Содержание финансов НКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Файлы: 1 файл

Содержание финансов НКО.docx

— 22.01 Кб (Скачать)

Содержание финансов некоммерческих организаций 

Построение социально-ориентированной  рыночной экономики предполагает возрастание  роли некоммерческих организаций, оказывающих  различные виды социальных услуг. В  Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль  между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.  

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися  по поводу формирования и использования  денежных фондов различного назначения:

с органами государственной  власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств  и их использования;

с другими организациями  и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов  учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов  от осуществления предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

с органами государственной  власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед  бюджетами разных уровней и бюджетами  внебюджетных фондов путем уплаты налоговых  платежей, а также страховых взносов  на обязательное пенсионное и социальное страхование;

со своими работниками  по поводу формирования и использования  фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального  развития и др.).  

Исходя из этого  финансы некоммерческих организаций  — это отношения, связанные с  формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для  достижения целей деятельности, предусмотренных  в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять  один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством  РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую  деятельность некоммерческая организация  может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие  более прибыльной деятельностью  в ущерб основной, отвечающей целям  ее создания.  

Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в  которой создается некоммерческая организация, особенностями целей  и характера их деятельности в  процессе оказания услуг. Это обуславливает  специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка  их формирования и использования.  

Некоммерческие  организации могут создаваться  в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником  учреждений, благотворительных и  иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных  законодательством (ст. 50 ГК РФ).  

В Российской Федерации  большинство некоммерческих организаций  созданы в форме бюджетных  учреждений, правовой статус которых  впервые определен Бюджетным  кодексом РФ. Необходимость законодательного определения статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что  Гражданский кодекс РФ содержит определение  только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и  источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ уточняет эти  моменты и определяет бюджетное  учреждение как организацию, созданную  органами государственной власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.  

Содержание отношений  некоммерческих организаций с бюджетами  разных уровней зависит главным  образом от правового статуса  организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предприни-, мательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.  

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена  как возможность получения бюджетных  средств на определенные цели, предусмотренные  законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость  уплаты налогов. Отношения остальных  некоммерческих организаций с бюджетами  ограничиваются только уплатой налогов  в соответствии с действующим  законодательством.  

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы  предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных  в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму  финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные  средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.  

Для бюджетных  учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных  ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных  учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При  этом орган, исполняющий соответствующий  бюджет, предоставляет бюджетное  финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю  бюджетных средств): по федеральному бюджету — министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным  бюджетам — отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного  органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель  бюджетных средств доводит бюджетные  ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.  

Второй способ применяется в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми  получателями бюджетных средств, а  также некоммерческих организаций  всех иных организационно-правовых форм.  

Отношения некоммерческих организаций с другими организациями  и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, гран-тодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов — взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.  

Все некоммерческие организации являются плательщиками  единого социального налога, а  также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих  государственных внебюджетных фондов. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники  уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные  на эти цели в смете доходов  и расходов, - в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг — в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, перечисляется в виде разницы между суммой начисленного единого социального налога и произведенных организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством.  

Финансовые отношения  между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального  стимулирования, производственного  и социального развития) в бюджетных  учреждениях, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.  

Материальными носителями финансовых отношений в  некоммерческих организациях выступают  финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы  некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники  финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими  организациями, и характера их предоставления.  

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную  экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции сочетается с государственным регулированием. Более того, рыночная экономика предполагает высокий уровень государственных гарантий в получении социально значимых услуг, социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Именно это определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций (платный или бесплатный) и соответственно источники финансирования этих потребностей.  

Одна часть  общественных потребностей неделима, и ее удовлетворение возможно только в коллективной форме. К ним относятся  потребности в обороне, национальной безопасности, государственном управлении, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях и др. Эти потребности  касаются всех членов общества, и для  их удовлетворения используются исключительно  государственные средства (средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов).  

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеет индивидуальную форму удовлетворения. Источником финансирования этих потребностей могут быть как  бюджетные средства, так и средства организаций и населения. Данные потребности имеют особую социальную значимость, их удовлетворение обеспечивает реализацию важнейших прав человека на охрану здоровья, образование, пользование  культурными ценностями, получение  информации и др. Применение только платной формы ограничило бы потребление  этих услуг рамками платежеспособного  спроса населения и сделало бы их недоступными для малообеспеченных слоев населения. Кроме того, государство, финансируя приоритетные социальные потребности, формирует таким образом рациональную структуру потребностей, необходимую обществу. Государственное финансирование социально значимых услуг связано также с достижением социальной справедливости, которая понимается в данном случае как обеспечение доступности важнейших социальных услуг для членов общества независимо от уровня их доходов.  

Вместе с тем  использование только бюджетных  средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: приводит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений и подрывает стимулы к достижению высоких экономических результатов, ограничивает конкуренцию и не стимулирует вследствие этого снижение издержек оказания услуг и т.д. Поэтому в рыночной экономике широко применяется практика рационирования потребления бесплатных услуг.  

Информация о работе Содержание финансов НКО