Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и обоснование тенденций формирования и развития рынка драгоценных металлов, также поиск путей совершенствования системы государственного регулирования российского рынка драгоценных металлов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ 4
1.1. Сущность рынка драгоценных металлов 4
1.2. Роль рынка драгоценных металлов в механизме финансового рынка 5
1.3. Функции рынка драгоценных металлов 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В РОССИИ 16
2.1. Нормативные документы по работе на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ 16
2.2. Рынок драгоценных металлов в России: современное состояние и участники рынка 17
2.3. Состояние российского алмазно–бриллиантового комплекса и его роль на мировом рынке 20
2.4. Операции банков с драгоценными металлами 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В РОССИИ 30
3.1. Тенденции развития рынка драгоценных металлов 30
3.2. Проблемы развития рынка драгметаллов и камней, пути их разрешения 32
3.2.1. Рынок драгоценных металлов в кризис 35
3.2.2. Развитие ювелирного дела 36
3.2.3. Теневой рынок драгоценных металлов. 38
3.3. Зарубежная практика развития драгоценных металлов и драгоценных камней 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

к.р.Финансы.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Не смотря на все недостатки, сегодня рынок драгоценных металлов в России можно определить как формирующийся и имеющий значительный потенциал для развития. Расширение круга участников, развитие инструментов финансового рынка на основе драгоценных металлов, повышение активности банковского сектора, формирование спроса институциональных и частных инвесторов будут способствовать его эффективному развитию. Таким образом, для дальнейшего развития рынка необходимы, во-первых, благоприятная законодательная среда и экономическая ситуация; во-вторых, увеличение количества банков, способных предоставить полный комплекс услуг на основе наличного и безналичного металла.

3.2. Проблемы развития рынка драгметаллов и камней, пути их разрешения

 

Материалы «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы»

Оргкомитет РДМК-2007 и  информационно-аналитическое агентство  «Русская Ювелирная Сеть» с участием редакции журнала «Драгоценные металлы. Драгоценные камни» продолжают публикацию материалов «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы».

 «Круглый стол»  провели 29 января 2007 года в ИТАР-ТАСС  Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития  международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская Ювелирная Сеть». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и более 50 приглашенных работников СМИ.

Центральный вопрос дискуссии  — изменение таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий в соответствии с Указом Президента России «О совершенствовании  государственного регулирования ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» №26 от 11 января 2007 года. Указом отменены квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов.

В ходе дискуссии отмечалось, что отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней) период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависели в своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Участники рынка и  аналитики не склонны переоценивать  значение документа: отмена ограничений  по квотам кардинально ситуацию не меняет из-за сохранения государственной монополии на внешнеторговые операции и прежней схемы получения экспортных лицензий. У государства остается много рычагов для контроля над экспортом: одноканальная система экспорта через ФГУП «Алмазювелирэкспорт», лицензирование экспорта Министерством экономического развития и торговли РФ, осуществление экспорта через специализированные таможенные посты и участие государственных контролеров Министерства финансов РФ при оформлении поставок продукции за рубеж.

Российский рынок драгоценных  металлов и драгоценных камней продолжает оставаться одним из самым архаичных, сохраняя порядок, основы которого были заложены еще в советское время. Государство до настоящего времени сохраняет монополию на экспорт металлов платиновой группы и природных алмазов. Эта сфера является единственной во внешнеторговой деятельности (за исключением экспорта вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции. По мнению большинства участников рынка, темпы его либерализации должны быть ускорены. Отрасль надеется, что Правительство РФ воплотит в жизнь планы по дальнейшему реформированию рынка и приведению его в соответствие с международными нормами. Еще весной 2006 года Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщал о намерении Правительства создать до конца года на базе Гохрана, Пробирной палаты и ФГУП «Алмазювелирэкспорт» федеральные агентство и службу, регулирующие деятельность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Но эти планы по какой-то причине остались не реализованными. Указанная проблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 «Группы восьми» документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Данный рынок стоит перед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулирования экспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, в развитых странах этот рынок регулируется тремя способами: через экспортные пошлины, налоги и специализированные биржи. Этого достаточно для обеспечения государственного контроля и саморегуляции рынка.

