Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:48, курсовая работа
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) в современном понимании этого слова зародился в XVI веке в связи с появлением и развитием акционерных компаний и усилением эмиссионной активности, государства.
Фондовый рынок привлекает в течение последнего десятилетия пристальное внимание, как профессиональных участников рынка, так и хозяйствующих субъектов. Через рынок ценных бумаг реализуется государственная политика. Очевидным доказательством этого является приватизация и акционирование предприятий в России в 1990-е годы.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание и значение рынка государственных
ценных бумаг……………………………………………………………….5
1.1 Сущность ценных бумаг……………………………………………….5
1.2 Рынок государственных ценных бумаг……………………………….8
2. Классификация государственных ценных бумаг………………………..15
3. Регулирование рынка государственных ценных бумаг…………………23
3.1 Понятие и цели регулирования………………………………………23
3.2 Государственное регулирование российского рынка
ценных бумаг…………………………………………………………..25
3.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг…………….30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36
Российские государственные ценные бумаги федерального уровня имеют следующую новейшую историю.
1) Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. (Государственные долгосрочные облигации — ГДО).
Размер займа - 79,7 млрд. руб. (в ценах 1991 г.). Вид ценной бумаги - предъявительская облигация. Номинал - 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).
Срок обращения - 30 лет (с 01.07.91 г. по 30.06.21 г.). Досрочные Погашения с 2000 г.
Купонная ставка - 15% годовых.
Обращение:
- только между юридическими лицами;
- котировки устанавливаются Центральным банком РФ еженедельно;
- риски инвесторов ограничены одним годом благодаря установлению цены «особая неделя» за 13 месяцев до ее наступления. [5, с. 127-129]
2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г.
История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)
Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска - предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.
Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.
Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.
Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.
3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
Выпускаются с 1993 г.
Сроки обращения - до 1 года. Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.
Форма существования - бездокументарная.
Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.
Форма владения - именная. Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.
Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.
Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые принимают участие в определении цены облигации.
Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более долгосрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.
С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. выпуски ГКО возобновились.
Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся, несмотря на все более сокращающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха – отсутствие экономического роста в стране.
4) Облигации федерального займа (ОФЗ).
Начало выпуска - с июля 1995 г. Сроки обращения - свыше 1 года.
Форма существования - документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.
Номинал - 1000 руб.
Эмитент - Министерство финансов РФ.
Форма владения - именная. Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.
Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.
До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным
купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом
устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней
доходности по ГКО.
Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущенных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ПД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФ - ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.
5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Начало выпуска - август 1995 г.
Срок обращения – 1 - 2 года.
Номинал — 100 и 500 руб.
Форма существования - документарная.
Эмитент - Министерство финансов РФ.
Форма владения - предъявительская. Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.
Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.
Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.
Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.
6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты).
Сущность - предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.
Эмитент - Министерство финансов РФ.
Форма существования - документарная с обязательным централизованным хранением. Форма владения - именная ценная бумага.
Наличие дохода - беспроцентная.
Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.
Описанные характеристики золотого сертификата утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.
7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.
Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.
Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).
8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации).
С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
Сроки размещения – 5-10 лет.
Номинал - в долларах США, в немецких марках и других валютах.
Доход - купонный, в процентах к номиналу (примерно 9-13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1-2 раза в год.
Форма существования - обычно бездокументарная.
Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.
3. Регулирование рынка государственных ценных бумаг
3.1 Понятие и цели регулирования
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или
организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
- государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой – эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счёте, именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
2) защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций. От преступных организаций и преступников вообще;
3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
5) в определённых случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
6) воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);
7) защита общественных интересов на рынке.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
3.2 Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
1) инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
2) эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
3) профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;