Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:04, реферат
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике,рыночному хозяйственному механизму.Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые.Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства,становление которого не может произойти в одночасье.Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии,которыми богата история рынка.Мы можем воспользоваться опытом других государств.
Введение. -2стр.
Глава 1. Сущность и особенности рыночного хозяйства
1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства -4стр.
1.2. Рынок и рыночная экономика -6 стр.
1.3. Характерные черты рыночного хозяйства -7 стр.
1.4. Исторические типы рыночного хозяйства -11 стр.
1.5. Нерыночный сектор экономики -13 стр.
Глава 2. Рыночный механизм
2.1. Основные элементы рыночного механизма -15 стр.
2.2. Само регулируемая и регулируемая части
рыночного механизма -17стр.
2.3. Рыночные регуляторы экономики -20 стр.
2.4. Государственное регулирование
рыночных отношений -22 стр.
2.5. Преимущества и недостатки
рыночного механизма -25стр.
2.6. Теорема Коуза -29 стр.
Заключение -35 стр.
Практическое задание -35 стр.
Список используемой литературы. -36стр.
• бесплодный класс на вырученные у собственников деньги покупает у производительного класса предметы потребления(1/5 сельскохозяйственной продукции):
• производительный класс на вырученные у бесплодного класса деньги покупает у этого же класса орудия производства:
• бесплодный класс приобретает у производительного класса сельскохозяйственное сырье для изготовления промышленной продукции.
Всего в процессе обращения между классами оказалось реализованной сельскохозяйственной продукции на3 млрд. ливров и на 2 млрд.ливров промышленных изделий. Оставшаяся у производительного класса продукция на 2 млрд.ливров используется самим этим классом на возмещение израсходованных семян и на продукты питания.
2. Схемы простого
и расширенного
I 4000 С +1000 V+ 1000 m = 6000
II 2000 С+ 500 V + 500 m = 3000 .
Обмен продукции между I иII подразделениями осуществляется на основании трех условий реализации общественного продукта. Первое условие: I (1000 V + 1000т) = II 2000 С.
Вновь созданная стоимость в первом подразделении должна быть равна потребляемому постоянному капиталу второго подразделения.Второе условие:
I (4000 С+1000V+1000 m)= I 4000 С +II 2000 С.
Сумма продукцииI подразделения должна быть равна потребляемому постоянному капиталу вI и II подразделениях.Третье условие:
II (2000С + 500 V +
500 т) = I (1000 V + 1000 т) +II (500 V + 500 т) . Объем
продукции второго
3. Схемы капиталистического
расширенного воспроизводства
4.Модель общего
экономического равновесия в
условиях действия закона
предложение спрос
Формула читается так:общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов,приносимых всеми факторами производства их собственникам.
При этом равновесие
лишь тогда достигнуто,когда
5. Модель«затраты - выпуск»В. Леонтьева.В. Леонтьев использовал идею макроэкономического равновесия Л.Вальраса и построил межотраслевой баланс (МОК)«затраты -выпуск». Шахматное построение МОБа обеспечивает соблюдение в нем равновесных состояний,когда итоги одноименных строк и столбцов равны между собой.
С помощью МОБ можно получить следующие виды равновесия:Отраслевое равновесие,например, для отрасли 1:
т.е. сумма счетов затрат отрасли1 равна сумме счетов выпуска ее продукции.Межотраслевое равновесие,например, для обрабатывающей и добывающей промышленности:
т. е. итог предложения продукции отраслью3 для отрасли2 равен итогу спроса отрасли3 на продукцию отрасли 2.
Общее равновесие,при котором совокупное предложение и совокупный спрос на товары равны.
2.3. Рыночные регуляторы экономики
В современной западной экономической литературе функционирование рынка как саморегулируемой системы обосновывается рационализмом экономического поведения субъектов рыночных отношений,В рационализме обнаруживается их линия поведения.которая проявляется в поиске наиболее оптимальных способов удовлетворения интересов и потребностей.Фирмы, добиваясь увеличения собственных выгод, одновременно— как бы направляемые«невидимой рукой» (А. Смит)— способствуют обеспечению общественных интересов.Фирмы применяют передовые технологии и методы организации производства,используют самую экономичную комбинацию ресурсов для изготовления данного объема продукции.Такое их поведение отвечает частной выгоде, одновременно рациональное использование ресурсов и снижение издержек ведет к увеличению общего богатства.В результате личная выгода,поощряемая и направляемая рыночной системой,в конечном итоге обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества.
