Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и обоснование тенденций формирования и развития рынка драгоценных металлов, также поиск путей совершенствования системы государственного регулирования российского рынка драгоценных металлов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ 4
1.1. Сущность рынка драгоценных металлов 4
1.2. Роль рынка драгоценных металлов в механизме финансового рынка 5
1.3. Функции рынка драгоценных металлов 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В РОССИИ 16
2.1. Нормативные документы по работе на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ 16
2.2. Рынок драгоценных металлов в России: современное состояние и участники рынка 17
2.3. Состояние российского алмазно–бриллиантового комплекса и его роль на мировом рынке 20
2.4. Операции банков с драгоценными металлами 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В РОССИИ 30
3.1. Тенденции развития рынка драгоценных металлов 30
3.2. Проблемы развития рынка драгметаллов и камней, пути их разрешения 32
3.2.1. Рынок драгоценных металлов в кризис 35
3.2.2. Развитие ювелирного дела 36
3.2.3. Теневой рынок драгоценных металлов. 38
3.3. Зарубежная практика развития драгоценных металлов и драгоценных камней 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

к.р.Финансы.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Между тем, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных  камней влечет за собой неуплату налогов, рост контрафактной продукции, создание теневых финансовых схем, контрабанду, интеллектуальное пиратство, отмывание незаконно полученных средств, создание ОПГ, рост насилия в обществе, терроризм под прикрытием сепаратизма и другие криминальные явления. Все это, в конечном счете, вписывается в общую негативную тенденцию, которая в масштабах страны тормозит создание среднего класса и вызывает растущую социальную напряженность.

Конечно, всем понятно, что  сокращение незаконного оборота  драгоценных металлов – задача невероятно сложная и трудновыполнимая. Многие полагают, будто ею вообще незачем  заниматься.

В связи с этим необходимо привлечь банковское сообщество к обсуждению проблемы сокращения незаконного оборота драгоценных металлов, отмечая, что коммерческие банки России были и до сих пор являются одной из главных движущих сил рыночных преобразований в стране. Именно под их настойчивым давлением в разное время государством были приняты многие правово-нормативные акты, приближающие оборот драгоценных металлов к международным нормам. В условиях становления и развития рыночной экономики банки в решающей степени обеспечили возрождение отрасли и ее успешный выход на мировой рынок.

Банковское сообщество и сегодня активно поддерживает развитие отрасли, осуществляя кредитование, торговые операции и ведение металлических  счетов. Правда, в основном это работа с большим и лишь частично со средним бизнесом. Сейчас она тоже никак не влияет ни на теневой оборот драгоценных металлов, ни на связанные с ним криминальные финансовые операции, ни на малый бизнес с его неясными перспективами.

В нынешних условиях это естественно, потому что коммерческие банки не имеют реальной возможности повлиять на незаконные схемы финансирования, обеспечивающие теневой оборот драгоценных металлов (“черные” и “серые”), и создать вместо них законные и вполне прозрачные финансовые схемы. Об этом не может быть и речи при существующих правово-нормативных барьерах, не говоря уже о ничем не оправданных для банков рисках в будущем.

Вместе с тем замещение  незаконных финансовых схем прозрачными  схемами по инициативе и с помощью  банковского сообщества путем вытеснения незаконного оборота драгоценных металлов в правовое поле могло бы быть реальным при других, более благоприятных условиях. Эффективность государственной поддержки здесь, по-видимому, во многом будет зависеть от позиции и практики банковского сообщества и большого бизнеса в организации противодействия незаконному обороту драгоценных металлов. То есть от того, сумеют ли банки совместно с крупными компаниями оказать близким им по производственным интересам средним и малым предприятиям такую помощь в развитии, которая вызвала бы у теневого бизнеса добровольный отказ от “черных” и “серых” схем.

Не исключено, что в  этом случае возможно применение франчайзинговых, лизинговых, венчурных и других схем кредитования, приемлемых для юридических  лиц. Массовое предпринимательство, скорее всего, не впишется в эти схемы без законодательного введения процедур персонального банкротства, без достаточно ответственных гарантий региональных и муниципальных властей, а также действенного контроля со стороны гражданского общества. Но к этому все равно надо стремиться уже сейчас, хотя бы потому, что других путей в ближайшей перспективе пока не просматривается.

Об этом он намерен  более подробно говорить не только в ноябре в Москве на РДМК-2006, но и  в сентябре в Берлине, на международной конференции “Платиновые металлы в современной индустрии, водородной энергетике и в сферах жизнеобеспечения будущего”. Конференция в Берлине проводится под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Объединения торгово-промышленных палат Германии. В ней примут участие представители заинтересованных компаний со всего мира, а также международные организации, добивающиеся прозрачности мирового рынка драгоценных металлов.

3.3. Зарубежная практика развития  драгоценных металлов и драгоценных камней

 

Практика зарубежных стран, в частности  Канады и ЮАР, свидетельствует об особом интересе государства к обороту  драгоценных металлов и драгоценных  камней (ДМДК) в странах, где эти  продукты  производятся в существенном количестве. Государство в отношении этих товаров берёт на себя специальные функции. ДМДК выделяются от сходных по свойствам товарных групп (черные и цветные металлы, керамика, бижутерия) специальными нормами закона и подзаконными актами.

В общем можно сказать, что законы и политика государства стимулирует глубокую переработку драгоценного сырья на собственной территории, а также ограничивают возможности бизнеса по обороту этих ценностей из тех или иных соображений.

Что касается надзирающих государственных  органов, их компетенций и полномочий, то здесь наблюдается национальное своеобразие. Пожалуй, оно является  не персональным решением ответственных лиц (или лица), а коллективным продуктом множественных компромиссов законодательных идей с устойчивыми традициями  неформальных (вне-законодательных) практик. Особо ярко это проявляется в проблеме государственного клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов. Отсутствие обязательного государственного клеймения – это не вакуум правил торговли, не «базарный беспредел». Очевидно, существуют иные механизмы защиты прав потребителей драгоценных металлов и драгоценных камней. В ЮАР большинство населения не придаёт принципиального значения  пробе ювелирных сплавов (как и в Индии).

В США и Канаде, например,  отсутствие государственного клеймения компенсируется через доверительную культуру розничных продаж, спасительную активность саморегулирующих ассоциаций ювелиров, а также через угрозу высоких и неминуемых штрафов в русле строгой судебной практики по защите прав потребителей.

Отличие в двух аспектах. Первое – недропользование. В этой части в России существует жесткое административное регулирование: как предоставляются лицензии, как они прекращают свое действие и т. д. В России исторически сложилось, что недра принадлежат государству. В США и Канаде – смешанное право: часть недр принадлежит государству, часть находится в частном пользовании. Если недра принадлежат частному лицу, то сделки отличаются коренным образом. Когда частный владелец подписывает соглашение с финансистом или другим лицом, которое будет разрабатывать его месторождение, то в соглашении речь идет о выплате процентов (роялти). Роялти – это сбор, налог, который выплачивают владельцу либо как процент от стоимости реализованного товара, либо процент от прибыли.

Второй аспект – в плане продажи золота. Когда на Западе государство желает купить драгоценные металлы, то оно делает это на общих основаниях, без преимущественного права. Наше государство поступает иначе: оно представляет себе преимущественное право не платить вовремя производителю драгоценных металлов, отсрочить платежи. На Западе государство покупает драгоценные металлы, и не может быть и речи об отсрочке платежей, тем более на 5-6 месяцев, как это практикуется в России. Несмотря на то, что такая ситуация не стимулирует развитие рынка, в России государство по-прежнему не желает расстаться со своими привилегиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На всех этапах исторического развития драгоценные металлы играют важную роль в жизни людей. Они не ржавеют, не окисляются и поэтому не теряет своего внешнего вида. Благодаря этим уникальным свойствам эти металлы уже на протяжении многих веков привлекают пристальное внимание людей и находят широкое применение в различных сферах его деятельности.

Мировой рынок драгоценных  камней растет от года к году. И несмотря на последствия финансового кризиса, многие эксперты предполагают, что после его преодоления данный рынок будет развиваться и дальше. Сейчас мировые цены на алмазы, бриллианты резко падают, но как уже было сказано выше, в глазах людей драгоценные камни по–прежнему остаются одним из средств сбережения, поскольку драгоценные камни никогда не выйдут из моды.

В современном мировом  хозяйстве Россия представлена в  основном как поставщик сырья. Большинство  отраслей обрабатывающей промышленности страны до сих пор испытывают серьезные трудности не только на мировом, но и на национальном рынке. Добывая четверть всех алмазов, Россия производит всего лишь около 8 % бриллиантов, значительно уступая таким странам как Индия, Китай, Израиль, на долю которых приходится более 70 % мирового производства бриллиантов.

И в связи с этим, основная задача нашего производителя  – это повысить конкурентоспособность  продукции, внедрять, новые технологии в разработке месторождений и  переработку алмазов, объединять усилия с финансовым комплексом.

Рынок драгоценных металлов России развивается достаточно быстрыми темпами, но на этом рынке все еще существуют проблемы, к которым относятся:

- несовершенство нормативно-правовой  базы;

- неразвитость отдельных  сегментов вторичного рынка;

- низкая ликвидность  финансовых активов в металлах;

- отсутствие ценных  бумаг, номинированных в драгоценных  металлах или обеспеченных ими;

- ограниченность использования  обезличенных металлических счетов;

- наличие налога на  добавленную стоимость на слитки и памятные монеты;

- отсутствие полностью  сформированной рыночной инфраструктуры  и биржевого оборота металлов;

- сохранение повышенной  экспортной ориентации рынка  на фоне ограниченного внутреннего  спроса. 

Тем не менее, сегодня  рынок драгоценных металлов в России можно определить как формирующийся и имеющий значительный потенциал для развития. Расширение круга участников, развитие инструментов финансового рынка на основе драгоценных металлов, повышение активности банковского сектора, формирование спроса институциональных и частных инвесторов будут способствовать его эффективному развитию. Таким образом, для дальнейшего развития рынка необходимы, во-первых, благоприятная законодательная среда и экономическая ситуация; во-вторых, увеличение количества банков, способных предоставить полный комплекс услуг на основе наличного и безналичного металла.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98 г.
  2. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 г.
  3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.02 г. п.5 ст.7.
  4. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
  6. Указание Банка России от 28 мая 2003 года № 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы"
  7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (с изменениями от 1 декабря 1998 г., 24 августа 2004 г.)
  8. Положение  ЦБ  РФ  от  01.11.96  N  50  "О  совершении кредитными организациями   операций  с  драгметаллами  на  территории  Российской Федерации  и  порядке  проведения  банковских  операций с драгоценными металлами".
  9. Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра" от 23.07.97 N 767.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации "Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями" от 18.02.98 N 207 (в редакции Постановления Правительства от 08.05.98 N 432).
  11. Указ Президента РФ 26 от 11.01.07 “О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней”.
  12. Алексеев И.С. Золото, алмазы, люди. М.: Кнорус, 2008. -670 с.
  13. Балабанов И.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 288 с.
  14. Деловой аналитический журнал «Бизнесмен» Челябинск №5(24)2008.
  15. «Ювелирные Известия» ежедневная газета для профессионалов, статья «Сократить теневой оборот драгоценных металлов» 2 августа 2006 года.
  16. «Российская газета». – Федеральный выпуск №4281 от 30 января 2007 г.
  17. Отраслевое информационно-аналитическое агентство Rough&Polished, Владимир Тесленко - статья «Актуальные проблемы госконтроля» 21.02.2008.
  18. Радашевич В.Б. Как обеспечить конкурентоспособность ювелирной отрасли России // Драгоценные металлы- Драгоценные камни.- 2007.- № 8.
  19. Ведущий аналитик ГК «Алор» Анна Люканова - статья «Рынок драгоценных металлов в кризис» Журнал «Консультант», №11 за 2010 год.
  20. Васильев А. Хеджирование: возможность продавать золото дороже // Рынок ценных бумаг. – 2002. - №4. – 45 с.
  21. РДМК – 2007: Международная деловая конференция «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы» [Электронный ресурс]. –http://www.rdmk.ru.
  22. Галлямова А.З. Драгоценные металлы в структуре финансовых активов // Банковское дело. 2006. № 5.
  23. Российский рынок драгоценных металлов - итоги развития и проблемы дальнейшего роста.// "Рынок Ценных Бумаг", №4, 2002.



Информация о работе Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней РФ