Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".
Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и т.д.
Основными функциями бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
18.Бюджетная система государства - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории РФ. Она включает три звена:
1) федеральный бюджет;
2) республиканские бюджеты в составе РФ; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и С-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов;
3) местные бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские.
19.Состав и структура доходов бюджета.
Основными доходами бюджета в РФ являются налоги. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Наибольшие поступления обеспечивает налог на доходы физических лиц (до 45%).
Среди косвенных налогов наибольшее значение имеет НДС и акцизы (на табак, спиртные напитки, меха, золото, автомобили, бензин) - до 90% всех косвенных налогов.
Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.
Важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий. Этот налог взимается со всех ЮЛ всех форм собственности.
Существуют неналоговые доходы. К ним относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от ВЭД и доходы целевых бюджетных фондов (дорожного фонда, централизованного фонда социального развития и т.п.).
Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы. Местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций (предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения её целевого использования), кредитов.
20. Состав и структура расходов бюджета.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
Расходы федерального бюджета включают расходы на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.
Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству. Основные средства направляются в топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс.
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физкультуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, СМИ. Наибольшие суммы направляются на образование.
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Расходы на погашение государственного долга включают выплаты по внутреннему и внешнему долгу.
21.Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Для покрытия дефицита бюджета используются различные ценные бумаги государственные: ГКО, КО, облигации внутреннего валютного займа, облигации федеральных займов, государственные сберегательные займы.
Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций (МВФ).
Когда доходы превышают расходы - это явление называется профицит. Если излишек доходов временный и получается от случайных обстоятельств, то он может быть использован на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа.
23Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - это финансовые ресурсы, имеющие строго целевое назначение. Они решают две важных задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
В РФ действуют более 20 внебюджетных фондов социальных
и экономических. К социальным относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, К экономическим Фондам относятся следующие фонды: фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонды финансового регулирования, научно-исследовательские фонды.
Социальные фонды - это фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению. Они образуются за счет страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и работодателей и субсидий государства.
Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни страны. Средства этих фондов формируются за счет средств бюджета и финансовых ресурсов предприятий и организаций. Направляются средства этих фондов на финансирование малорентабельных государственных и частных предприятий. Помощь предоставляется в форме безвозмездного финансирования или льготных кредитов.
24-29Виды внебюджетных фондов, Порядок их формирования и использования.
. Пенсионный фонд РФ преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем
Средства П РФ формируются за счет страховых взносов работодателей и ассигнований из федерального бюджета. При отсутствии средств он может использовать кредиты банка. Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей.
Фонд социального страхования РФ - это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Основные задачи фонда:
- обеспечение гарантированных государственных пособий;
- разработка и реализация государственных программ охраны здоровья работников;
- подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
ФСС РФ как и ПФ Р является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. За счет средств фонда, осуществляется санаторно-курортное лечение - оздоровление трудящихся и их семей.
ФСС РФ образуется за счет страховые взносов предприятий, учреждений; доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ определяют правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлены на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья работников.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств фонда.
Фонды финансового регулирования - это инвестиционные, кредитные резервные фонды. Их ресурсы находятся в распоряжении государственных и коммерческих банков и предоставляются на финансирование ЮЛ, выполняющих государственные заказы или работающие в соответствии с государственными планами развития.
30.Сущность, значение и функции государственного кредита.Государственный кредит - это совокупность денежных
отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенное время предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления.
Мобилизованные денежные средства предназначены в первую очередь для покрытия бюджетного дефицита. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств - это классическая форма государственного кредита.
Государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
При проведении кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и др. хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.
31.Основные формы государственного кредита.
Государственный кредит функционирует в следующих формах :
1. Государственные займы - характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий, организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг.
2. Государственные гарантии - когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т.е. погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. Формами государственных гарантий являются:
- бюджетные ссуды; товарные кредиты; льготные кредиты; инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа);.
Классифицируются государственные займы по следующим признакам.
1. По виду эмитента - займы центрального правительства и займы местных органов власти.
2. По признаку держателей ценных бумаг - реализуемые среди населения, реализуемые среди ЮЛ, универсальные займы.
3. По способам обеспечения - закладные, т.е. обеспечиваются чем-то конкретным (доходом, имуществом) и беззакладные, при которых обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета.
4. По месту размещения - внешние и внутренние.
5. По характеру обращения на рынке - рыночные, т.е. те, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные - не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они используются в основном для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.
6. По срокам привлечения средств - краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (от 5и более лет).
7. По форме эмиссии - облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.
8. По методам определения дохода - облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.
9. По способу выплаты дохода ~ процентные, с нулевым купоном. По процентным облигациям доход может выплачиваться 1-4 раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону. Облигации с нулевым купоном - это облигации, реализуемые с дисконтом (скидкой), а покупаемые по номиналу. Это, как правило, краткосрочные облигации.
32.Сущность и функции финансов предприятий.
Финансы предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Главная цель финансов предприятий — формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде.
Финансы предприятий составляют основную часть финансов - это исходное звено финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельных хозяйствующих субъектов — юридических лиц.
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуемые на финансовом рынке, и средства, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).