Содержание финансового менеджмента и его эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:35, реферат

Краткое описание

Финансовый менеджмент, с одной стороны, — это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка. С другой стороны, — это наука, так как принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Содержание  финансового менеджмента  и его эволюция.

     Финансовый  менеджмент, с одной стороны, —  это искусство, поскольку большинство  финансовых решений ориентировано  на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную  комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка. С другой стороны, — это наука, так как принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.

     Для нашей страны это понятие является сравнительно новым. Ведь что касается финансового менеджмента в том  смысле, как он понимается в экономически развитых странах, то это направление не могло сформироваться в социалистической экономике ввиду многих причин, в частности из-за отсутствия рынка ценных бумаг и финансовой самостоятельности предприятий в полном смысле этого слова. Только осуществляемые с 90-х годов в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации снова сделали актуальным управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов.

     Финансовый  менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей предприятия (фирмы) путем эффективного использования всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

     В отличие от бухгалтерского учета, история которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Отдельные фундаментальные разработки по теории финансов велись еще до второй мировой войны, но первые научные труды по финансовому менеджменту появились только в начале 60-х годов XX в.

     Эволюция  основополагающих теорий в практике финансового менеджмента длилась  не один десяток лет. Тем не менее, принято считать, что начало процессу становления финансового менеджмента  было положено работами Г. Марковица, заложившими основы современной теории портфеля. Не менее известна и теория арбитражного ценообразования, предложенная С. Россом.

     Дальнейшее  развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях, посвященных  ценообразованию ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и их империческому подтверждению, разработке новых финансовых инструментов и т.п. Благодаря достижениям западных и российских научных деятелей, направление финансового менеджмента в наше время имеет не только определенные традиции, но и хорошие перспективы в будущем.

Эволюция  финансового менеджмента

     В отличие от бухгалтерского учета, история  которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Отдельные фундаментальные разработки по теории финансов велись еще до второй мировой войны, но первые научные труды по финансовому менеджменту появились только в начале 60-х годов XX в. В них были соединены базовые разделы теории финансов с аналитическими аспектами бухгалтерского учета в рамках методологии общей теории управления. Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета позволил сформировать финансовый менеджмент.

     В эволюции финансового менеджмента  выделяют три этапа.

     На  первом этапе (1930-1950) внимание ученых было сосредоточено на оценке финансового  состояния с помощью коэффициентов, обосновании способов управления денежными  потоками, диагностике банкротства.

     Второй  этап (1950-1980 гг.) характеризовался активным развитием теории финансового менеджмента  в направлении разработки основ  бюджетирования, портфельной теории, моделей оценки финансовых активов, теории структуры и стоимости  капитала, дивидендной политики, риск-менеджмента. Завершился этот период разработкой методик оценки бизнеса.

     Третьему  этапу (с 1980 г. по настоящее время) свойственно  активное развитие финансового менеджмента  по следующим направлениям: разработка концепции по управлению стоимостью, создание моделей организации, интегральной оценки эффективности деятельности организации.

2. Финансы учреждений и организаций некоммерческой  (непроизводственной) сферы.