Саморегулирующаяся экономическая система в виде принципа «невидимой руки» проявляется,с одной стороны,как форма организации экономической системы, с другой—как метод хозяйствования.
Форма организации саморегулирования.Ее основой выступает рыночная система.Она базируется на использовании многообразных форм собственности.различных организационно-правовых форм хозяйствования,разветвленной сети рыночной инфраструктуры.
Саморегулируемая
рыночная система предполагает образование
таких субъектов
Это методологическое
положение является теоретической
основой более глубокого процесса,
связанного с развитием рыночной экономики.Естественный ход ее развития базируется
на действии двух противоположных тенденций—
центробежной и центростремительной.Первая,
центробежная,тенденция ведет к перерастанию
простого обособленного производителя,возникшего
в процессе общественного разделения
труда при мелкотоварном производстве,в
крупные хозяйствующие субъекты в виде
монополистических объединений.Они появляются
в ходе развития производственных сил
и конкуренции между собой.Вторая, центростремительная,тенденция,
Метод хозяйствования
саморегулируемой системы основывается
на действии конкурентных и интеграционных
процессов. Это две противоположные тенденции
развития рыночной экономики. Как метод
хозяйствования конкуренция проявляется
в виде борьбы между товаропроизводителями
в процессе их функционирования.Интеграция
сопровождается функциональными взаимосвязями,согласованиями
в производственно-хозяйственной деятельности.Конкуренция
сопровождается соперничеством за увеличение
объемов производства,за расширение рынков
сбыта,за источники получения сырья и
материалов.Интеграция основывается на
взаимодействии рыночных субъектов хозяйствования
в процессе производства и сбыта продукции,а
также в сфере приложения капитала.Конкуренция
ведет к разъединению и разобщению товаропроизводителей.
Диалектика взаимодействия конкуренции и интеграции как форма проявления закона единства и борьбы противоположностей выступает в качестве внутреннего источника самодвижения,саморегулирования рыночной экономики.
К числу мер,направленных на усиление интеграционных процессов,нашедших широкое признание в результате развития рыночных отношений,относятся следующие:
• в области организации производства отдельные
фирмы объединяются в ассоциации в целях
расширения возможностей в производственном,научно-
• в области государственного регулирования разработаны и внедрены условия ограничения поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации производства.Система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями,которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности.обеспечивая товаропроизводителям«коридор свободы»,внутри которого они не в состоянии оказывать воздействие на соперников:
• в области обмена сформировалась концепция маркетинга.Она возникла в результате развития методов конкурентной борьбы и постепенно стала действенным механизмом интеграции сфер производства и потребления,базирующейся на консенсусе интересов независимых производителей и потребителей:
• в области
использования трудовых ресурсов создана
система занятости населения.
В заключение следует отметить,что в процессе размытия рыночная экономика продолжает сохранять при своем функционировании существенные негативные моменты, связанные с использованием не воспроизводимых ресурсов, с зашитой окружающей среды, с регулированием использования общенародных богатств к числу которых относятся запасы лесов,рыбы, диких животных.Интеграционные процессы действуют как тенденция при сохранении конкурентного соперничества.Они лишь оказывают стабилизирующее влияние на рыночные процессы,способствуют повышению устойчивости рыночной экономики как саморегулируемой системы.
2.4. Государственное
регулирование рыночных
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.Однако по вопросам,в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы
границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им
практических
подходов - от полного государственного
монополизма в управлении национальным
хозяйством до крайнего экономического
либерализма,когда
только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто
обосновывается
политической философией, требующей
подчинения личных интересов общественным.
Теоретические взгляды на государственное регулирование.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период
формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая
тогда экономическая
доктрина -меркантилизм- основывалась
на признании безусловной
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с
этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно,что
пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического
либерализма,которые
негативно оценивали
в экономику,сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и
никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того,что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику.Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство.
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный
по своим масштабам
размеры могут
служить критерием
формах,предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является
собственником предприятия.Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята