Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

Ф и К лекции для студентов.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промыш­ленности, энергомашиностроению и т.д.

Основными функциями бюджета являются:

-        перераспределение национального дохода и ВВП;

-        государственное регулирование и стимулирование экономики;

-        финансовое обеспечение социальной политики;

-        контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

18.Бюджетная система государства - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории РФ. Она включает три звена:

1)           федеральный бюджет;

2)           республиканские бюджеты в составе РФ; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и С-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов;

3)           местные бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские.

 

19.Состав и структура доходов  бюджета.

Основными доходами бюджета в РФ являются налоги. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобили­зуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные пла­тежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Наибольшие поступления обеспечивает налог на доходы физических лиц (до 45%).

Среди косвенных налогов наибольшее значение имеет НДС и акцизы (на табак, спиртные напитки, меха, золото,  автомо­били, бензин) - до 90% всех косвенных налогов.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Важное значение принадлежит налогу на прибыль пред­приятий. Этот налог взимается со всех ЮЛ всех форм собственности.

Существуют неналоговые доходы. К ним относятся дохо­ды от имущества, находящегося в федеральной собственности, до­ходы, поступающие от приватизации, доходы от ВЭД и доходы це­левых бюджетных фондов (дорожного фонда, централизованного фон­да социального развития и т.п.).

Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, явля­ется поимущественный налог, которым облагаются в основном до­мовладельцы. Местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефи­цитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций (предоставля­ется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения её целевого использования), кредитов.

 

20. Состав и структура расходов бюджета.

  Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработ­ную плату, платежи по внутренним займам и внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Расходы федерального бюджета включают расходы на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных меро­приятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по об­служиванию государственного долга.

Главное место в расходах на народное хозяйство зани­мают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жи­лищно-коммунальному хозяйству. Основные средства направляются в топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комп­лекс.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет дру­гих источников.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физкультуру, социаль­ное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, СМИ. Наибольшие суммы направляются на образование.

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной и ис­полнительной власти.

Расходы на погашение государственного долга включают выплаты по внутреннему и внешнему долгу.

 

21.Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.   Для покрытия дефицита бюджета используются различные ценные бумаги государственные: ГКО, КО, облигации внутреннего валютного займа, облигации федеральных займов, го­сударственные сберегательные займы.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефи­цита служат кредиты международных финансовых организаций (МВФ).

Когда доходы превышают расходы - это явление называется профицит. Если излишек доходов временный и получается от случайных обстоятельств, то он может быть использован на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить   бремя народа.                                  

 

23Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - это финансовые ресурсы, имеющие строго целевое назначение. Они решают две важных задачи: обес­печение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

В РФ действуют более 20 внебюджетных фондов социальных
и экономических. К социальным относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, К экономическим Фондам относятся следующие фонды: фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонды финансового регулирования, научно-исследовательские фонды.

Социальные фонды - это фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению. Они образуются за счет страховых взносов застрахованных, страховых взносов пред­принимателей и работодателей и субсидий государства.

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни страны. Средства этих фондов формируются за счет средств бюджета и финансовых ресурсов предприятий и организаций. Направляются средства этих фондов на финансирова­ние малорентабельных государственных и частных предприятий. Помощь предоставляется в форме безвозмездного финансирования или льготных кредитов.

 

24-29Виды внебюджетных фондов, Порядок их формирования и использования.

.   Пенсионный фонд РФ преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени   (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем

              Средства П РФ формируются за счет страховых взносов работодателей и ассигнований из федерального бюджета. При отсутствии средств он может использовать кредиты банка.              Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, по­собий для детей.

Фонд социального страхования РФ - это второй по зна­чению внебюджетный социальный фонд. Основные задачи фонда:

-        обеспечение гарантированных государственных пособий;

-        разработка и реализация государственных программ охраны здо­ровья работников;

-        подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

ФСС РФ как и ПФ Р является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. За счет средств фонда, осуществляется санаторно-курорт­ное лечение - оздоровление трудящихся и их семей.

ФСС РФ образуется за счет страховые взносов предпри­ятий, учреждений; доходов от инвестирования части временно сво­бодных у него средств; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ определяют правовые, экономические и организационные основы медицин­ского страхования и направлены на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья работников.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств фонда.

Фонды финансового регулирования - это инвестиционные, кредитные резервные фонды. Их ресурсы находятся в распоряжении государственных и коммерческих банков и предоставляются на финансирование ЮЛ, выполняющих государственные заказы   или рабо­тающие в соответствии с государственными планами развития.

30.Сущность, значение и функции государственного кредита.Государственный кредит - это совокупность денежных
отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Государствен­ный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенное время предоставленные взаймы денежные сред­ства возвращаются с процентами. Средством для погашения процен­тов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления.

Мобилизованные денежные средства предназначены в пер­вую очередь для покрытия бюджетного дефицита. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств - это клас­сическая форма государственного кредита.

Государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обяза­тельств, взятых физическими и юридическими лицами.

При проведении кредитной политики с помощью государст­венного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспреде­лит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и др. хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граж­дан.

 

31.Основные формы государственного кредита.

Государственный кредит функционирует в следующих фор­мах :

1. Государственные займы - характеризуются тем, что временно  свободные средства населения, предприятий, организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета пу­тем выпуска и реализации облигаций и других видов государствен­ных ценных бумаг.

2. Государственные гарантии - когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую от­ветственность в случае неплатежеспособности плательщика, т.е. погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти или от­дельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. Формами государственных гарантий являются:

- бюджетные ссуды; товарные кредиты; льготные кредиты; инвести­ционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа);.

Классифицируются государственные займы по следующим признакам.

1.           По виду эмитента - займы центрального правительства и займы местных органов власти.

2.           По признаку держателей ценных бумаг - реализуемые среди насе­ления, реализуемые среди ЮЛ, универсальные займы.

3.           По способам обеспечения - закладные, т.е. обеспечиваются чем-то конкретным (доходом, имуществом) и беззакладные, при которых обеспечением служит все имущество государства или муни­ципалитета.

4.           По месту размещения - внешние и внутренние.

5.           По характеру обращения на рынке - рыночные, т.е. те, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные - не могут сво­бодно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они используются в основном для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.

6. По срокам привлечения средств - краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (от 5и более лет).

7.           По форме эмиссии - облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.

8.           По методам определения дохода - облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.

9.           По способу выплаты дохода ~ процентные, с нулевым купоном. По процентным облигациям доход может выплачиваться 1-4 раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону. Облигации с нулевым купоном - это облигации, реализуемые с дисконтом (скидкой), а покупаемые по номиналу. Это, как правило, краткосрочные облигации.

 

32.Сущность и функции финансов предприятий.

Финансы предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Главная цель финансов предприятий — формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде.

Финансы предприятий составляют основную часть финансов - это исходное звено финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельных хозяйствующих субъектов — юридических лиц.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуе­мые на финансовом рынке, и средства, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"