Некоммерческая  деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направлениям: 1) государственное управление и государственные услуги общего характера; 2) оборона; 3) охрана внутреннего правопорядка и безопасности; 4) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с неблагоприятными природными явлениями, катастрофами, авариями и другими бедствиями; 5) образование; 6) здравоохранение; 7) социальная защита населения; 8) фундаментальная наука; 9) культура и искусство; 10) защита окружающей среды; 11) общественно-бытовое благоустройство городов и населенных пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, тротуары и др.); 12) общественные объединения и организации; 13) благотворительные и гуманитарные организации и фонды [3; 5]. 
Таким образом, к данной деятельности относятся многие отрасли непроизводственной сферы, хотя в ее составе могут функционировать обеспечивающие структуры, присущие материальному производству. 
Общей особенностью упомянутых направлений деятельности является то, что основным мотивом функционирования организаций или учреждений не является извлечение прибыли или дохода от результатов такой деятельности, удовлетворение общественных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. Кроме того, по соображениям стратегического общественного развития определенный вид деятельности необходимо сосредоточить в централизованном порядке у государства. 
В основном некоммерческая деятельность определяется необходимостью производства и обеспечения общественными товарами, благами и услугами. Производство определенных видов общественных товаров государство принимает на себя в связи со значительными выгодами переливов [1]. 
Некоммерческие виды деятельности (исключая государственный сектор) получили значительное развитие в странах с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации библиотек, музеев, больниц, учебных заведений, театров, разнообразных благотворительных фондов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициативу с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясняется не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство дифференцированно подходит к разного рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство также субсидирует определенные организации для оказания услуг населению. Действия государства по финансированию общественных потребностей через некоммерческие организации объясняются большей их гибкостью и оперативностью по оказанию услуг населению. Финансовый механизм использования возможных прибыли или дохода от некоммерческих видов деятельности, например в США, устанавливает, что они не распределяются среди членов организации, либо лиц, причастных к контролю над ней. Прибыль или доход направляются или на развитие организации, или лицам, пользующимся ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися гражданами и т.д.) [1]. 
Материальной основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций являются фонды непроизводственного назначения, которые имеют натуральную и денежную формы. Фонды в натуральной форме приобретаются организациями и учреждениями как товары в порядке купли-продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Созданные на этой основе блага и услуги имеют лишь потребительскую стоимость, но стоимостью не обладают, она утрачивается при потреблении и тем самым завершается использование части национального продукта, создаваемого некоммерческими организациями и учреждениями. Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия их воспроизводства, имеют отраслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом умственный труд высокой квалификации, поэтому в затратах, как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждения, организации. 
Методами ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездности - на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка все больше организаций переходят на начало коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточных накоплений для саморазвития. 
1. Сметное финансирование — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов организаций и учреждений, не имеющих собственных доходов. Объем, целевое направление и распределение бюджетных ассигнований на содержание учреждений непроизводственной сферы определяются сметой расходов. В сметном порядке финансируются учреждения образования здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти, государственного управления и обороны, часть учреждений науки, искусства, культуры. При сметном финансировании некоторых учреждений могут быть использованы дополнительные источники обеспечения затрат, направлены взносы и платежи потребителей услуг. Денежные средства, предоставляются в соответствии с ассигнованиями и отражаются в финансовом плане учреждений - смете расходов, потребляются на приобретение основных фондов, материальных запасов, оплату услуг, выплату заработной платы, другие хозяйственные нужды  
2. Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. Сюда относятся: учреждения образования и здравоохранения, работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские институты, некоторые учреждения искусств, зрелищные предприятия. Этот метод используют предприятия некоммерческих организаций и учреждений. Предприятия производят различные денежные расходы, связанные с деятельностью: реализуя блага и услуги, они получают выручку; превышение доходов над расходами образует накопления. 
3. Метод самоокупаемости затрат предусматривает организацию хозяйственной деятельности на основе услуг за плату, цена которых определяется применительно к объему расходов без накоплений. Этот метод применяется в организациях, оказывающих платные услуги в области культурно-просветительной деятельности, организации свободного времени и т.д. (курсы и школы по приобретению бытовых, профессиональных навыков и знаний, изучения иностранных языков, национальных клубов по интересам) [1]. 
В видах и отраслях некоммерческой деятельности складываются следующие финансовые отношения: 
- между отраслью и бюджетом в связи с получением средств в порядке финансирования и в отдельных случаях - выполнением финансовых обязательств перед бюджетом; 
- внутриотраслевые отношения между вышестоящим и нижестоящим органами в связи с распределением и централизацией финансовых ресурсов; 
- внутрихозяйственных субъектов, то есть между их подразделениями; 
- межотраслевые - между организациями разных отраслей; 
- между организациями и их работниками по оплате труда; 
- между организациями, учреждениями и их потребителями (по оплате услуг) . 
Могут складывать отношения, характеризующие более узкую определенность взаимосвязей в специфичных видах деятельности, например: 
- между общественными организациями и их членами по уплате взносов - вступительных и членских, а также выплатам поощрительного характера членам этих организаций за определенные достижения и результаты деятельности; 
- между некоммерческими организациями и их спонсорами по передаче средств в материальной и денежной формах для поддержки деятельности организации; 
- отношения обязательного страхования определенного контингента (военнослужащих, работников силовых ведомств и налоговых служб и т.д.) организаций в страховых компаниях; 
- возможны также кредитные отношения в определенных условиях . 
Перечисленные финансовые отношения выражают формирование, распределение и использование денежных фондов, которые можно объединять в следующие основные группы: фонды, обеспечивающие эксплуатационную деятельность организаций и учреждений; фонды капитальных вложений; фонды поощрительного и стимулирующего характера; фонды, связанные с удовлетворением материальных, социально-культурных и бытовых нужд работников и обслуживаемых контингентов (например, учащихся в учебных заведениях, больных в лечебных учреждениях); фонды развития основной деятельности.

3. Экономическое содержание государственных доходов

     Под государственными доходами понимается система экономических  отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

     Доходы - сложная  экономическая категория, которая  действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат  определенной деятельности, связанной  с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.

     В результате распределения  валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных  предприятий, хозяйственных организаций и населения. Первичные доходы подвергаются сложным процессам распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

     Посредством финансов изымается часть доходов населения  для удовлетворения общегосударственных  потребностей; подвергается распределению  доход (прибыль) предприятий - одна часть  его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

     Первичные доходы населения  перераспределяются также путем  оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.1

     Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые  у государства, хозяйствующих субъектов  и населения.

     Часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений направляется в распоряжение государства. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Республики Казахстан. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

     Понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

     Возможно  применение этого понятия и в  узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

     Система государственных доходов Республики Казахстан и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными. 

Информация о работе Содержание финансового менеджмента и его эволюция