По мнению некоторых  экспертов, от Указа выиграли более  мелкие российские производители платиноидов, в частности ЗАО «Артель старателей «Амур» и недавно перешедшая под  контроль группы «Ренова» «Корякгеолдобыча» (производят суммарно 6 — 7 т платины ежегодно, что составляет 30 — 35% от общего объема производства платины). Еще совсем недавно компании выражали недовольство многочисленными бюрократическими препонами при получении квотирования. Теперь перед ними остается лишь один государственный редут — лицензирование.

Участники «круглого  стола» обсудили ход дальнейшей работы по приведению в действие новых рыночных механизмов, которым предстоит заменить прежний порядок работы. Необходимо определиться и с тем, какие изменения следует внести в правово-нормативную базу отрасли, как и когда их предлагать в законодательные и исполнительные органы власти.

В этой связи в ближайшей  перспективе особого внимания потребуют  Федеральный закон «О драгоценных  металлах и драгоценных камнях» и вопросы присоединения России к ВТО. Министерство юстиции РФ, как известно, отклонило проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», разработанный группой депутатов Государственной Думы. Обсуждение нового Указа Президента РФ участниками «круглого стола» будет проходило с учетом дискуссии, которая к этому времени развернулась в отрасли и СМИ вокруг либерализации рынка и торговли с зарубежными партнерами. Сохранение государственной монополии на внешнеторговые операции, отсутствие четкого и понятного порядка получения лицензий на экспорт продукции – все это создает предпосылки для сохранения настороженного отношения потребителей к России из-за «непредсказуемости» поставок. Причиной этого были и остаются многочисленные бюрократические преграды, с которыми связано осуществление внешнеторговых операций.

3.2.1. Рынок драгоценных металлов  в кризис

 

Драгметаллы во времена  экономических потрясений всегда были неким спасительным кругом для обесценивающегося капитала, или, если хотите, тихой гаванью, где можно укрыться от финансовых бурь. Немеркнущий блеск золота выглядел более привлекательно, чем стремительно падающие в цене активы и непредсказуемое колебание курсов валют. Какова же сегодня ситуация, сложившаяся на рынке драгметаллов на выходе из кризиса? И что по-прежнему в цене — золото или платина?

Прежде чем вести  разговор о причинах быстрого восстановления рынка драгметаллов в 2009 году, хотелось бы остановиться на формах инвестирования в них. Сегодня рынок предлагает достаточное количество инструментов инвестирования, в которых драгоценные металлы являются базовым активом. Каждый из этих инструментов имеет свои плюсы и минусы.

В современных условиях популярность среди инвесторов набирает торговля фьючерсами на драгметаллы: золото, серебро, палладий, платину. Это самостоятельная спекулятивная деятельность, позволяющая, учитывая существующую высокую волатильность в сегменте драгметаллов на срочном рынке, не только сохранить, но и приумножить вложенные средства. Используя спекулятивную стратегию на рынке драгметаллов в 2009 году, можно было получить более значительный эффект, чем следуя традиционной стратегии «купи и держи».

Инвестиции в обезличенные металлические счета имеют ряд недостатков, основным из которых остается шаткое положение банковского сектора.

В кризисный 2008 год рынок  драгметаллов демонстрировал негативную динамику, чему способствовало сокращение реального спроса и инвестиционной привлекательности этих металлов. Исключением стало лишь золото, показавшее по итогам года нулевую динамику.

3.2.2. Развитие ювелирного дела

 

Российский рынок ювелирных  изделий в течение последних  пяти лет демонстрирует чудеса роста: согласно результатам маркетинговых  исследований, динамика развития ежегодно составляет 25-30%. На сегодняшний день этот сегмент рынка оценивается приблизительно в 4 млрд. долларов. Однако по прогнозам специалистов, в отрасли назревает кризис.

2008 год начался для  российских ювелиров с повышения  цен на золото: стоимость одной унции на мировых рынках достигла в конце января отметки в $942, в феврале – начале марта цена на золото была свыше $1000 – это самый высокий скачок цен за последнее 30-летие. В середине марта наступило временное понижение цены на золото до $907 за тройскую унцию. Но уже в начале апреля рост продолжился вновь. В текущем году, по сравнению с тем же периодом 2007 года, цена на золото увеличилась более чем на 35%. Основными факторами роста стали: рекордно высокие цены на нефть, угроза рецессии в американской экономике, вызванная кризисом в ипотечном секторе, падение американской валюты и, как следствие, рост спроса со стороны инвесторов на драгметалл, который всегда считался надежным вложением средств от инфляции. Прогнозы представителей челябинских ювелирных сетей неутешительные: дальнейшее ослабление курса доллара к евро вызовет еще больший рост цен на золото на Лондонской бирже, соразмерно этому будет и повышение цен на ювелирные изделия из золота.

Кроме того, ювелирная  отрасль достаточно уязвима: срок оборачиваемости  товара и возврата вложенных средств занимает продолжительное время, к тому же стоимость сырья – золота – постоянно растет.

Грядущее вступление России в ВТО и современные  условия рынка диктуют производителям и продавцам ювелирных изделий  новые правила игры: чтобы быть конкурентоспособными, компании вкладывают средства в оптимизацию производства, расширяют ассортимент своей продукции и создают собственный рынок сбыта. Значительную часть расходов составляют затраты на рекламные кампании (различные акции, скидки, раздача флаерсов и т. п.), которые используются как средство повышения узнаваемости своего бренда и увеличения объемов продаж.

На наш взгляд, наиболее заметной и агрессивной выглядит грандиозная раздача флаерсов от сети ювелирных магазинов «585». Компания выбрала экстенсивный путь развития: с 2006 года в массовом порядке открываются новые салоны в регионах РФ. В начале 2008 года их количество по всей России достигло 420. В планах компании – к концу 2009 года увеличить число магазинов до 1000(!). В Челябинске на сегодняшний день открыто 5 торговых точек этой сети. Чтобы войти на местный рынок ювелирных изделий и занять на нем существенную долю, «585» применила прием, основанный на эффекте обвальных скидок – порядка 50–60%, а также использовала акцию «1=2», когда при покупке 1 изделия второе покупатель получает в подарок. Однако, по оценкам игроков рынка, в реальности итоговая цена за грамм золота в данной сети оказывается не ниже среднерыночной: такие большие скидки возможны лишь в случае высокой первоначальной наценки – около 200%.

Вообще-то под скидкой  принято подразумевать своеобразный комплимент в адрес клиента. Как  правило, скидка делается не за счет дополнительной наценки на товар, а за счет осознанного  уменьшения компанией собственной  прибыли: компания делает скидку, понимая, что при этом она меньше заработает, но готова на это пойти, завоевывая лояльность постоянных клиентов. В то же время не все потребители могут провести в уме сложные математические расчеты соотношения наценки и реальной скидки, да и не каждый будет сравнивать цены в разных магазинах, тем более что ювелирные изделия даже при внешнем сходстве могут различаться по граммам и наличию в них драгоценных или полудрагоценных камней – этим-то и пользуются некоторые компании.

Экстенсивной стратегии  развития на протяжении многих лет придерживалась также крупная местная ювелирная сеть «Фианит»: ее салоны представлены не только на Южном Урале, но и в Свердловской, Тюменской, Курганской областях, в Башкирии, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Еще в июле 2007 года «Коммерсантъ» сообщал, что челябинская группа «Мизар», в состав которой входит «Фианит», собиралась провести ребрендинг и в течение трех лет увеличить количество ювелирных магазинов в регионах России с 80 до 400 салонов, которые должны были работать в новых форматах – «средний класс плюс» и премиум. Но планы челябинской сети неожиданно поменялись. По данным «РБК daily», в настоящее время Московский «Адамас», развивающий одноименную торговую сеть, ведет переговоры о покупке бизнеса челябинской ювелирной компании «Фианит». Сейчас московская компания проводит аудит челябинской ювелирной сети, по итогам которого будет определена сумма сделки. Пока она не раскрывается, но, по оценкам экспертов, может составить $15–20 млн.

Специалисты не отрицают и возможного глобального передела рынка с приходом иностранных компаний: часть небольших магазинов, вероятно, уйдет с рынка, либо объединится с крупными сетями. В частности, ходят слухи о возможной продаже сети «585» крупной иностранной компании. Но точными данными на этот счет редакция журнала «Бизнесмен» не обладает.

 

3.2.3. Теневой  рынок драгоценных металлов.

 

В настоящее время  незаконный оборот осуществляют вольноприносители (поиск и добыча драгоценных металлов), индивидуальные сборщики лома и отходов, огранщики, ювелиры, посредники (сбыт, торговля). Это многие десятки тысяч (а может, и сотни тысяч – по понятным причинам их никто не считал) активных, деятельных людей. Ранее – и в дореволюционной, и даже в советской России – они имели право самостоятельно заниматься своим делом, причем на законных основаниях.

Информация о работе Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней РФ