Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:48, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) в современном понимании этого слова зародился в XVI веке в связи с появлением и развитием акционерных компаний и усилением эмиссионной активности, государства.
Фондовый рынок привлекает в течение последнего десятилетия пристальное внимание, как профессиональных участников рынка, так и хозяйствующих субъектов. Через рынок ценных бумаг реализуется государственная политика. Очевидным доказательством этого является приватизация и акционирование предприятий в России в 1990-е годы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание и значение рынка государственных
ценных бумаг……………………………………………………………….5
1.1 Сущность ценных бумаг……………………………………………….5
1.2 Рынок государственных ценных бумаг……………………………….8
2. Классификация государственных ценных бумаг………………………..15
3. Регулирование рынка государственных ценных бумаг…………………23
3.1 Понятие и цели регулирования………………………………………23
3.2 Государственное регулирование российского рынка
ценных бумаг…………………………………………………………..25
3.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг…………….30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовик по Финансам.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

 

Российские государственные ценные бумаги федерального уровня имеют следующую новейшую историю.

1) Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. (Государственные долгосрочные облигации — ГДО).

Размер займа - 79,7 млрд. руб. (в ценах 1991 г.). Вид ценной бумаги - предъявительская облигация. Номинал - 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).

Срок обращения - 30 лет (с 01.07.91 г. по 30.06.21 г.). Досрочные Погашения с 2000 г.

Купонная ставка - 15% годовых.

Обращение:

- только между юридическими лицами;

- котировки устанавливаются Центральным банком РФ еженедельно;

- риски инвесторов ограничены одним годом благодаря установлению цены «особая неделя» за 13 месяцев до ее наступления. [5, с. 127-129]

2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г.

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической дея­тельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физи­ческим лицам их валютные средства, которые к этому моменту храни­лись на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федера­ции в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводи­лись в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска -  предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа мо­гут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за кон­вертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облига­ций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.

3)              Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Выпускаются с 1993 г.

Сроки обращения - до 1 года. Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при  выпуске.

Форма существования - бездокументарная.

Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

Форма владения - именная. Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.

Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые прини­мают участие в определении цены облигации.

Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более дол­госрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. вы­пуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся, несмотря на все более сокра­щающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха – отсутствие экономического роста в стране.

4)     Облигации федерального займа (ОФЗ).

Начало выпуска - с июля 1995 г. Сроки обращения - свыше 1 года.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

Номинал - 1000 руб.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма владения - именная. Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным
купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом
устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней
доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущен­ных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ПД) со сроками обра­щения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоян­ным купонным доходом (ОФ - ПД) со сроком обращения 3 года и нуле­вым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

5)              Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Начало выпуска - август 1995 г.

Срок обращения – 1 - 2 года.

Номинал — 100 и 500 руб.

Форма существования - документарная.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма владения - предъявительская. Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавли­вается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквар­тально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерези­денты.

Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Мини­стерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

6)     Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сер­тификаты).

Сущность - предоставляют владельцу право получить при пога­шении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма существования - документарная с обязательным централизованным хранением. Форма владения - именная ценная бумага.

Наличие дохода - беспроцентная.

Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены ус­ловиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осе­нью 1993 г., с номиналом 10 кг.

          7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с це­лью погашения задолженности федерального бюджета перед соответ­ствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погаше­ния задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (ев­рооблигации).

С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называют­ся еврооблигациями.

Сроки размещения – 5-10 лет.

Номинал - в долларах США, в немецких марках и других валютах.

Доход - купонный, в процентах к номиналу (примерно 9-13% го­довых); выплачивается в валюте номинала 1-2 раза в год.

Форма существования  - обычно бездокументарная.

Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.


3. Регулирование рынка государственных ценных бумаг

 

3.1 Понятие и цели регулирования

 

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядоче­ние деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участни­ков: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятель­ности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, оп­ределяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятель­ности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятель­ности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инве­стиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или
организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой – эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счёте, именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

1)     поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2)     защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций. От преступных организаций и преступников вообще;

3)     обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4)     создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5)     в определённых случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых  обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

6)     воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);

7) защита общественных интересов на рынке.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

      создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

      отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

      контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

      систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участ­ников рынка.

 

3.2 Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

       

        Государство на российском рынке ценных бумаг выс­тупает в качестве:

1)     инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш­ленных предприятий;

2)     эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

3)     профессионального участника - при торговле акциями в ходе при­ватизационных аукционов;

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг