
культурными ценностями, получение
информации и др. Применение только
платной формы ограничило бы потребление
этих услуг рамками
Вместе с тем
использование только бюджетных
средств для бесплатного предоставления
социально значимых услуг невозможно
в силу ограниченности бюджетных ресурсов.
Кроме того, бесплатность услуг имеет
определенные негативные черты: приводит
к дефициту услуг, сковывает инициативу
учреждений и подрывает стимулы к достижению
высоких экономических результатов, ограничивает
конкуренцию и не стимулирует вследствие
этого снижение издержек оказания услуг
и т.д. Поэтому в рыночной экономике широко
применяется практика рационирования
потребления бесплатных услуг.